a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

семинар - практикум «Типовое фантазирования как фактор развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста».

Автор: Бутенко Елена Александровна Опубликовано: 2023-08-12 17:32:07

« Типовое фантазирования как фактор развит ия творческого воображения детей старшего дошкольного возраста ». Цель:  познакомится с приёмом типового фантазирования, направленным на  развитие творческого воображения и нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Активизировать знания  педагогов о значимости развития  творческого воображения и нестандартного мышления у детей старшего дошкольного возраста; Познакомить и приемом типового фантазирования; Продолжать формировать умения осознанной, адекватно й и результативной помощи детям. Уважаемые коллеги! Вы любите играть? Сегодня я предлагаю поиграть с мячиками. Сейчас каждый из вас возьмёт по одному камушку. Посмотрите, какого они цвета, вы занимаете место за столом в соответствии с цветом мячика. ( Размещение участников  семинара) А сейчас мы с вами познакомимся. Все умеют складывать оригами. Если кто- то из вас не умеет, то я научу. Возьмём лист белой бумаги и сложим пополам, ещё раз пополам. Сейчас лист  разворачиваем  и одну сторону сложим во внутрь. У вас должны получиться треугольники- это бейджики. Возьмите фломастеры и напишите, как к вам удобно обращаться. Вот мы с вами и познакомились. Тема нашег о  семинара: « Типовое фантазирования как фактор развит ия творческого воображения детей старшего дошкольного возраста ». Типовые приемы фантазирования созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством. В основе типовых приемов фантазирования лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявления какого- либо признака или его полное уничтожение. В работе с детьми используются следующие приемы фантастических преобразований объектов: Прием" Увеличение- уменьшение" , Прием" Деление- объединение" , Прием" Преобразование признаков времени" Прием" Оживление- окаменение" , Прием" Специализация – универсализация" , Прием" Наоборот" . Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями, которые осуществляют преобразование признаков объектов и систем окружающего мира( цвет, форма, размер, запах и т. д. ) Волшебники «Увеличения- Уменьшения». С их помощью мы можем изменить величину объекта, его частей, места расположения. Увеличить их или наоборот уменьшить: например, - мы пригласим в группу волшебника Увеличения( Уменьшения) по желанию детей. Волшебник коснулся стула и что с ним произошло? Зачем нам нужен такой большой стул? Что в этом хорошего, плохого? А если волшебник коснется не всего стула, а только его спинки? Что произойдет? Для чего нужен стул с огромной спинкой? А вдруг волшебник Увеличения не будет касаться стула, а увеличит только то место, где он расположен( группу) … Волшебники «Дробления- Объединения» Это два волшебника: Волшебник Дробления и Волшебник Объединения. Они часто ходят друг за другом. Первый делит на части все и перепутывает их. Второй – объединяет все части, которые попадаются под руку. Волшебник «Наоборот». Этот волшебник умеет делать все, только с точностью наоборот. Любую функцию или свойства объекта заменяет противоположными. Волшебники «Оживления – Окаменения». Волшебник Оживления превращает все неживое в живое. Волшебник Окаменения – наоборот: делает все живое – неподвижным. Волшебники «Специализации- Универсализации». Специализация – это Волшебник, который может выполнить ограниченное число функций – Волшебник Могу только( магазины специализированные – обувь, одежда…) Универсализация – это Волшебник, который может выполнять много функций – Волшебник Все могу( универсам, супермаркет) . Волшебники преобразования признаков времени: Эти волшебники могут творить со временем все, что захотят. Например: Убыстрить время( Волшебник Быстрых минут) , с таким же успехом замедлить его( Волшебник Замедления) ; Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события( Волшебник перепутывания времени) ; Может процессы и события заставить протекать наоборот( Волшебник Обратного Времени; Переместить события на дальние временные отрезки( Машина Времени) , на ближние – относительно жизни человека( Зеркало Времени) ; Может остановить время( Волшебник Остановки Времени) . Используя типовые приемы фантазирования в работе с детьми, мы учим их ориентироваться в различных источниках информации, используя различные анализаторы, делать выводы, оценивать необходимость новой информации. А сейчас предлагаю Вам поиграть! Игра" увеличение- уменьшение" . Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличивать. А другая команда, о том, чтобы они хотели уменьшить. А третья команда уменьшает и увеличивает. ( Ответы) . А вот как отвечали дети: - Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето. - Хотела бы увеличить выходные. - Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. - Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. - Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик. Если ребенку трудно дается самостоятельное  фантазирование, предложите  пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы. Игра  «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. - В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?  ( Ответы 1 команды) - О чем думает ваша обувь?  ( Ответы  педагогов 2 команды) - О чем думает мебель?  ( Ответы  педагогов 3 команды) Игра  «Измени характер персонажа». Придумайте сказку с таким невероятным сюжетом: Лисица стала самой простоватой в лесу, и ее все звери обманывают.  ( Педагоги  приводят свои ответы) Игра «Разными глазами»   Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота. Игра  «Подарок»   Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать, чтобы он хотел подарить: " Я дарю тебе зайчонка" , или" Я дарю тебе большую конфету" и т. д. Итог семинара. Уважаемые педагоги, подводя итог нашего семинара хочется сказать, что использование в работе с детьми приема типового фантазирования дает следующие результаты: у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, развивается творческое воображение и нестандартное мышление; возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию. речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

Оставить комментарий: