a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей «Ребенок путает «право» и «лево»: как научить дошкольника ориентироваться в пространстве и на плоскости?» Подготовила: Овчарова Д.Г., воспитатель.

Автор: Лысенко Вита Игоревна Опубликовано: 2023-08-31 13:10:07

Консультация для родителей

«Ребенок путает «право» и «лево»:  как научить дошкольника  ориентироваться в пространстве и на плоскости?»

Подготовила: Овчарова Д.Г., воспитатель.

В дошкольном возрасте в процессе познания мира, ребёнок начинает понемногу ориентироваться в пространстве. Взрослому необходимо помочь ему усвоить основные представления о нём (верх-низ, на, под, около, за, лево право и т.д.). Умение ориентироваться в пространстве развивает пространственное воображение, а оно в свою очередь развивает мышление. 

Ребёнку необходимо научиться ориентироваться как на себе, так и на других объектах и предметах. 

Последовательность освоения понятий 

3-4 года: впереди - сзади, вверху, внизу, начинаем изучать право - лево. 

4-5 года: умение двигаться в заданном направлении, расположение различных объектов и предметов по отношению к себе, и начинаем осваивать пространственные отношения (далеко-близко). 

5-6 лет: усовершенствование ранее изученных понятий. Начинаем учиться ориентироваться на листе бумаги. 

6-7 лет: продолжаем усовершенствовать ранее освоенные понятия, начинаем знакомиться со схемой, планом:

 - для начала научите ребенка различать правую и левую руки. Создайте ассоциацию у ребенка с определенной рукой. Например, правая (левая для леворуких) рука — та, которой он держит ручку или ложку. 

  - когда с руками разобрались, расскажите ребенку, что все, что находится со стороны правой руки — тоже правое. Нога, ухо, глаз.  

  -теперь тренируем умение определять расположение предметов в пространстве. Просите ребенка принести вам предмет, который справа от него, или слева, спросите, что находится по правую руку, а что по левую. 

  - во время прогулки рассматривайте все вокруг, комментируйте все, что увидели, называя, с какой стороны вы это наблюдаете. «Смотри, какой красивый котик справа от тебя!» 

 - на прогулке комментируйте ваш маршрут. «Теперь нам надо повернуть налево».  «Сейчас нам направо». 

 - систематически в повседневной жизни старайтесь акцентировать внимание на размещении вещей в пространстве. «Где твоя зеленая машинка? Вот она, справа от кубиков!» «Принеси мне твою белую майку. Она в левом ящичке комода». 

 - необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга. 

  -  конечно же, используйте различные игры для тренировки умения различать лево и право. Это могут быть разные настольные или подвижные игры, где надо выполнять движения в разные стороны. 

Ориентировка «на себе»  «Веселая зарядка» 

Попросите ребенка: 

  • Попрыгать сначала на правой ноге, потом - на левой ноге.
  • Поднять правую руку вверх, затем левую руку. 
  • Правую руку положить на  левое плечо и, наоборот, левую руку положить на правое плечо. 
  • Правой рукой дотронуться до левого уха и, наоборот, левой рукой до правого уха.
  • Потрогать правой рукой левую ногу и, наоборот, левой рукой правую ногу.
  • Повернутся направо, повернитесь налево и т.д.

«Зеркальное отражение» 

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если ребенок прекрасно знает, где у него право, а где лево, он часто путается с зеркальным отражением. Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку лицом к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть ребенок сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы ребенок опытным путем понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга. 

Ориентировка в пространстве 

«Справа-слева» 

Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся СПРАВА от него, а затем – СЛЕВА от него. Повторите эти же самые вопросы после поворота ребенка на 180° и на 90°. Затем спросите его, с какой стороны от него находятся дверь, окно, стол и т. д., что поставит ребенка перед необходимостью самостоятельного употребления нужных слов. 

«Где что лежит?» 

Варианты 1: 

Взрослый располагает различные предметы «на столе», «под столом», «около стола» и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится. Варианты

2: 

Предложить ребенку расположить предметы по инструкции взрослого «за столом», «на столе», «под столом» и т. д. и при этом ребенок проговаривает свои действия. 

«Встань там, где я скажу!» 

Учить детей находить местоположение: впереди (перед объектом), сзади (за объектом), справа от объекта, слева от объекта. 

Пример:  

  • встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа – доска;
  • встань так, чтобы справа от тебя было окно;
  • встань так, чтобы машина была впереди, а кукла сзади тебя.

«Откуда звук?» 

Ребенку предлагают закрыть глаза и по слуху определить, откуда и чей звук: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д. 

«По проторенным дорожкам»  

Во время прогулки, находясь на достаточном расстоянии от дома, попросите ребенка показать, как дойти домой. При этом очень важно, чтобы ребенок проговаривал вслух, в какую сторону надо повернуть. 

«Найди клад» 

 Это упражнение похоже на известную игру «горячо – холодно». Вам нужно спрятать в комнате какой-нибудь предмет, а ребенок должен его отыскать, следуя Вашим подсказкам. 

"На, под, над" 

Для игры понадобятся предметные картинки. Ребёнок раскладывает их в соответствии с заданием взрослого (на, под или над чем-либо). 

"Скажи наоборот" 

Игра с мячом. Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит слово. Ребенок ловит, затем отвечает противоположное по смыслу слово и кидает мяч обратно. Например, вверх - вниз, лево - право и т.д. 

Ориентировка на плоскости (листе бумаги) 

В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги. Прежде всего, объясните ребенку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол. 

Последовательность формирования ориентировок: 

  1. Знание плоскости листа:

Сначала рассматриваем с ребенком лист бумаги, расположенный вертикально:  

-Что это? (лист бумаги) 

-Какой он формы? (формы прямоугольника). 

-Что есть у прямоугольника? (стороны, углы). 

-Сколько сторон и углов у прямоугольника? (по четыре). 

-У листа тоже есть углы и стороны. Покажи их. 

-Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повтори, верхняя сторона.  

-Как ты думаешь, как называется эта сторона? (нижняя сторона). 

-Почему? (она находится внизу). 

-Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая. 

-Покажи правую сторону. Как она называется? (правая сторона). 

-А как будет называться эта сторона? (левая сторона).  

-Почему? (она находится слева). 

-Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повтори. 

-Как ты думаешь, как называется этот угол? (нижний правый угол).  

-Почему? (он находится внизу слева).  

-Покажи и назови все стороны и углы листа. 

Для закрепления и уточнения знаний детей о этих понятиях можно провести различные игровые упражнения. 

Упражнение «Машина» 

(развитие умения различать правую и левую стороны листа)  

Взрослый рисует на листе бумаги А4 (справа) гараж. Ребенок вырезает из цветной бумаги машинку. Играем: машина «едет» из дома в гараж (свои действия ребенок сопровождает указанием направления движения: «слева направо», можно изменить местоположение гаража и машины и двигаться «справа налево»). 

  

Упражнение «Снежинки падают» 

(развитие умения различать верх и низ листа)  

Ребенок выкладывает снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берет каждую снежинку и показывает, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождает словами: «сверху вниз». 

Упражнение «Укрась ёлку»  

Взрослый рисует ёлку в середине листа А4. Ребенок вырезает круги (шарики) разного цвета из цветной бумаги. Взрослый говорит, а ребенок выкладывает круги, сделанные из бумаги на елку: «В центре – синий шар, справа от него – желтый, внизу – красный» и т. п. 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понимание пространственных отношений на листе:

Рассматривание карточек – перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок. Взрослый рисует карточки так, чтобы их можно было узнать при переворачивании и они не были бы «вверх ногами». Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).

 

 

  1. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте:

Упражнение «Нарисуй по образцу» 

Взрослый просит сначала ребенка рассказать про каждый предмет на картинке, что где находится (грузовик – в середине листа, грибок – в правом верхнем углу, кукла – в левом верхнем углу и т. д.) и потом нарисовать эти предметы у себя на листе. После выполнения задания ребенок проговаривает ещё раз, что где он нарисовал.  

 

   

Аналогично этому заданию можно нарисовать геометрические фигуры или другие предметы. 

Упражнение «Волшебный коврик» 

  1. Выложить геометрические фигуры (любые картинки, предметы) на листе бумаги по инструкции взрослого (вверху, внизу, справа, слева).
  2. Выложить геометрические фигуры (любые картинки, предметы) на листе бумаги по инструкции взрослого (в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат…).
  3. Нарисовать геометрические фигуры на листе бумаги по инструкции взрослого (в верхнем правом углу нарисуй синий квадрат, в нижнем левом углу нарисуй зеленый квадрат и т.д.).

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы