a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Игра - дело серьезное".

Автор: Жигалова Оксана Владимировна Опубликовано: 2015-01-28 22:04:14

Документы для скачивания

Игра – дело серьезное! Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка- игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период- через игру. Этим ребенок и занимается практически все время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность развиваться, знакомиться с «взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи. Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»? Как научить его- не прибегая к нудным увещеваниям- выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в игре! Разумеется, можно оставить ребенка один на один с игрой: мол, сам разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники, воспитатели в детском саду. . . Только не стоит у дивляться потом, откуда у ребен ка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят мороженое, не смотрят мультики, а только сп ят и работают», - мнение моего 6- летнего малыша вовсе не редкость среди его сверстников. Ролевые игры- известные всем «Дочки- матери», «Семья»- с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный- папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить ситуацию к лучшему. При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому трехлетнему или пятилетнему ребенку, поднять непростую проблему и помочь найти выход. Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть, как получится, не пытаясь объяснить что- то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме- взрослой, «ведомой» в этой игре- объяснить основную идею, распределить роли, согласовать с ней главны е сюжетные ходы. Кстати, при об суждении сюжета родители тоже имеют право голоса- и это поможет, не заостряя внимания, как бы, между прочим, донести до ребенка те идеи, которые вам хотелось бы с ним обсудить. Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне неинтересно! Я домой прихожу- мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться». Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и подключите фантазию- вашу и вашего ребенка. Вы валитесь с ног? Падайте! На диван, а лучше- на пол, на ковер. И играйте! Вы- Эверест, ребенок- Отважный Покоритель Горных Вершин, вы- Большая Белая Медведица, он- Медвежонок Умка. . . Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка, побуждаете его думать и фантазировать. А еще для дальнейшей жизни очень полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки з рения другого- с по зиции мамы или дедушки, великана или комара, Новой Картонной Коробки или Старого Башмака. С ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам. Незаслуженно забытые « ходилки »- бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша- науча т соблюдать очередность; случай ность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз. Любимая игра нашего детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме бо ль шое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому начинать следует с двух- тр ех «корабликов», постепенно уве личивая «флотилию». Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото- старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию бабушек, деду шек, младших и старших братьев и сестер. Кстати, в последнее время возрождается и другая семейная игра- бирюльки, которая, помимо внимания и умения сосредоточиться, отлично тренирует мелкую моторику кисти. Конечно, ребенок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать, ка к достойно проигрывать и выигры вать без злорадства, могут только родители. Их задача- сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слезы и огорчение, а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя»- из- за страха проиграть, оказаться неуспешным. Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека. Игра, как ничто другое, развивает воображение. И опять же, именно родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить. Многие родители считают игру чем- то бесполезным, пустой тратой вре мени и сил. Поэтому не поощряют, а, скорее, подавляют игровую деятельность или, в крайнем случае, стараются направить в «полезное» русло- в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Дьенеша, рамки- вкладыши Монтессори, уникуб Никитиных. . . Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых ребенок не идет вперед, а останавливается, многократно повторяя уже пройденный путь, или теряет к занятиям интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и другие игры, ведь они направлены на развитие только познавательной сферы, а другие с тороны личности остаются в зача точном состоянии, обедняются. А «не доигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру- ведь то, что его ровесники «прошли» в игре с родителями в сензитивный( благоприятный для развития) период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку. Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство- и давайте играть!

Оставить комментарий: