a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

консультация для родителей как выучить с ребёнком стихотворение

Автор: Ильина Наталья Александровна Опубликовано: 2023-07-06 18:19:53

Заучивание стихотворений –  это всем известный приём развития речи. Вряд ли кто- то сомневается в том, что учить  стихи с детьми надо. Заучивание стихов расширяет кругозор ребёнка, обогащает словарный запас; вырабатывает навыки произношения звуков в словах, фразах; развивает слуховое внимание, способности запоминания, чувство ритма и рифмы; учит восприятию такого жанра, как поэзия; формирует общий уровень культуры человека. Есть дети, которые достаточно быстро запоминают текст, а есть и те, которые испытывают при этом значительные трудности. Важно, чтобы ребёнок был готов к восприятию текста. Поэтому, перед чтением стихотворения можно побеседовать о предмете или явлении, соответствующих его теме; показать картинку или игрушку, загадать загадку, вспомнить другое стихотворение этого же автора или по такой же теме. Например, если это стихотворение об осени, то можно понаблюдать за изменениями в природе из окна. После этого нужно очень выразительно  2 раза  прочитать стихотворение ребёнку. При этом перед первым чтением не надо сообщать о том, что его нужно будет выучить. Это обеспечит свободное восприятие художественного произведения. Перед повторным чтением старшему дошкольнику уже даётся  установка на заучивание.   Это можно сделать примерно так: «Тебе понравилось стихотворение? Сейчас я прочитаю его ещё раз, а ты слушай очень внимательно и постарайся всё запомнить». Важно отметить, что до 4 лет не нужно ставить перед ребёнком задачу запомнить стихотворение, так как память младшего дошкольника ещё является непроизвольной. А вот после 4 лет детей уже учат целенаправленно запоминать стихи, потому что в этом возрасте память начинает приобретать элементы произвольности. Затем нужно обязательно побеседовать о прочитанном. Целью беседы является выяснить, понял ли ребёнок содержание стихотворения и обеспечить его усвоение. Для этого нужно задать несколько вопросов по содержанию текста, объяснить непонятные ребёнку слова, образные выражения. Например, что значит: «листья сыплются дождём» или «ночью ветер волком выл»? Можно также предложить ребёнку найти слова с определённым звуком, особенно, если целью заучивания является его автоматизация. Целесообразно предложить ребёнку поиграть в игру «Ты скорей найди ответ: было слово или нет? » Это упражнение можно провести с мячом. Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово. Если оно встречалось в стихотворении, то ребёнок повторяет его и возвращает мяч, если нет – молча кладёт мяч на пол. Также в этой части работы по заучиванию стихотворения используются специальные игровые приёмы, которые помогают запомнить текст. Игровые методы и приёмы заучивания стихотворений Слуховой метод Слуховой метод заучивания стихотворного материала хорошо подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Среди воспитанников с нарушениями опорно- двигательного аппарата с ОНР есть дети, имеющие нарушения зрения. Наиболее распространённые и привычные педагогам методы наглядного моделирования в работе с ними оказываются недостаточно эффективными. Это и вызывает необходимость применения слуховых приёмов. - «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворение( двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать последнее слово. - «Подскажи слова».  Взрослый читает стихотворение( двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать несколько слов. - «Ты словечко( слова) подскажи и всё вместе повтори».  Ребёнок подсказывает одно или несколько слов и воспроизводит строку или двустишие целиком. - «Верни словечко» или «Эхо».  Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, произношение или значение которого необходимо усвоить. Ребёнок повторяет слово и возвращает мяч. - «Верни строку( слова) » или «Эхо»  Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит уже строку или целое двустишие. Задача ребёнка – повторить слова и вернуть мяч. - «Вопрос – ответ».  Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит строку с вопросительной интонацией. Ребёнок, возвращая мяч, произносит её утвердительно. - «Ты мне – я тебе».  Повторение строк( двустиший) по очереди: сначала взрослый, затем ребёнок, потом снова взрослый, после него – ребёнок и т. д. Упражнение можно выполнить два раза( второй раз первую строку произносит ребёнок) . - «Превращаемся в…»  Повторение строк с разной высотой и силой голоса: «Давай прочитаем эту строку низким голосом, как у медведя… А эту строку прочитаем высоким голосом, как мышка… и т. д. ». - «Повторяй со мной»  Повторение отдельных строк вместе со взрослым( сопряжено) ( при наличии затруднений) . - Чтение по ролям  при наличии диалога в тексте. - «Снежный ком»  Постепенное увеличение строк при их повторении. Зрительный метод Этот метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это  опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы  и др. Особенно необходим такой план тем детям, у которых ведущей является зрительная память. Такой план даётся ребёнку после проведённой предварительной работы по содержанию стихотворения. Чаще всего при заучивании со старшими дошкольниками используются мнемотаблицы, которые мама или папа легко могут нарисовать простым карандашом прямо при чтении строк стихотворения. Рисунки можно создавать схематично, быстро( изобразительные способности взрослого при этом совсем не важны) . Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое простое изображение содержания, и на продуктивность запоминания его качество особенно не влияет. В этом случае, самое главное – принцип. Затем, по созданному «картинному плану»( мнемотаблице) ребёнок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время зрительную опору можно убрать. В качестве зрительной опоры можно найти и готовую мнемотаблицу в интернете. Шести- , семилетних детей уже можно и самих привлекать к схематическому изображению строк. В этом случае нужно попросить ребёнка подумать: «Как бы ты изобразил эту строчку? Что бы нарисовал? ». Такой приём хорошо развивает образное мышление и элементы логического. - Опорные зрительные сигналы  ( счётные палочки, фишки и другие мелкие предметы) . В качестве примера( в текстовом варианте) приведено стихотворение для автоматизации звука[ л’] , в котором одна строка повторяется три раза в первой и второй строфах. Ребёнку с нарушениями речи часто бывает сложно воспроизвести нужное количество повторяющихся слов, фраз текста. Поэтому целесообразным является использование вспомогательных предметов. В данном случае, это счётные палочки. Палочки одинакового цвета соответствуют одинаковым строкам текста. Далеко не у всех дошкольников ведущей является логическая память, но всё же есть и такие дети. Для них предлагается такой способ заучивания. После предварительной работы, взрослый читает первые строки произведения, а потом останавливается и просит ребёнка своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, взрослый снова читает строку произведения, а потом снова предлагает рассказать, что было потом. Таким образом, мы предлагаем ребёнку опираться на логические связи. При повторном чтении текста можно попросить ребёнка уже точно передать слова автора. Также можно предложить ребёнку пересказать стихотворение своими словами. Так, он воспроизводит логическую последовательность событий. После того, как использованы выбранные взрослым игры, направленные на заучивание, нужно прочитать стихотворение ребёнку ещё раз. Это будет способствовать целостному восприятию произведения, особенностей его исполнения. Вот теперь можно попросить и самого ребёнка прочитать стихотворение наизусть. Конечно же, допускается подсказ текста взрослым, повторение указаний и разъяснений по поводу характера чтения. И обязательно хвалите ребёнка! Практически все предложенные методы и приёмы заучивания текстов в равной степени вызывают интерес и эмоциональный отклик у детей. При этом наиболее эффективными будут те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей.

Оставить комментарий: