Доклад по педагогической технологии «Мир, в котором я живу». Подготовила: Лысенко В.И., воспитатель.
Документы для скачивания
Доклад
по педагогической технологии
«Мир, в котором я живу».
Подготовила: Лысенко В.И., воспитатель.
Группу компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями развития посещают дети, в анамнезе которых, отмечены дефекты различного генеза. В большинстве случаев дети имеют полиморфный дефект: расстройства аутистического спектра, задержку психического развития, умственную отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата, системное недоразвитие речи. По этой причине у педагогов, работающих в данной группе, растет потребность в новых формах и методиках коррекции тяжелых нарушений. Но для положительной динамики в коррекционном процессе необходимо создать сенсорную базовую платформу, которая послужит стартом в становлении и развитии познавательно-речевых процессов.
Отмечается, что у детей с ограниченными способностями наблюдается дисфункция познания мира через органы чувств, т.е. нарушение сенсорной интеграции. Причинами дисфункции может быть познавательная, эмоциональная депривация, нарушение обработки кинестетических ощущений, трудности анализа сенсорных эталонов.
В работе с данными категориями воспитанников отмечаются следующие трудности в познании окружающего мира:
- прикосновения (избегает новых предметов, не любит прикосновений, аутоагрессия, нарушение тактильного характера);
- поведение: не участвует или мало участвует в играх, негативно реагирует на смену режима дня, часто агрессивен, наблюдаются эмоциональные перепады , трудности засыпания, ребенок требует к себе постоянного внимания,
- психомоторная возбудимость или пассивность: гиперактивность, координация движений нарушена, расположение частей тела в необычных положениях, очень сильно или слабо нажимает на предмет, спотыкается, избегание манипулятивный действий с предметами и звуковых раздражителей.
Таким образом, если у ребенка не получается собрать простейшую пирамидку, избегает контакт со взрослым, не исследует предметы с помощью органов чувств, то можно утверждать, что у воспитанника не сформированы чувствительность к сенсорным раздражителям.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям существенно различается и зависит от трех факторов:
1 фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние (генетическое наследование), равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.
2 фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
3 фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения.
Вышеизложенные дефекты отмечаются в анамнезе, детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов в рамках инклюзивного образования – это одна из приоритетных задачи в развитии детей с ОВЗ. Ведь, чтобы сенсорный (эталон) образ оказался зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Эталоны запахов — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д. |
Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. Эталоны формы - геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.
|
Кинестетические эталоны - поверхность материалов, двигательные программы, артикуляционный праксис. |
Вкусовые эталоны делим на сладкий, соленый, горький и кислый. |
Слуховые эталоны - это музыкальные ноты, фонемы родного языка, звуки неживого мира. |
Чувство равновесия
|
Познание окружающего мира является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании). Первым помощником в анализе поступающей информации является гнозис, иным словом, восприятие.
Характерной особенностью восприятия у детей с ОВЗ - узость, которая мешает ребёнку ориентироваться в новой местности, новых условиях, непривычной ситуации. Там, где ребёнок из общеразвивающей группы, обозревая всё происходящее, сразу выделяет главное и ориентируется в ситуации, то ребёнок с ОВЗ долго не может понять смысла происходящего и нередко оказывается дезориентирован в происходящей действительности. При обозрении действительности дети с ОВЗ плохо усматривают связи и отношения между объектами. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса обработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта: какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) не использовался, по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.
Одной из главных задач коррекционной работы является стимулирование и поддержка у детей интереса к окружающему миру. И данную задачу решает технология «Мир, в котором я живу». Основная цель: создание условий планомерного руководства по восприятию ощущений детьми с ОВЗ через органы чувств и формированием «адаптивного» ответа. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. Игры на развитие органов чувств, то есть сенсорными, считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Технология «Мир, в котором я живу» включает в себя игры, которые условно можно разделить на две подгруппы:
игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений |
игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения). |
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ, в рамках инклюзивного образования, зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия. Использовать данную технологию могут: воспитатель, педагог-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. Они объясняют и показывают способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, вспоминать, а также направляют деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения - вместе с детьми устраняют их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Для закрепления усвоенного сенсорного эталона необходимо использовать иллюстрации органов чувств и изображения базовых объектов, несущих конкретный раздражитель. Освоенные практически способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.
Основные направления технологии «Мир, в котором я живу» по формированию навыков и умений познания окружающего мира через органы чувств.
Тактильно-двигательное восприятие
Тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.
Проблема: ребенок не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает пальпирующими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.
Основным органом осязания служит кисть руки. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.
Для развития тактильной чувствительности необходима предметно-пространственная развивающая среда. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. При этом педагогу следует учитывать, что «тактильная среда» предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.).
Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий.
- Ванны для рук с крышечками - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками.
- Сухой бассейн .
- Осязательные мешочки и перчатки - небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями и пр.). Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.
- Бизиборд (сенсорная панель для рук),в дальнейшем - по собственному замыслу.
- Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, мячики.
1 этап. «Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.
Задачи:
- Учить ощущать движение и температуру воздуха.
- Стимулировать эмоциональное реагирование.
Игры: “Веер”, “Волшебный фен”, «Вентилятор»,“ Теплое – холодное”, “Брызгалки”, «Волшебная вода», “Разные поверхности”, “Легкие материалы”, “Сухие материалы”,
Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).
“Формирование способов тактильного восприятия предметов”.
Задачи:
- Развивать тактильно-двигательное восприятие.
- Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.
Игры: “Различные материалы”, “Поймай игрушку”, “Ходим (ползаем) по разным дорожкам”.
Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание.
2 этап «Формирование представлений о различной текстуре поверхностей, тканей”.
Задачи:
- Развивать тактильную чувствительность ребенка.
- Расширять тактильный опыт ребенка.
Игра: “Шершавая – пушистая перчатка, “Давай потрогаем”, “Отберем все мягкие (твердые) предметы”, “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности, ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции.
Зрительное восприятие
Проблема: нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении предметов (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.
Отметим, что зрительные образы детей с ОВЗ часто деформированы и неустойчивы, в них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, неадекватность представлений об окружающей действительности. Такие дети с трудом выделяют в объекте составляющие части, пропорции, своеобразие строения, могут «упустить» важные детали, не всегда точно распознают цвета и их оттенки.
Этапы по развитию зрительного восприятия.
1 этап. “Зрительное восприятие людей и себя”.
Задачи:
- Развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка.
- Развитие способности реагировать на лицо взрослого и себя, узнавать.
- Развитие умения разглядывать себя в зеркале.
Игры: “Лицо взрослого”, “ Игры-прятки”.
2 этап «Формирование представлений о предмете”.
Задание 1: “Идентификация предметов в целом”.
Задача: учить сравнивать предметы и находить сходства.
Задание 2: “Соотнесение формы предмета с эталоном формы”.
Задачи: учить ребенка соотносить форму предмета с формой вкладки.
Игра: «Коробка форм».
Ожидаемый результат: ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно узнает предметы, соотносит формы предмета с вкладкой.
3 этап “Формирование представлений о величине предмета”.
Задачи:
- Учить ребенка различать большие и маленькие предметы.
- Учить ребенка проталкивать предметы двух разных величин в соответствующие отверстия.
Игры: “Спрячь игрушку”, “Нанизывание больших и маленьких колец”, “Складывание двух местной матрешки”.
Ожидаемый результат: ребенок из двух предметов по просьбе показывает большой (маленький), собирает пирамидку из больших (маленьких) колец, вкладывает маленькую матрешку в большую самостоятельно.
4.“Формирование представлений о цвете предмета”.“Соотнесение цвета предмета с эталоном цвета (путем примеривания)”.
Задача: Идентификация предметов по признаку цвета.
Задание 1: “Выбор предметов из двух контрастных цветов”.
Игра: “Выбери по цвету”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает парную по цвету игрушку.
Задание 2:
Игра: “Веселый художник», «Цветик-семицветик».
Ожидаемый результат: ребенок соотносит контурное изображение с игрушкой, контурное изображение с эталоном цвета (например, цветной картон).
5 “Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
- Соотнесение формы предмета с эталоном.
- Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.
Задание 1: Выбор плоских геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник при предъявлении эталона, затем по словесной инструкции.
Задание 2: Выбор объемных геометрических фигур по словесной инструкции.
Игры: “Покажи мне следующие фигуры …”.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно соотносит форму фигуры с формой вкладки, выбирает геометрическую форму по словесной инструкции.
6.“Формирование представлений о размерах предметов”.
Задачи:
Дифференциация размера предмета по следующим признакам:
- высокий – низкий,
- широкий – узкий,
- длинный – короткий.
- “Формирование целостного образа предмета”.
Задача: развитие восприятия целостного образа предмета.
Игры: “Собери разрезанную фигуру”, “Собери разрезанную открытку”, “Собери разборную игрушку”.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно собирает разрезную картинку, игрушку.
Слуховое восприятие
Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.
Проблемой детей с ОВЗ являются недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.
На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится необязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
Этапы по развитию слухового восприятия.
1 этап “Развитие неречевого восприятия”.
Задачи:
- Формирование представлений о звуках.
- Локализация звука в пространстве.
Игры: “Тук-тук-тук”, “Где звенит колокольчик?”
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к звукам, эмоционально реагирует на звуки, ищет источник звука, поворачивает голову на звук.
2.“Развитие речевого восприятия”.
Задачи:
- Учить прислушиваться к речевым звукам.
- Развивать слуховое внимание.
Игры: “Кто за дверью?”, “Кто как кричит?”.
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к звукам, эмоционально на них реагирует.
3.“Дифференциация звуков музыкальных инструментов”.
Задачи:
- Учить ребенка соотносит звук с его источником.
- Учить ребенка различать звуки резко отличных по звучанию музыкальных инструментов.
Игры: “На чем я играю?”, “Барабан и дудочка”.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует звучание 2-3 музыкальных инструментов, различает резко отличные по звучанию инструменты.
4.“Формирование понятий тихо – громко”.
Задачи:
- Учить дифференцировать звуки по громкости.
- Выбирать пару по звучанию.
Игры: “Тихо – громко”, “Шумовые коробочки” (две пары)”.
Ожидаемый результат: ребенок по просьбе выбирает коробочку с тихим (громким) шумом, подбирает пару по громкости.
5.“Формирование звукоподражания”.
.Задача: Учить ребенка звукоподражанию, озвучиванию домашних животных, птиц.
Игры: “Кто как говорит?”, “Кто в гости пришел?”.
Ожидаемый результат: ребенок умеет озвучивать домашних животных, птиц.
Восприятие запах и вкуса.
Проблема: отмечаются трудности в дифференцировании запахов, вкусов; в соотнесении предмета и ощущения.
Развитие обонятельного анализатора и различение вкусов на «приятные» и «неприятные», может происходить через следующие игры «Умный нос», «В мире запахов», «Отгадай, что это?», «Волшебный язычок».
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует полярные запахи и вкус.
Технология «Мир, в котором я живу» предполагает следующую результативность: создание у детей предпосылок для принятия и качественной обработки информации, полученной с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве); дает возможность сконцентрироваться (например, слушать взрослого и не обращать внимания на уличный шум) на восприятии объекта и осмысленно действовать, реагировать в конкретной жизненной ситуации, с формированием адаптивного и адекватного ответа на сенсорный раздражитель.
- Консультация "Безопасность в зимнее время года!"
- Городское выступление на тему: "Использование интерактивного комплекса с применением бесконтактного сенсорного игрового контроллера Кинект "Играй и развивайся" в образовательной деятельности воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 7 лет" 2023г.
- Мастер-класс для родителей «Упражнения по развитию графических навыков ребёнка» Подготовила: Лысенко В.И., воспитатель.
- Консультация для родителей «Ребенок путает «право» и «лево»: как научить дошкольника ориентироваться в пространстве и на плоскости?» Подготовила: Овчарова Д.Г., воспитатель.
- Деловая игра для педагогов «Воспитываем любовь к родному краю» Подготовила: Лысенко В.И., воспитатель