Консультация " Подготовка детей к обучению грамоте"
Документы для скачивания
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем. К сожалению, в определении оптимального времени для начала обучения. Почему сначала звуки, а потом буквы? Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова. Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошкольника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и времени. Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы научиться читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов( измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами) . Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками( сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала( фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно- символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста. Формировать графические умения( готовить руку дошкольника к письму) . К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п. Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи( чтением и письмом) . Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению чтению и письму. Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как: развитый речевой слух четкая артикуляция звуков родного языка ( что обеспечивает правильное проговаривание) знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма и пр. Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка( психологического, физиологического и лингвистического) . Задача взрослых – подготовить ребенка к последующему обучению чтению и письму. В пять- шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи. В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове( начало, середина, конец) . На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно. Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха. Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных. Вводятся условные обозначения: согласный – синий гласные звуки- красный цвет Изучение акустико- артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами. Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха. Игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха «Угадай- ка» ( Имитация голосов птиц и животных) . Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребенка прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т. д. Добивайтесь от ребенка четкой артикуляции звуков. Можно использовать звуки окружающего мира( как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т. д. ) «Длинное- короткое» ( Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова) . Можно искать на кухне слова, в которых много звуков( мясорубка, электричество, кастрюля и др. ) и слова в которых мало звуков( нож, соль, суп и т. д. ) . «Сломанный телевизор » Для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте детям по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Дети определяют звуки и их последовательность. «Поймай песенку». Ребенок ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и т. Д «Где прячется звук». Предлагайте ребенку слова, выделяя, например, звук «о». Ребенок определяет позицию в слове( начало, середина, конец) . «Измени слово». Ребенку предлагаются картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом – домик. «Мягкий – твердый». Предлагайте ребенку картинки со словами с мягким согласным звуком и с твердым. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твердым – на стол или камень. «Придумать слова на заданный звук». Для начала лучше давать только гласные звуки( а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т. п. Затем согласные( р, с, ш, л, п, б и т. п. ) «Поймай нужный звук хлопком». Инструкция: Если услышишь звук[ k] в слове- хлопни в ладоши. Слова: [ K] ран, мор[ K] овь, шалаш, ботино[ K] . . . То же с любыми другими звуками Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос… Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов… Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам( ба- пу- бо- по) . Так же со звуками, например, с- ш, ш- ж, к- г, т- д, р- л, ч- щ и т. п. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м.