НОД Зимний пейзаж
Документы для скачивания
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 «Снежинка» КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: « ЗИМНИ Й ПЕЙЗАЖ»( рис ование в нетрадиционной технике с использованием икт) Воспитатель: Шварц Екатерина Александровна Г. о. Подольск, 2022 г. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная. Тема: Сказочный зимний лес. Тип: интегрированное. Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие ». Интеграция образовательными областями: «Познавательное развитие », «Речевое развитие» Формы организации детей: фронтальная работа. Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме. Программные задачи: - продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет зимнего пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования; - учить рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования( рисование смятой бумагой, метод" тычкования" ) - расширять и уточнять представления детей о времени года – зиме; - развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции; - развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук; - развивать эстетические и эмоци ональные чувства при восприятии художественного слова, музыкальных произведений; - в оспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изо бразительное искусство, музыку, поэзию. - в оспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. - в оспитывать аккуратность при работе с красками. Методические приёмы: - информационно- рецептивный( рассматривание; беседа; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя) - репродуктивный( закрепление знаний и навыков детей) - исследовательский( развитие у детей познавательной активности и умение экспериментировать с художественным материалом и техниками в изобразительном творчестве) - эвристический( самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности) Материалы и оборудование: белая гуашь, стаканчики с водой. Кисти, салфетки, подставки для кисточек, тонированный лист ватмана, ватные палочки, , музыкальное сопровождение, мультимедийная презентация. Словарная работа: пейзаж, отпечаток Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей. Наблюдения на прогулках за деревьями, их зимнем наряде. Составление описательных рассказов о зимней природе, разучивание стихов русских поэтов о зиме. Ход занятия. - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! Всех вас видеть рада я! Ребята, в нашу группу пришло письмо из далёкой Африки. «Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети из южной страны Занзибар. Мы живем в Африке. У нас очень жарко, круглый год мы купаемся и загораем. Сейчас у нас зима, поют птиц, цветут красивые цветы, в зимнем лесу растут кокосы на пальмах. Мы слышали, что у вас зимой все по- другому. Расскажите нам, пожалуйста, о вашей русской зиме. С нетерпением будем ждать ответа! » Ребята расскажем детям из Занзибара о нашей зиме? Мы любим зиму за ее красоту. Зимнее время года, прекрасная пора – одно из самых любимых в нашей стране. Зима наступает медленно иосторожно, будто боится испачкать свою шубку. Постепенно, белое и пушистое снежное одеяльце покрывает озябшую землю, а деревья меняют унылые осенние наряды на роскошные меховые белоснежные шапки и украшения. Любоватьсязимней красотой, которую часто почему- то называют злой и холодной, можнобесконечно! Ребята, что в ы ещё можете рассказать о нашей зиме? 2- 3 ребенка дают краткие описательные рассказы о зиме: Зима – это холодное время года. Зимой три месяца – декабрь, январь, февраль. Все деревья стоят в снегу. От снега все становится белым. Зимой короткий день и длинная ночь. Зимой часто бывают вьюги и метели. Люди одевают зимой теплую одежду. Ребята, какие вы молодцы! как много вы знаете о зиме. Но вот в чем дело. в ы п окане умеете писать. Как же нам рассказать детям далёкой Африки о нашей русской зиме? ( создание проблемной ситуации) Правильно, ребята, мынарисуем о зиме и отправим ребятам наши рисун ки. - Художники написали много картин о зиме, поэты воспевают волшебницу – зиму в стихах. Сейчас мы рассмотрим несколько пейзажных картин о зиме. ( Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь » демонстрируется мультимедийная презентация с репродукциями картин художников о зиме) . - Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж? - Верно, пейзаж – это изображение природы. Это картина, на которой изображены лес, поле, река, озера. - Вот такие удивительно красивые пейзажные картины написал русский художник- живописец И. Э. Грабарь. " Иней" , " Февральская лазурь" , " Зимнее утро" . - Ребята, а наши чувашские художники тоже пишут пейзажные картины. Я предлагаю вам стать художниками- пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны? - Образная релаксация. ( вхождение в образ) Дети сидят на ковер, удобно, закрыв глаза. Фоном звучат звуки зимы ( например метель или хруст снега под ногами) Расслабились, Глазки спокойно прикрыли, Фантазию, воображенье включили, Внимательно, слушая, с трочку за строчкой, Представьте лесную и зимнюю ночку. С неба падают снежинки, и кружатся в танце В паре с ветром, как пушинки, И пугают зай цев. Всё вокруг — как серебро- с веркает и искрится. Молчат леса, не вскрикнет птица. Темнеют заячьи следы. В берлоге, между трёх сосёнок, Храпит доверчивый медведь. И месяц так беспечно тонок, Что даже боязно глядеть. . . 1, 2, 3, 4, 5 стали детки оживать. Глазки тихо мы открыли, И вокруг все посмотрели. В: Что- то холодом повеяло. . . Да это же промчалась Зимушка- Зима. Хотите полететь вслед за ней? Дети. Да, хотим. В: А для этого нужно надеть шапки- невидимки и сказать волшебные слова: Тары- бары, растабары Елки- палки, каламбей, Шуры- муры, шары- вары, Самба- мамба, милки- вэй. ( дети изображают, как они надевают шапки- невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей- Зимой в ее снежное царство. в это время педагог ставит на мольберт репродукцию картины с зимним пейзажем. ) Вот мы и в гостях у Зимушки- Зимы. Снимите свои шапки- невидимки и осмотритесь вокруг. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Физкультминутка" Зимний лес" Мы пришли в зимний лес. ( Ходьба на месте) Сколько здесь вокруг чудес! ( Разводят руки в стороны) Справа березка в шубке стоит, ( Руку отводят в указанную сторону и смотрят) Слева елка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, ( Движение" фонарики" и смотрят вверх) На землю красиво ложатся. ( Кружась приседают) Вот и зайка проскакал, ( Прыжки) От лисы он убежал. Это серый волк рыщет, ( Имитируют" волчью" походку) Он себе добычу ищет! Не найдет тогда он нас! ( Приседают, прячась) Лишь медведь в берлоге спит, ( Имитируют сон) Так всю зиму он проспит. Пролетают снегири, ( Имитируют полет птиц) Как красивы они! В лесу красота и покой, ( Разводят руки в стороны) А нам пора уже домой. ( Ходьба на месте) Садятся на свои места. Ребята вы уже конечно представили что будете рисовать. Вопросы детям о том, что они будут изображать в своих рисунках. ( ответы детей) . П редлагаю выбрать вам листочки с фоном для своих рисунков. Практическая часть. Стволы деревьев м ы будем рисовать кистью( самостоятельная работа детей) Пока наш лес подсыхает мы с вами выполним весёлую гимнастику Пальчиковая гимнастика" Снежок" ( координация речи с движением, развитие воображения) Раз, два, три, четыре, ( загибают пальчики, начиная с большого) Мы с тобой снежок лепили( " лепят" , меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, ( показывают круг, сжимаютладо ни вместе, О чень гладкий гладят одной ладонью другую И совсем- совсем не сладкий( грозят пальчиком) Раз – подбросим( смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок) Два- поймаем( приседают, ловят воображаемый снежок) Три – уроним( встают, роняют воображаемый снежок) И. . . сломаем. ( топают) Крону наших деревьев рисовать мы будем не обычным способом- смятой бумагой. Волшебные шарики смятой бумаги заменят нам кисточки. У вас на столах несколько листов, давайте помнём бумагу и сделаем волшебн ыйшарик. ( П о показу воспитател я дети сминают шарики из бумаги. Одновременно происходит разминка пальчиков и рук) - У нас получились шарики смятой бумаги, они то нам и помогут в изображении снежной кроны деревьев. ( Показ воспитателем способа изображения кроны и сугробов, путём примакивания смоченного в краске смятого шарика к альбомному листу. ) ( Дети дорисовывают пейзаж, воспитатель помогает им по мере н еобходимости) А снежинки мынарисуем ватной палочкой, тогда они получатся маленькими и легкими. Для того чтобы нарисовать снежинки, мы возьмем ватные палочки, опустим их в баночку с белой краской и наносим точки. Мы работаем методом тычкования. ( Самостоятельная работа детей) Молодцы, ребят а, в от какой у нас получился зимний пейзаж. . А в лесу есть его лесные жители. У нас тут гости- заяц, лиса, волк, птицы. Давайте поместим животных в наш сказочный зимний лес. Ведь без животных в лесу скучно, пусто. А наши друзья из Занзибара узнают какие животные живут в наших лесах По окончании работы дети все рисунки складывают на один стол, создавая один общий пейзаж. Анализ работы. - Давайте посмотрим на нашу картину. Чем мы его рисовали? - Какое время года отражено в нашей работе? - Как вы думаете, какой у нас получился зимний пейзаж? - А чем вам больше всего понравилось рисовать? А как вы думаете наши рисунки понравятся ребятам из Африки? ( Ответы детей. ) Ребята вы все очень старались. Рисунки у вас получились разные, красивые. Мы составим из наших рисунков альбом и отправим его нашим друзьям в Африку. Они обязательно узнают какая у нас бывает красивая, снежная, волшебная зима. Сюрпризный момент Ой! Я же совсем забыла. Когда нам доставили письмо с ним была еще большая посылка. Ах вот она! Ребята как вы думаете что же в ней может находиться? Дети высказывают предположения. ( В посылке находятся бананы) . Если дети не догадываются в оспитатель вместе с детьми открывают коробку и смотрят что же в ней. Спасибо вам, р ебята, за то что вы отозвались на просьбу наших друзей!