Консультация для родителей «Ребенок путает «право» и «лево»: как научить дошкольника ориентироваться в пространстве и на плоскости?» Подготовила: Овчарова Д.Г., воспитатель.
Документы для скачивания
Консультация для родителей
«Ребенок путает «право» и «лево»: как научить дошкольника ориентироваться в пространстве и на плоскости?»
Подготовила: Овчарова Д.Г., воспитатель.
В дошкольном возрасте в процессе познания мира, ребёнок начинает понемногу ориентироваться в пространстве. Взрослому необходимо помочь ему усвоить основные представления о нём (верх-низ, на, под, около, за, лево право и т.д.). Умение ориентироваться в пространстве развивает пространственное воображение, а оно в свою очередь развивает мышление.
Ребёнку необходимо научиться ориентироваться как на себе, так и на других объектах и предметах.
Последовательность освоения понятий
3-4 года: впереди - сзади, вверху, внизу, начинаем изучать право - лево.
4-5 года: умение двигаться в заданном направлении, расположение различных объектов и предметов по отношению к себе, и начинаем осваивать пространственные отношения (далеко-близко).
5-6 лет: усовершенствование ранее изученных понятий. Начинаем учиться ориентироваться на листе бумаги.
6-7 лет: продолжаем усовершенствовать ранее освоенные понятия, начинаем знакомиться со схемой, планом:
- для начала научите ребенка различать правую и левую руки. Создайте ассоциацию у ребенка с определенной рукой. Например, правая (левая для леворуких) рука — та, которой он держит ручку или ложку.
- когда с руками разобрались, расскажите ребенку, что все, что находится со стороны правой руки — тоже правое. Нога, ухо, глаз.
-теперь тренируем умение определять расположение предметов в пространстве. Просите ребенка принести вам предмет, который справа от него, или слева, спросите, что находится по правую руку, а что по левую.
- во время прогулки рассматривайте все вокруг, комментируйте все, что увидели, называя, с какой стороны вы это наблюдаете. «Смотри, какой красивый котик справа от тебя!»
- на прогулке комментируйте ваш маршрут. «Теперь нам надо повернуть налево». «Сейчас нам направо».
- систематически в повседневной жизни старайтесь акцентировать внимание на размещении вещей в пространстве. «Где твоя зеленая машинка? Вот она, справа от кубиков!» «Принеси мне твою белую майку. Она в левом ящичке комода».
- необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.
- конечно же, используйте различные игры для тренировки умения различать лево и право. Это могут быть разные настольные или подвижные игры, где надо выполнять движения в разные стороны.
Ориентировка «на себе» «Веселая зарядка»
Попросите ребенка:
- Попрыгать сначала на правой ноге, потом - на левой ноге.
- Поднять правую руку вверх, затем левую руку.
- Правую руку положить на левое плечо и, наоборот, левую руку положить на правое плечо.
- Правой рукой дотронуться до левого уха и, наоборот, левой рукой до правого уха.
- Потрогать правой рукой левую ногу и, наоборот, левой рукой правую ногу.
- Повернутся направо, повернитесь налево и т.д.
«Зеркальное отражение»
С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если ребенок прекрасно знает, где у него право, а где лево, он часто путается с зеркальным отражением. Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку лицом к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть ребенок сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы ребенок опытным путем понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.
Ориентировка в пространстве
«Справа-слева»
Попросите ребенка показать или назвать те предметы в комнате, которые в данный момент находятся СПРАВА от него, а затем – СЛЕВА от него. Повторите эти же самые вопросы после поворота ребенка на 180° и на 90°. Затем спросите его, с какой стороны от него находятся дверь, окно, стол и т. д., что поставит ребенка перед необходимостью самостоятельного употребления нужных слов.
«Где что лежит?»
Варианты 1:
Взрослый располагает различные предметы «на столе», «под столом», «около стола» и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится. Варианты
2:
Предложить ребенку расположить предметы по инструкции взрослого «за столом», «на столе», «под столом» и т. д. и при этом ребенок проговаривает свои действия.
«Встань там, где я скажу!»
Учить детей находить местоположение: впереди (перед объектом), сзади (за объектом), справа от объекта, слева от объекта.
Пример:
- встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа – доска;
- встань так, чтобы справа от тебя было окно;
- встань так, чтобы машина была впереди, а кукла сзади тебя.
«Откуда звук?»
Ребенку предлагают закрыть глаза и по слуху определить, откуда и чей звук: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.
«По проторенным дорожкам»
Во время прогулки, находясь на достаточном расстоянии от дома, попросите ребенка показать, как дойти домой. При этом очень важно, чтобы ребенок проговаривал вслух, в какую сторону надо повернуть.
«Найди клад»
Это упражнение похоже на известную игру «горячо – холодно». Вам нужно спрятать в комнате какой-нибудь предмет, а ребенок должен его отыскать, следуя Вашим подсказкам.
"На, под, над"
Для игры понадобятся предметные картинки. Ребёнок раскладывает их в соответствии с заданием взрослого (на, под или над чем-либо).
"Скажи наоборот"
Игра с мячом. Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит слово. Ребенок ловит, затем отвечает противоположное по смыслу слово и кидает мяч обратно. Например, вверх - вниз, лево - право и т.д.
Ориентировка на плоскости (листе бумаги)
В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги. Прежде всего, объясните ребенку значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол.
Последовательность формирования ориентировок:
- Знание плоскости листа:
Сначала рассматриваем с ребенком лист бумаги, расположенный вертикально:
-Что это? (лист бумаги)
-Какой он формы? (формы прямоугольника).
-Что есть у прямоугольника? (стороны, углы).
-Сколько сторон и углов у прямоугольника? (по четыре).
-У листа тоже есть углы и стороны. Покажи их.
-Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повтори, верхняя сторона.
-Как ты думаешь, как называется эта сторона? (нижняя сторона).
-Почему? (она находится внизу).
-Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая.
-Покажи правую сторону. Как она называется? (правая сторона).
-А как будет называться эта сторона? (левая сторона).
-Почему? (она находится слева).
-Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повтори.
-Как ты думаешь, как называется этот угол? (нижний правый угол).
-Почему? (он находится внизу слева).
-Покажи и назови все стороны и углы листа.
Для закрепления и уточнения знаний детей о этих понятиях можно провести различные игровые упражнения.
Упражнение «Машина»
(развитие умения различать правую и левую стороны листа)
Взрослый рисует на листе бумаги А4 (справа) гараж. Ребенок вырезает из цветной бумаги машинку. Играем: машина «едет» из дома в гараж (свои действия ребенок сопровождает указанием направления движения: «слева направо», можно изменить местоположение гаража и машины и двигаться «справа налево»).
Упражнение «Снежинки падают»
(развитие умения различать верх и низ листа)
Ребенок выкладывает снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берет каждую снежинку и показывает, куда она падает (в низ листа). Свои действия сопровождает словами: «сверху вниз».
Упражнение «Укрась ёлку»
Взрослый рисует ёлку в середине листа А4. Ребенок вырезает круги (шарики) разного цвета из цветной бумаги. Взрослый говорит, а ребенок выкладывает круги, сделанные из бумаги на елку: «В центре – синий шар, справа от него – желтый, внизу – красный» и т. п.
- Понимание пространственных отношений на листе:
Рассматривание карточек – перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок. Взрослый рисует карточки так, чтобы их можно было узнать при переворачивании и они не были бы «вверх ногами». Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).
- Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте:
Упражнение «Нарисуй по образцу»
Взрослый просит сначала ребенка рассказать про каждый предмет на картинке, что где находится (грузовик – в середине листа, грибок – в правом верхнем углу, кукла – в левом верхнем углу и т. д.) и потом нарисовать эти предметы у себя на листе. После выполнения задания ребенок проговаривает ещё раз, что где он нарисовал.
Аналогично этому заданию можно нарисовать геометрические фигуры или другие предметы.
Упражнение «Волшебный коврик»
- Выложить геометрические фигуры (любые картинки, предметы) на листе бумаги по инструкции взрослого (вверху, внизу, справа, слева).
- Выложить геометрические фигуры (любые картинки, предметы) на листе бумаги по инструкции взрослого (в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат…).
- Нарисовать геометрические фигуры на листе бумаги по инструкции взрослого (в верхнем правом углу нарисуй синий квадрат, в нижнем левом углу нарисуй зеленый квадрат и т.д.).
Спасибо за внимание!
- Консультация "Безопасность в зимнее время года!"
- Диагностика уровня финансовой культуры детей 5-7 лет
- Региональный педагогический салон "Игровые упражнения как средство развития фонематического слуха детей дошкольного возраста" 2023 г.
- Доклад «РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ КAК НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП В CИCТEМE ИНКЛЮЗИВНOГO OБРAЗOВAНИЯ В РAМКAХ ФГOC». Овчарова Д.Г., воспитатель..
- Городское выступление на тему: "Использование интерактивного комплекса с применением бесконтактного сенсорного игрового контроллера Кинект "Играй и развивайся" в образовательной деятельности воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 7 лет" 2023г.