картотека пальчиковых игр
Документы для скачивания
Картотека пальчиковых игр для детей средней группы «Русские народные пальчиковые игры» «На постой» Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы- дети( говорят тоненьким голосом) . Безымянные пальцы- мама( говорит обычным голосом) . Средние пальцы- папа( говорит низким голосом) . Указательные пальцы- солдаты( говорят басом) . Скрещенные большие пальцы- порог избы. Ночь, в избе все спят. Раздается стук. Солдаты: Тук- тук! ( указательные пальцы постукивают друг о друга) Дети: Кто там? ( постукивают друг о друга мизинцы) Солдаты: Два солдата пришли переночевать! ( постукивают указательные пальцы) Дети: Спросим у мамы. Мама! ( постукивают мизинцы) Мама: Что дети? ( постукивают безымянные) Дети: Два солдата пришли переночевать! ( постукивают мизинцы) Мама: Спросите у папы. ( постукивают безымянные) Дети: Папа! ( постукивают мизинцы) Папа: Что, дети? ( постукивают средние пальцы) Дети: Два солдата пришли переночевать! ( постукивают мизинцы) Папа: Впустите! ( постукивают средние пальцы) Дети: Входите! ( постукивают мизинцы) Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! ( указательные пальцы" пляшут" совершая перекрестные движения) Солдаты: Войдем! ( сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней) Руки вытягиваются вперед. «Маланья» У Маланьи, у старушки( хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху) Жили в маленькой Избушке( сложить руки углом, показать избушку) Семь сыновей, ( показать семь пальцев) Все без бровей, ( очертить пальцами брови) Вот с такими ушами, ( растопыренные ладони поднести к ушам) . Вот с такими носами( показать длинный нос двумя растопыренными пальцами) Вот с такими усами, ( очертить пальцами длинные" гусарские" усы) Вот с такой головой, ( очертить большой круг вокруг головы) Вот с такой бородой! ( показать руками большую окладистую бороду) Они не пили, не ели, ( одной рукой поднести ко рту" чашку" , другой- " ложку" ) На Маланью все глядели, ( держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами) И все делали вот так. ( дети показывают загаданные действия) «Гости» Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки. - Мама, мама! ( мизинцы четыре раза постукивают друг о друга) . - Что, что, что? ( три раза постукивают друг о друга указательные пальцы) . - Гости едут! ( постукивают мизинцы) . - Ну и что? ( постукивают указательные пальцы) - Здрасьте, здрастье! ( средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева) - Чмок, чмок, чмок! ( гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки. «Братцы» Засиделись в избушке братцы( поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты) Захотел меньшой прогуляться( отвести в бок мизинец( строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2- 3 секунды) Да скучно ему гулять одному( мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию) Зовет он братца вдвоем прогуляться( в бок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции 2- 3 секунды) Да скучно им гулять двоим. ( мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию) Зовут братца втроем прогуляться( отвести в бок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2- 3 секунды) Грустно старшим сидеть в избе. ( большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками) Зовут они братцев домой к себе. ( все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется) . При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно. «Ладушки- ладошки» Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Наварили кашки Помешали ложкой. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Строили ладошки Домик для матрешки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Курочке Пеструшке Накрошили крошек. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Хлопали ладошки Танцевали ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Прилегли ладошки Отдохнуть немножко. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия «Соня–пастушок» Вышел, вышел пастушок на лужок, ( пальчики одной руки – пастушок, ладонь другой руки – лужок, а пальцы березки) Он созвал, собрал буренок в кружок, ( махи пальцами обеих рук) Наказал им никуда не ходить, ( указательный палец грозит) А коль волк придет, разбудить. ( помахать руками) . «Птички–невелички» Скрестить большие пальцы рук и изобразить крылья, приговаривая Птички – невелички по небу летели, По небу летели, на ладошку сели! ( накрыть одной ладонью другую) Будем птичек привечать, Будем птичек величать! ( погладить ладонь о другую ладонь) А воробушка узнаем, Сразу милого поймаем. ( погрозить пальцем) Ой беда! Ой беда! Улетели навсегда! ( машут руками) За реку широкую, за гору высокую! ( имитировать движения реки и гор) . Будет петь для деточки В золоченой клеточке( поглаживание пальчиков друг о друга) Воробушек, воробушек, воробушек. «Банька» Над трубою дым поднимается, ( сложите ладони вместе и сделайте несколько волнообразных движений снизу- вверх) Да по небу дым расстилается( раскройте ладони и разведите руки в разные стороны) Не хлебы пекут – банька топится, А народ спешит к ней, торопится( соедините кончики пальцев своих рук, а ладони не соединяйте, сами пальцы растопырьте) Прибежала нянька: «Ой, пустите в баньку! » «Не стопилась банька, Обожди- ка, нянька! »( пальцами одной руки протискиваться через сжатую ладонь другой руки) Прибежал Нафанька: «Ой, пустите в баньку! » «Не стопилась банька, Обожди, Нафанька! »( снова пытается попасть в баньку, но уже указательным пальцем между средних пальцев) Прибежала Анька: «Ой, пустите в баньку! » «Не стопилась банька, обожди – ка, Анька! »( протискиваться указательным пальцем между средним и безымянным пальцами) Прибежала Манька: «Ой, пустите в баньку! » «Не стопилась банька, обожди – ка, Манька! »( безымянным пальцем протискиваться между безымянным и мизинцем) Прибежал наш Ванька: «Ой, пустите в баньку! » «Заходи – ка в баньку, мы помоем Ваньку! » Жарко – жарко – жарко! » «Бабушкины пирожки» Стала бабушка гостей созывать, Стала милая гостей созывать: ( хлопки двумя руками) «И Тимоша приходи, и Антоша приходи, ( сгибать по очереди пальцы) Да и Проша приходи и Митрошу приводи А уж Ванечка, Моя лапочка, Ну, пожалуйста! »( мизинец потрепать) Стала бабушка гостей угощать, Стала милая гостей угощать( похлопать в такт словам) «И Тимоше пирожок и Антоше пирожок, Да и Проше пирожок, и Митроше пирожок»( нажимать на подушечки всех пальцев поочередно) «А уж Ванечке, Моей лапочке, Мятный пряничек! ». ( потрепать мизинец) Стала бабушка гостей провожать, Стала милая гостей провожать. « Прощевай, Тимоша, Прощевай, Антоша, Прощевай и Проша да и ты, Митроша ». ( по очереди загибать все пальцы рук) А уж Ванечка, моя лапушка Посиди еще вместе с бабушкой! »( погладить мизинец) «Стала Маша гостей созывать» Стала Маша гостей созывать( хлопки в ладоши) И Иван приди( кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки провести по всем пальцам левой руки по очереди; начать с большого пальца) И Степан приди, Да и Андрей приди, Да и Матвей приди, А Митрошечка Ну, пожалуйста! ( указательным пальцем правой руки четыре раза покачать мизинец левой руки) Стала Маша Гостей угощать( хлопки в ладоши) И Ивану блин( левую кисть повернуть ладонью вверх большим пальцем правой руки нажать на подушечки каждого пальца по очереди) И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке Мятный пряничек! ( большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза) Стала Маша Гостей провожать( хлопки в ладоши) Прощай, Иван! ( по очереди загибать пальцы на левой руке) Прощай, Степан! Прощай, Андрей! Прощай, Матвей! А Митрошечка- до свидания. «Пять братьев – пальчиков»( Собираем пальчики в кулачок. ) Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять! ( На каждую строчку отгибаем один пальчик) Этот пальчик- гриб нашел, Этот пальчик- чистит стол, Этот- резал, Этот- ел. Ну а этот лишь глядел! Идут четыре братца навстречу старшему. - Здравствую большак! - Здорово указка, ( соединить с большим указательный пальчик) Мишка- середка, ( соединить с большим средний пальчик) Гришка- сиротка, ( соединить с большим безымянный пальчик) Да крошка- Тимошка! ( соединить с большим мизинчиком) «Сорока–Белобока» Сорока, сорока Была белобока, Кашку варила, Деток кормила: Этому дала И тому дала, И четвертому дала А пятому не дала: Толстый, жирный, За водой не ходил, Дров не рубил, Нет тебе кашки! «Пальчики»( Поочередно сжимаем пальчики малыша в кулачок. ) Ивану- большаку- дрова рубить, Ваське- указке- воду носить, Мишке- среднему- печку топить, Гришке- сиротке- кашу варить, А крошке- Тимошке- песенки петь. Песни петь и плясать, Родных братьев потешать! ( Разжимаем кулачок, поднимаем руки вверх. ) «Гости» К Кате гости прибежали, ( бежим пальчиками по столу или по полу) Все друг другу руки жали. Здравствуй Жора, ( соединяем большой и указательные пальчики) Здравствуй Жанна, ( большой и средний) Рад Серёжа, ( большой и безымянный) Рада Снежана( большой и мизинец) Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе) Может коржик( показываем 2 открытые ладошки) Иль рожок( 2 кулачка ставим друг на дружку) Вот драже вам на дорожку( пальчиком тычем в открытую ладошку) Вы берите понемножку( несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки! «Горшок» Жили – были в домике( сжимать и разжимать кулачки) Маленькие гномики: Токи, Бики, Лики, Чики, Микки. ( загибать пальчики, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять Стали гномики стирать( тереть кулачки друг о друга) Таки – рубашки, ( загибать пальчики, начиная с большого) Тики – платочки, Лики – штанишки, Чики – носочки, Микки умница был, Всем водичку носил. «Дом» Стук- стук- постук, раздается где то стук. Молоточки стучат, строят домик для зайчат- Вот с такою крышей, ( ладошки над головой) Вот с такими стенами, ( ладошки около щёчек) Вот с такими окнами, ( ладошки перед лицом) Вот с такою дверью, ( одна ладошка перед лицом) И вот с таким замком! ( сцепили ручки) «Домик» Я гуляю во дворе( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой) Вижу домик на горе( ритмичные хлопки ладошками) Я по лесенке взберусь( раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев) И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой) «Комар» Летит муха вокруг уха, жжж( водим пальчиком вокруг уха) Летят осы вокруг носа, сссс( водим пальчиком вокруг носа) Летит комар, на лоб- оп( пальчиком дотрагиваемся до лба) А мы его- хлоп( ладошкой до лба) И к уху, зззз( зажимаем кулачок, подносим его к уху) Отпустим комара? Отпустим! ( подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку) «Котёнок» Шёл один я по дорожке, ( показываем один пальчик) Шли со мной мои две ножки, ( показывает два пальчика) Вдруг на встречу три мышонка, ( показываем три пальчика) Ой, мы видели котенка! ( хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову) У него четыре лапки, ( показываем четыре пальчика) На лапках- острые царапки, ( царапаем ноготками поверхность того что под рукой) Один, два, три, четыре, пять, ( на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков) Нужно быстро убегать! ( двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности) «Курочка» Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать( хлопаем ручками по коленкам) А за ней ребятки- жёлтые цыплятки( идём пальчиками) Ко- ко- ко, ко- ко- ко, не ходите далеко! ( грозим пальчиком) Лапками гребите( загребаем ручками, Зёрнышки ищите( клюём пальчиками зёрнышки) Съели толстого жука, дождевого червяка( показываем ручками, какой толстый жук) Выпили водицы полное корытце( показываем как черпаем воду и пьём) .
- «Роль родителя в подготовке к школе. Как вести себя на первых порах школьного обучения»
- краткосрочный проект День Защитника Отечества
- Участие в вебинаре «Весна в разных видах детской деятельности старших дошкольников с использованием цифровой образовательной среды «МЭО Детский сад» 02.03.2023г.
- Участие в вебинаре «Планируемые результаты Федеральной образовательной программы дошкольного образования: формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников» 13.03.2023г.
- Участие в вебинаре «Просветительская деятельность родителей воспитанников с использованием цифровой образовательной среды» 29.03.2023г.