a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа Летней полевой практики

Автор: Казак Анна Александровна Опубликовано: 2023-07-06 16:46:05

Программа

летней полевой практики

по экологии

«ЭКОС»

Руководитель:

учитель Химии

Казак Анна Александровна

с. Лермонтовка -2022 г.

Пояснительная записка

«Вместо путешествий в далекие страны,

на что так жадно кидаются многие,

приляг к лужице, изучи подробно существа —

растения и животных, ее населяющих,

в постепенном развитии и взаимно непрестанно

перекрещивающихся отношениях организации

и образа жизни, и ты для науки сделаешь

 несравненно более, нежели многие путешественники…»

 К.Ф. Рулье

Пояснительная записка

         Рабочая программа разработана на основе  компонента федерального государственного стандарта, полностью соответствует содержанию школьной рабочей программы по биологии, с дополнениями, не пре­вышающими требования к уровню подготовки обучающихся, и предназначена для расширения биологического кругозора обучающихся на примере изучения организмов своего края. Полевая практика, проводимая с обучающимися в летний период позволяет  на немногих ярких примерах ознакомить школьников с этим предметом, ввести в курс некоторых проблем.  При прохождении практики школьники приобретают навыки натуралистической и природоведческой работы, расширяют и углубляют знания по ботанике и зоологии, полученные в течение учебного года, закрепляют навыки пра­вильного поведения в природе и бережного отношения к ней. [2]

Цель: актуализация  теоретических знаний курса биологии в ходе изучения объектов живой природы в естественных условиях, углубление биологических и экологических знаний обучающихся, расширение представлений о понятии «живая природа», развитие навыков наблюдения за природой, стимулирование познавательной активности обучающихся, формирование активной исследовательской позиции.

Задачи:

  1. Формирование учебных умений практического и исследовательского характера;
  2. Формирование у школьников отношения к живой природе как к объекту и сфере собственной практической деятельности;
  3. Формирование экологического мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на земле.
  4. Познакомить с биоразнообразием организмов, населяющих планету
  5. Обучить основным методам, применяемым в исследовательской полевой деятельности;
  6. Заложить основы навыков работы с научной литературой и другими источниками информации;
  7. Научить пользоваться некоторыми лабораторными приборами и инструментами, необходимыми для выполнения конкретного исследования;
  8. Научить идентифицировать биологические объекты, используя определители, атласы и другую биологическую литературу;

9.Сформировать навыки методичности и аккуратности в проведении опытов и наблюдений;

  1. Сформировать навыки самостоятельных наблюдений в природе; • сформировать навыки самостоятельного поиска необходимой информации в разных источниках: литературе, интернете и т. д
  2. Способствовать формированию активной жизненной позиции, в том числе и в сфере экологических проблем

Сущностью предлагаемого данной программой подхода является проведение со школьниками краткосрочных экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Таким образом, программа экологических практикумов представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу экологического воспитания детей.

Занятия проводятся в форме краткосрочных полевых экологических практикумов.

Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования - «натуралистический» подход и методы «полевой экологии».

          Биологическая систематика - предмет очень обширный и охватить его наиболее полно в сроки, отведенные школьной программой в течение учебного года, невозможно.

Полевая практика, проводимая с обучающимися в летний период позволяет  на немногих ярких примерах ознакомить школьников с этим предметом, ввести в курс некоторых проблем.  При прохождении практики школьники приобретают навыки натуралистической и природоведческой работы, расширяют и углубляют знания по ботанике и зоологии, полученные в течение учебного года, закрепляют навыки пра­вильного поведения в природе и бережного отношения к ней. Работа школьников складывается из экскурсий в природу и обработки собранного материала в лаборатории. На экскурсиях школьники знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики (флорой и фауной), закономерностями сло­жения биоценозов, с биологией и экологией отдельных видов. За период практики они получают навыки флористической работы, осваивают методику биоморфологического описания, определения растений и животных. При работе в природе школьники должны руко­водствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и фауны. Особенное внимание уделяется редким и исчезающим видам. Обучающиеся развивают навыки работы с определителем непосредственно в при­роде, описания и зарисовывания растений и животных на месте обитания, не нанося им ущерба. Летняя практика способствует развитию у школьников наблюдательности, умения ориентироваться в природе, вызывает у них повышенный интерес к предмету «Биология»,  обеспечивает более эффективное его усвоение. Индивидуальную работу школьники выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.). Летняя полевая практика рассчитана на10 дней , по 4 часа в день (всего 40 ч). Для работы в период практики привлекаются учащиеся 5-7х классов.

На изучение ботаники отведено 20 часов, на изучение зоологии беспозвоночных и позвоночных – 20 часов. По итогам практики обучающиеся предоставляют отчёт по указанной форме.

Число учащихся.

Число учащихся, одновременно проходящих курс обучения, зависит от «физических» возможностей места проведения практикумов. С точки зрения оптимальности ведения учебного процесса учебные занятия ведутся в группах по 8-12 человек на одного преподавателя.

Основные методы и формы работы с детьми.

Основным методическим подходом в рамках данной программы является «натуралистический» подход - т. е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях.

Двумя основными формами обучения, при этом, являются экскурсии и самостоятельная исследовательская работа.

Экскурсионная форма обучения предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы -рельефом, почвами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями в экосистемах. Основной упор на экскурсиях делается на наиболее широко распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные для познания закономерности их существования.

Самостоятельная исследовательская предполагает углубленное изучение природы путем проведения детьми определенного набора географических, биологических и комплексных экологических исследований, с использованием заранее отобранных, адаптированных и апробированных методик.

Самостоятельная исследовательская работа учащихся включает: постановку целей и задач исследования, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных, написание отчета (статьи, проекта), его защиту на учебно-исследовательской конференции.

При выполнении самостоятельных исследовательских работ учащиеся могут пользоваться методическими пособиями, которые являются неотъемлемой составной частью программы (книги 2-5) и позволяют, в общих чертах, вести исследования самостоятельно. Функция преподавателей на этом этапе ограничивается консультациями и общим «курированием» процесса работы.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения по программе обучающиеся будут знать:

  • место биологии и экологии в системе естественных наук;
  • основные экологические проблемы урбанистической среды;
  • основные группы животных и растений, обитающих на планете, а так же группы животных и растений, связанных с человеком и особенности их экологии;
  • особо охраняемые территории и режимы их эксплуатирования;
  • основные методы, применяемые в исследовательской полевой деятельности;
  • принципы работы с научной литературой и другими источниками информации;
  • основные музеи города биологической ориентации.

Уметь:

  • вести записи наблюдений в полевом дневнике;
  • пользоваться определителями и атласами растений и животных.
  • собирать, фиксировать, этикетировать полевой материал;
  • выполнять первичную обработку материала;
  • пользоваться некоторыми лабораторными приборами и инструментами, необходимыми для выполнения конкретного исследования;
  • планировать наблюдение, несложное экологическое исследование; описать и анализировать свои наблюдения;

Обладать навыками:  обработки, систематизации и хранения материала; • сбора морфометрических данных;

  • подбора научной литературы, поиска и подбора информации в Интернете; • выполнения учебной проектной или исследовательской работы (под контролем педагога);
  • создания презентаций.

Обучающиеся будут иметь представление о связи живых организмов и их взаимосвязанного существования в природе; научатся более бережному и ответственному отношению к родной природе, уважительному отношению к чужому мнению, умению слышать оппонента, приобретут навыки умения работать в коллективе, будут обладать активной природоохранной позицией.

Формы подведения итогов.

 Формой подведения итогов реализации программы является публичная защита итоговой работы (учебного исследования или проекта). Лучшие работы рекомендуются к участию в конкурсах и конференциях учебно-исследовательских и проектных работ окружного, городского и более высокого уровня. Результат освоения программы также фиксируется во время участия обучающихся в различных олимпиадах, турнирах, учебно- исследовательских конференциях и практических мероприятиях.

Методическое обеспечение программы.

 Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся преимущественно с использованием словесных методов, подкрепленных наглядным материалом, фото- и видеорядом. Практическая часть программы предусматривает работу с натуральными объектами (гербарии, коллекции и т.д.), картами, лабораторными приборами и инструментами (микроскоп, весы, штангенциркуль, лабораторная посуда и т.д.).

Материально-техническое обеспечение программы:

  • наличие учебного помещения со столами и стульями, доской и техническим оборудованием для демонстрации наглядного материала, видео- и аудиоматериалов;
  • наличие технических средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор);
  • наличие наглядных и дидактических материалов (таблицы, схемы, карты, учебные коллекции и другие материалы);
  • наличие лабораторных средств обеспечения исследовательской деятельности (микроскопы, бинокли, аптечные весы, штангенциркуль, лабораторные инструменты, и т. п.);
  • наличие интернета для осуществления подборки литературы по темам выполняемых исследований.

 Дидактическое обеспечение программы:

На занятиях используется раздаточный материал: коллекции мхов и лишайников, моллюсков, членистоногих, насекомых, гербарии, перья птиц и т. д Используются мультимедийные пособия по организации полевой практики и мультимедийные определители в количестве 12 штук. При работе с микроскопами используются как стандартные наборы микропрепаратов, так и изготовленные преподавателями или непосредственно обучающимися к конкретному занятию.

Риски, связанные с выполнением программы:

  1. Не всегда имеется необходимое оборудование, поэтому часть мероприятий проводится в условиях лаборатории.
  2. Ограничение в пользовании транспортом.
  3. Могут измениться погодные условия.
  4. Оплату производят родители, поэтому работа проводится с одноразовым питанием, что сокращает полезное время.

Общая структура программы.

Полевая практика по ботанике

Цель: способствовать расширению  знаний обучающихся

по дисциплине «Ботаника» и изучение флоры и растительности калужского края.

Задачи:

- получение знаний об основных фитоценозах, их структуре, распространении, классификации, значении;

- укрепление знаний по морфологии и систематике растений, местной флоре и значении растений в жизни человека;

- овладение методикой сбора гербарного материала;

- составление морфологического и систематического гербария;

- привитие навыков рационального использования растений и их охраны.

          Основу летней практики по ботанике составляют экскурсии, во время которых обучающиеся знакомятся с живыми растениями в естественных условиях и собирают материал для дальнейшего изучения и гербаризации. Каждая экскурсия посвящена определенной теме и заданию, предусмотренному учебной практикой, проводится под руководством преподавателя по заранее намеченному плану.

Полевая практика по зоологии.

 Цель: способствовать расширению знаний о фауне калужского края.

Задачи:

- ознакомление с фауной своего края.  У обучающихся должно формироваться наиболее  полное представление о фауне наземных беспозвоночных и позвоночных района практики (о видовом составе, распространении, численности, характере пребывания, жизни, биологических особенностях и о той роли, которую играют в сообществе виды местной фауны.)  Эта задача включает в себя развитие  навыков определения животных в полевых условиях;

- знакомство обучающихся с зоологическими методиками, используемыми при проведении полевых исследований;

- выявление взаимоотношений животных организмов и окружающей среды;

- формирование у обучающихся природоохранного сознания, этического отношения и любви к живой природе.

         В программе полевой практики важное место занимает знакомство с беспозвоночными, играющими ключевую роль в природных экосистемах, имеющими большое практическое значение (опылители, почвообразователи, промысловые виды, вредители сельского и лесного хозяйства, паразиты домашних животных и человека, переносчики заболеваний). Особое внимание следует уделить организмам, которые могут быть индикаторами состояния окружающей среды и ее антропогенной трансформации. На практике обучающиеся продолжают знакомиться с принципами охраны природы и участвуют в мероприятиях по сохранению отдельных групп изучаемых живых организмов.

   Полевая практика по зоологии позвоночных предполагает знакомство с типичными представителями наземной фауны калужского края. У зоологии позвоночных есть одна важная особенность. Мы, человеческие существа, сами являемся позвоночными животными. Наше тело, наши органы чувств, мозг, многие элементы поведения обладают строением и особенностями типичными и для всех остальных млекопитающих. Еще Чарльз Дарвин обратил внимание на единое происхождение эмоциональной системы и множества черт поведения у человека и животных. По образному выражению Киплинга, вполне корректному с точки зрения биологической систематики, “мы с ними одной крови”. Изучая позвоночных животных, мы во многом изучаем и понимаем глубже самих себя.

 

 Формы отчётности школьников

  1. Альбом с зарисовками видов растений (не менее  5 видов), определением систематического положения каждого вида. Рисунки сопровождаются описанием морфологии растений.
  2. Рисунки и морфологическое описание видов беспозвоночных животных (не менее 2 видов).
  3. Морфологическое описание и особенности экологии типичных видов позвоночных животных (не менее двух представителей каждого из изученных классов).
  4. Сообщение о позвоночных животных (на примере одного вида) по предложенному плану.
  5. Представление оформленного проекта и подготовленное реферативное сообщение.

Руководство и контроль за выполнением программы профильного объединения

Общий контроль за выполнением программы осуществляют начальник лагеря, администрация школы.

Непосредственное руководство работой профильного объединения  осуществляет Гордиенко Людмила Викторовна – учитель биологии МБОУ СОШ Лермонтовского сельского поселения.

Руководители смены и руководитель программы несут полную ответственность за жизнь и безопасность  участников в период проведения смены, обеспечивают  учебно-воспитательный процесс, выполнение режима и плана работы объединения.

План работы объединения

день

Вид деятельности

Задачи

1

Составление учебного гербария

 

1. Ознакомить с оборудованием и техникой работы с ним;

2. Выработать правила выбора растений для гербария, процедуры сбора, высушивания, монтиро­вания и хранения гербариев, в том числе и отдельных сложных групп растений.

 3. Ознакомить с техникой объемной суш­ки, составлению коллекций плодов и семян, грибов, мхов и лишайников.

4. Отработать процедуру определения растений по опре­делителям.

 

2

Изучение флоры своей местности

1. Ознакомить с общей схемой организации работы.

2. Выбрать и разработать маршрут обследования местности.

3. Составить список  видов растений произрастающих на указанной местности.

4. Развить навыки по определению растений, сбора растений для гербария.

5. Формировать умения по составлению отчёта.

 

3

Морфологическое описание цветкового растения

 

1. Ознакомиться с планом опи­сания цветкового растения, который поможет «структурировать» сведения об изучаемом расте­нии;

2. Изучить устройство и правила ра­боты с определителем растений, а также приво­дятся общие сведения по внешнему строению (морфологии) цветкового растения, необходимые для диагностики видов.

 

4

Картографирование лесных фитоценозов.

1. Изучение методики исследования.

2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.

3. Проведение исследования.

4. Оформление отчёта.

 

5

Особенности видового состава и биотопического распределения дневных бабочек окрестностей школы.

1. Изучение методики исследования.

2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.

3. Проведение исследования.

4. Оформление отчёта.

 

6

Изучение динамики роста дерева по годичным кольцам

1. Изучение методики исследования.

2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.

3. Проведение исследования.

4. Оформление отчёта.

 

7

Изучение суточной активности комаров.

Задачи:

1. Изучение методики исследования.

2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.

3. Проведение исследования.

4. Оформление отчёта.

 

8

Оценка густоты тропиночной сети на объектах рекреации в окрестностях школы.

 

1. Изучение методики исследования.

2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.

3. Проведение исследования.

4. Оформление отчёта.

 

9

Распределение и численность певчих птиц в различных типах местообитаний.

1. Изучение методики исследования.

2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.

3. Проведение исследования.

4. Оформление отчёта.

 

 

 

 

 

10

 

1.Изучить методику

 наблюдений.

 

 

Изучение лесных беспозвоночных.

1. Изучение методики исследования.

2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.

3. Проведение исследования.

4. Оформление отчёта.

 

 

 

Смета расходы программы

профильного объединения «Летняя экологическая практика»

 

Наименование

Цена

Количество

Сумма

1

Питание

100 р

1 000 *10

10 000 р

2

Канцтовары

50 р

50*10

500 р

3

Средства гигиены для уборки помещения, мытья посуды, туалетные принадлежности, бутилированная вода, бумажные полотенца

50 р

50*10

500 р

4

Поступившие средства

11 000 р

Источник поступлений

Родительская плата

 

 

Литература

 

 

1. Как организовать полевой экологический  практикум ? Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования. Мультимедийное пособие. Издательство «Ассоциация Экосистема».

2. Карнюхина Г.М. «Рабочая программа полевой практики по биологии», учитель биологии МБОУ СОШ №1 имени Героя России М.Г. Ефремова, г. Таруса ( электронный ресурс)

3. Экологические исследования школьников в природе. Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования. Мультимедийное пособие. Издательство «Ассоциация Экосистема».

4. ЭкоГид: путеводитель по экосистемам. Компьютерные иллюстрированные определители. Мультимедийное пособие. Издательство «Ассоциация Экосистема».

 

 

Занятие № 1: Составление учебного гербария

Цель: ознакомить учащихся с правилами сбора гербариев травянистых растений.

Задачи:

  1. Ознакомить с оборудованием и техникой работы с ним;
  2. Выработать правила выбора растений для гербария, процедуры сбора, высушивания, монтиро­вания и хранения гербариев, в том числе и отдельных сложных групп растений.
  3. Ознакомить с техникой объемной суш­ки, составлению коллекций плодов и семян, грибов, мхов и лишайников.
  4. Отработать процедуру определения растений по опре­делителям

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. План проведения занятия.

1)Зачем собирают гербарий?

Необходимость сбора гербариев возникает при:

  • составлении флоры (списка видов) какой-либо территории;
  • для выявления ареалов (областей произрастания) видов;
  • для выяснения экологической и биотопической приуроченности видов;
  • для изучения каких-либо особенностей видов, например, географической или

экологической изменчивости;

  • при описании новых видов;
  • в учебных и демонстрационных целях.

Перед выходом на ботаническую экскурсию с группой - подробно объясните учащимся цель работы и объекты сбора, чтобы учащиеся не собирали только красивые растения.

2) Оборудование для сбора гербария

Перед началом сбора гербария подготавливается необходимое оборудование: 1) гербарная сетка с веревкой; 2) гербарная папка; 3) копалка; 4) бумага для закладки (на "рубашки"); 5) бумага для этикеток; 6) нож; 7) фильтровальная бумага; 8) вата.

 

Что нужно взять на ботаническую экскурсию: 1) Гербарная папка с рубашками; 2) копалка; 3) нож; 4) листочки бумаги для черновых этикеток; 5) карандаш; 6) полевой дневник; 7) план местности; 8) компас.

3) Как выбирать растения для гербаризации

  • Растения должны быть здоровыми, целыми и "средними" во всех отношениях

(если, конечно не ставится целью изучение повреждений или морфологической измен­чивости).

  • Собирают обычно экземпляры цветущие (или спороносящие). Если растение двудомно (разнополо), то собирают экземпляры и мужские, и женские.
  • Если у одного и того же вида в разном возрасте, или в разных местах растения

наблюдаются побеги различного вида (например, удлиненные и укороченные) или ли­стья по разному выглядят - все их надо собрать в гербарий.

  • Кроме того, многие группы растений требуют сбора в различных состояниях, так как их определяют по разным признакам.

 

4) Основные правила закладки растений

Сразу после того, как растение собрано, его надо заложить в папку, так как под-вядшие листья расправлять значительно труднее.

Подземные части тщательно очищаются от земли.

Затем растению придается та форма, которую Вы хотите видеть в готовом герба­рии. Главный принцип расположения на листе бумаги - чтобы растение выглядело по возможности наиболее естественно, но с учетом эстетики.

Очень важное правило: в каждый лист с растениями необходимо вложить рабо­чую этикетку.

На этикетке следует указать дату сбора, географическое положение, в каком биотопе рос данный вид. В некоторых случаях указываются и другие данные, напри­мер, для мхов и лишайников, растущих на коре, - породу дерева, для паразитов, типа заразихи, - название растения-хозяина.

На память полагаться нельзя! Растения в гербарии, не имеющие сопроводительных данных, бессмысленны, а выкидывать уже засушенные экземпляры по причине отсут­ствия этих данных - непростительный грех для ботаника.

5) Сушка растений

По прибытии домой растения из гербарной папки перекладываются в гербарную сетку, по возможности сразу же. Укладываются они в тех же рубашках, в которые бы­ли заложены на экскурсии.

6)Монтирование гербария

Готовые растения, высушенные и определенные, монтируются на листе плотной бумаги (типа чертежной, 1/4 листа ватмана, формат А-3), размером примерно 30 х 45 см.

В правом нижнем углу листа приклеивается этикетка. На этикетке указываются:

точное латинское название (рода и вида);

местообитание - лес, луг, болото (какие, достаточно подробно), микрорельеф, вы­сота местности над уровнем моря, положение относительно русла реки (пойма, терраса и т.д.), тип почвы (если возможно);

местонахождение (географический пункт) - республика, область (край), район, ближайший населенный пункт, если есть река - положение относительно нее;

дата сбора;

Ф.И.О. собравшего растение;

7) Хранение гербария

Готовый гербарий складывается в пачки по 15 - 20 листов, причем укладывать их лучше корнями в разные стороны, чтобы пачка была одинаковой толщины и листы гер­бария не перегибались.

Пачки удобно хранить в картонных папках.

Гербарий хранится в шкафах в сухом помещении, регулярно проветриваемом. Шкафы должны плотно закрываться.

8) Определение растений

Растения в гербарии должны быть определены. Для определения растений сущест­вует специальная литература: определители флор регионов, определители различных групп растений.

Определять лучше свежие растения.

Рефлексия:

  1. Что ты сегодня нового узнал для себя?
  2. Что у тебя получилось лучше всего?
  3. Что у тебя не получилось?
  4. Какие открытия удивили тебя?

 

 

Тема № 2: Изучение флоры своей местности

Цель: ознакомить с методикой ход работы по составлению флоры своей местности.

Задачи:

  1. Ознакомить с общей схемой организации работы.
  2. Выбрать и разработать маршрут обследования местности.
  3. Составить список видов растений произрастающих на указанной местности.
  4. Развить навыки по определению растений, сбора растений для гербария.
  5. Формировать умения по составлению отчёта.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

2.Ход выполнения полевой работы

Техника выполнения полевой части работы достаточна проста - местность необхо­димо наилучшим образом обследовать и попытаться обнаружить все виды произра­стающих на данной территории растений. В реальности, посетить все укромные уголки местности, конечно же, невозможно, поэтому при проведении подобного исследования придерживаются следующей техники.

       Прежде всего, еще до начала полевой работы тщательно изучают карту местности и определяют границы района исследования. Обычно, при выполнении данной работы группой учащихся в 10-15 человек и н аличии одного или двух дней, площадь обсле­дуемой территории составляет 1-3 км2 (при условии, что местность более или менее знакома исследователям или их руководителям и на нее имеется карта).

На всём протяжении экскурсии каждая из групп регистрирует все виды встречае­мых растений. Те растения, в названии которых исследователи уверены, - просто запи­сываются в полевой дневник, а образцы незнакомых - собираются.

Каждое вновь встречаемое растение следует сопровождать записью в полевом дневнике, независимо от того, отбирается оно в гербарий, фотографируется или про сто заносится в список.

В дневнике следует записывать: вначале как обычно - общие сведения о месте (административное и местное положение района сбора), дате и погодных условиях дня. Затем следует список растений, где для каждого из них указываются: название - науч­ное (если растение определено на месте), условное или номер (если определение откла­дывается на потом), тип местообитания (название растительного сообщества) и фено­логическое состояние растения. Последняя запись делается условными обозначениями в соответствии с общепризнанными стандартами:

Рефлексия:

  1. Что ты сегодня нового узнал для себя?
  2. Что у тебя получилось лучше всего?
  3. Что у тебя не получилось?
  4. Какие открытия удивили тебя?

 

Тема № 3: Морфологическое описание цветкового растения

Цель данного занятия -научить школьников определять и правильно опи­сывать растения, а также познакомить их более глубоко (по сравнению с первоначальным озна­комлением с морфологией растений, со строением растений.

Задачи:

  1. Ознакомиться с планом опи­сания цветкового растения, который поможет «структурировать» сведения об изучаемом расте­нии;
  2. Изучить устройство и правила ра­боты с определителем растений, а также приво­дятся общие сведения по внешнему строению (морфологии) цветкового растения, необходимые для диагностики видов.

Ход занятия:

  1. 1. Организационный момент.

2.Морфология цветкового растения.

Одной из отличительных особенностей высших растений можно считать расчленение их тела на органы.

Все органы растения условно подразделяют­ся на две группы: органы, служащие для поддер­жания индивидуальной жизни, называются веге­тативными, органы, обеспечивающие сохранение вида в потомстве - генеративными.

План описания цветкового растения

Название растения (русское и латинское).

Общие сведения о растении - деревянистое, травянистое, однолетнее, двулетнее, высота, опу­шение и другие особенности поверхности.

Корень - форма, степень ветвистости, тол­щина, видоизменения (если есть).

Корневище - направление роста, степень ветвистости, длина, толщина.

Клубни, луковицы - величина, форма, цвет.

Стебель - степень ветвистости, направление ветвей, направление роста, поперечное сечение, степень развития междоузлий, олиственность.

Лист - прилистники, их форма, наличие рас­труба; отдельно по высотным группам листьев: листорасположение, прикрепление, форма пла­стинки, основания, верхушки, края, расчленение, видоизменения.

Цветорасположение - тип соцветия, форма и длина цветоножки, наличие и форма кроющего листа и прицветников.

Цветок - полный или нет, симметрия.

Цветоложе - форма.

Околоцветник - простой: венчиковидный или чашечковидный, срастание, число листочков, форма и цвет листочков; двойной: чашечка - сра­стание, число, форма и цвет чашелистиков или зубцов, остаётся ли при плоде.

Андроцей - срастание, число тычинок, длина и форма тычиночной нити, форма пыльника и спо­соб его прикрепления.

Гинецей - число пестиков.

Завязь - положение.

Столбик и рыльце - число, форма.

Плод - тип, консистенция околоплодника.

Семя -величина, форма, цвет, опушение.

Рисунок растения, цветка и его частей.

Название семейства, рода и вида.

Рефлексия:

  1. Что ты сегодня нового узнал для себя?
  2. Что у тебя получилось лучше всего?
  3. Что у тебя не получилось?
  4. Какие открытия удивили тебя?

 

Занятие № 6 Изучение суточной активности комаров.

Цель исследования: Изучение суточной активности комаров в зависимости от типов местообитаний и погодных условий (при наличии достаточного количества детей, заинтересовавшихся этой темой, параллельно можно провести исследование эффективности действия различных антикомариных средств).

Задачи:

  1. Изучение методики исследования.
  2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.
  3. Проведение исследования.
  4. Оформление отчёта.

Ход работы:

  1. Организационный момент.
  2. Выполнение работы.

1) Указания по выполнению работы: определяется несколько точек проведения исследования в различных биотопах в зависимости от конкретных условий (на берегу водоема, на открытых участках, в лесу и т.д.). Один раз в час одновременно учетчики в выбранных точках в течение 10 минут подсчитывают комаров, севших на обнаженное предплечье руки. Каждый учетчик заполняет отдельный бланк. Если лагерь стационарный, то подобные учеты в выбранных биотопах можно организовывать один раз в пять дней, накапливая материал за 2-3 смены. При обработке собранных данных определяются пики суточной активности комаров, а также различия в их биотопическом распределении. При параллельном исследовании результативности репеллентов делаются выводы о наиболее действенном средстве с максимальной продолжительностью защиты.

Ожидаемые результаты: информация о минимумах и максимумах суточной активности комаров в различных биотопах, зависимость суточной активности от погодных условий как основа для разработки защитных мер для человека и сельскохозяйственных животных.

Рефлексия:

  1. Что ты сегодня нового узнал для себя?
  2. Что у тебя получилось лучше всего?
  3. Что у тебя не получилось?
  4. Какие открытия удивили тебя?

Занятие № 8 Распределение и численность певчих птиц в различных типах местообитаний

Цель исследования: установление видового состава и численности певчих птиц в разных местообитаниях.

Задачи:

  1. Изучение методики исследования.
  2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.
  3. Проведение исследования.
  4. Оформление отчёта.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Выполнение работы.

1) Указания по выполнению работы: Общепринятая и наиболее распространенная методика таких исследований – маршрутный учет птиц по голосам и визуально. На подготовительном этапе выделяются типы местообитаний в исследуемом районе, и определяется, в каких будут заложены учетные маршруты. Охват разных местообитаний может меняться в зависимости от конкретных задач исследования. Если, например, ставится задача охарактеризовать орнитофауну определенного района, то надо стремиться к полному охвату типов местообитаний. Соотношение площадей разных местообитаний в исследуемом районе должно, по возможности, быть равным соотношению длин маршрутов в этих местообитаниях. Если же ставится задача исследовать влияние конкретного фактора на птиц, то выбираются несколько модельных участков одного типа местообитаний с разной степенью влияния данного фактора (рубки, рекреационные нагрузки, шум и т.п.). До начала работ также необходимо научиться хорошо различать голоса птиц, живущих в вашей местности и определять птиц в природе по внешнему виду. Участок маршрута, планируемый на день, должен составлять не более 1-3 км. Время учета – период максимальной голосовой активности большинства видов птиц. Показатели численности в разных местообитаниях сравниваются, формулируются выводы.

Ожидаемые результаты: получение данных, характеризующих видовой состав и численность певчих птиц разных местообитаний.

Рефлексия:

  1. Что ты сегодня нового узнал для себя?
  2. Что у тебя получилось лучше всего?
  3. Что у тебя не получилось?
  4. Какие открытия удивили тебя?

Занятие № 9 Оценка густоты тропиночной сети на объектах рекреации в окрестностях школы.

 Зачем нужны эти исследования?

Неорганизованный отдых на привлекательных рекреационных объектах ведет к их быстрой деградации и утрате значительной части природоохранной ценности. Предлагаемая экспресс-оценка позволит выявить места с максимальным уровнем вытаптывания и разработать систему мер по оптимизации тропиночной сети, учитывающей как интересы рекреантов, так и охраны природы.

Цель исследования: получение данных, характеризующих густоту тропиночной сети на конкретном объекте рекреации.

Задачи:

  1. Изучение методики исследования.
  2. Знакомство с теоретическими источниками основами материалами.
  3. Проведение исследования.
  4. Оформление отчёта.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Выполнение работы.

 Методика проведения исследования: Для достижения поставленной цели широко используется визуально-оценочный метод исследования густоты тропиночной сети в лесу или на берегу водоема. Необходима карта или картосхема изучаемого участка. Наблюдатель, стоя на тропинке, визуально определяет, сколько еще тропинок попадает в поле его зрения и оценивает его по следующей шкале:

Количество тропинок

Густота сети

Бальная оценка

0

Очень слабая

1

1

Слабая

2

2-3

Средняя

3

4-5

Значительная

4

Более 5

Очень высокая

5

 

 Затем наблюдатель перемещается на выбранное расстояние (100-200 м) и повторяет цикл визуальной оценки густоты тропиночной сети. По итогам наблюдений составляется схема густоты тропинок на конкретном маршруте. Для контроля можно повторить цикл оценки с другим наблюдателем и (или) по смежному или поперечному маршруту. Полученные, подтвержденные или откорректированные оценки в баллах наносятся на схему исследуемой территории.

Ожидаемые результаты: данные, характеризующие густоту тропиночной сети на конкретном объекте рекреации как основа для разработки рекомендаций по оптимизации рекреационной нагрузки.

Рефлексия:

  1. Что ты сегодня нового узнал для себя?
  2. Что у тебя получилось лучше всего?
  3. Что у тебя не получилось?
  4. Какие открытия удивили тебя?

 

Рабочая программа разработана на основе  компонента федерального государственного стандарта, полностью соответствует содержанию школьной рабочей программы по биологии, с дополнениями, не пре­вышающими требования к уровню подготовки обучающихся, и предназначена для расширения биологического кругозора обучающихся на примере изучения организмов своего края. Полевая практика, проводимая с обучающимися в летний период позволяет  на немногих ярких примерах ознакомить школьников с этим предметом, ввести в курс некоторых проблем.  При прохождении практики школьники приобретают навыки натуралистической и природоведческой работы, расширяют и углубляют знания по ботанике и зоологии, полученные в течение учебного года, закрепляют навыки пра­вильного поведения в природе и бережного отношения к ней. [2]

Цель: актуализация  теоретических знаний курса биологии в ходе изучения объектов живой природы в естественных условиях, углубление биологических и экологических знаний обучающихся, расширение представлений о понятии «живая природа», развитие навыков наблюдения за природой, стимулирование познавательной активности обучающихся, формирование активной исследовательской позиции.

Задачи:

  1. Формирование учебных умений практического и исследовательского характера;
  2. Формирование у школьников отношения к живой природе как к объекту и сфере собственной практической деятельности;
  3. Формирование экологического мышления, необходимого для установления гармоничных отношений с природой, со всем живым как главной ценностью на земле.
  4. Познакомить с биоразнообразием организмов, населяющих планету
  5. Обучить основным методам, применяемым в исследовательской полевой деятельности;
  6. Заложить основы навыков работы с научной литературой и другими источниками информации;
  7. Научить пользоваться некоторыми лабораторными приборами и инструментами, необходимыми для выполнения конкретного исследования;
  8. Научить идентифицировать биологические объекты, используя определители, атласы и другую биологическую литературу;

9.Сформировать навыки методичности и аккуратности в проведении опытов и наблюдений;

  1. Сформировать навыки самостоятельных наблюдений в природе; • сформировать навыки самостоятельного поиска необходимой информации в разных источниках: литературе, интернете и т. д
  2. Способствовать формированию активной жизненной позиции, в том числе и в сфере экологических проблем

Сущностью предлагаемого данной программой подхода является проведение со школьниками краткосрочных экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Таким образом, программа экологических практикумов представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу экологического воспитания детей.

Занятия проводятся в форме краткосрочных полевых экологических практикумов.

Полевая практика, проводимая с обучающимися в летний период позволяет  на немногих ярких примерах ознакомить школьников с этим предметом, ввести в курс некоторых проблем.  При прохождении практики школьники приобретают навыки натуралистической и природоведческой работы, расширяют и углубляют знания по ботанике и зоологии, полученные в течение учебного года, закрепляют навыки пра­вильного поведения в природе и бережного отношения к ней. Работа школьников складывается из экскурсий в природу и обработки собранного материала в лаборатории. На экскурсиях школьники знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики (флорой и фауной), закономерностями сло­жения биоценозов, с биологией и экологией отдельных видов. За период практики они получают навыки флористической работы, осваивают методику биоморфологического описания, определения растений и животных. При работе в природе школьники должны руко­водствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и фауны. Особенное внимание уделяется редким и исчезающим видам. Обучающиеся развивают навыки работы с определителем непосредственно в при­роде, описания и зарисовывания растений и животных на месте обитания, не нанося им ущерба. Летняя практика способствует развитию у школьников наблюдательности, умения ориентироваться в природе, вызывает у них повышенный интерес к предмету «Биология»,  обеспечивает более эффективное его усвоение. Индивидуальную работу школьники выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.). Летняя полевая практика рассчитана на10 дней , по 4 часа в день (всего 40 ч). Для работы в период практики привлекаются учащиеся 5-7х классов.

 

Оставить комментарий: