a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Леворукий ребенок

Опубликовано: 2015-02-02 15:45:50

Консультация "Леворукий ребёнок"

Как вычислить левшу?

"Переплетение пальцев рук"

 Предложите ребёнку сложить руки в замок  (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшей – левой.  

"Поза Наполеона"

Предложите ребёнку сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

"Одновременные действия обеих рук" - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий учёный Ф. Кречмер предлагает для определения ведущей руки попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванной и т.д.

Если ребёнок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче  и точнее, то он левша.  Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении ведущей руки важно всё: где находится предмет, которым можно манипулировать, где находится ребёнок, как даётся инструкция.

Мы рекомендуем использовать для определения ведущей руки систему тестов, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даём в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

Первое задание: "РИСОВАНИЕ".

Положите перед  ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков.

Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Второе задание: "ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ".

Для выполнения этого задания можно использовать спичечный коробок или коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценке этого теста.

Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

Третье задание: "ПОСТРОЙ КОЛОДЕЦ ИЗ ПАЛОЧЕК".

Сначала из палочек строится четырёхугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

Четвёртое задание: "ИГРА В МЯЧ".

Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросить мяч в цель, например, в корзину, ведёрко, круг.

Пятое задание: "ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ РИСУНКА ПО КРУГУ".

Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствует руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт).  Все карточки (10-15штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.

Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: " Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой". Для того, чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание:  "НАЙДИ ДЫРОЧКУ"

Предложите ребёнку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание:  "ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек         (2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.

Восьмое задание:  "РАЗВЯЗЫВАНИЕ УЗЕЛКОВ"

Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины.  Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая рука держит узел).

В этом задании бывает сложно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков процесс довольно сложный  и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания – составления цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание: "ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ"

Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание Левая рука Обе руки Праваярука
1. +    
2.   +  
3.     +

Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", при предпочтении правой – в графу "Правая рука".  Если одинаково использует  как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу "Обе руки".

Десятое задание:  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники – родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить "+"  в графу "Левая рука", если нет – в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то, скорее всего ребёнок леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первое задание  - рисование плюс будет стоять в графе "Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические – правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой руки в выполнении графических заданий.

Очень часто, десяти заданий, описанных в прошлой консультации, бывает недостаточно  для того, чтобы определить какой рукой ребёнок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:

  1. Почистить обувь щёткой.
  2. Вставить стержень в отверстие пуговицы, бусины и поднять её.
  3. Намотать нитку на катушку.
  4. Перелить воду из одного сосуда в другой.
  5. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать "мишень" на листе бумаги или использовать игру в "Дартс").
  6. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
  7. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, во флакон с узким отверстием.
  8. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
  9. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
  10. Продеть нитку в иголку.
  11. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
  12. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
  13. Достать бусинку ложкой из стакана.
  14. Позвонить в колокольчик.
  15. Закрыть, открыть застёжку-молнию.
  16. Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку сложно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой, и левой  руками?

Нередко он начинает писать  и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыков письма. Часто взрослые – и педагоги, и родители – придерживаются такой позиции: "какую руку

чаще использует, той пусть и пишет". Но одно дело - выполнять привычные бытовые действия, другое – писать. Существуют даже специальные термины: "графическое функциональное превосходство" (т.е. бывают "графические левши" и "графические правши") и  "бытовое функциональное превосходство".

Исследования французских учёных показали, что в 90% случаев "графические левши" оказываются и "бытовыми левшами". Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаёт сложности при выборке руки для письма. Поэтому ещё раз разберём некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками. Как правило, эти дети – левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой

НУЖНО ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ ЛЕВШУ ? ЦЕНА ПЕРЕУЧИВАНИЯ.

Некоторые родители считают своим долгом исправить «ошибку природы» и помочь несчастному малышу, но цена такой «помощи» бывает слишком высокой.

Произвольная смена ведущей руки приводит  к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов. Наиболее частым негативным последствием является астенический стресс, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли ,неспокойный сон раздражительность ,несдержанность , снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства ,отказ от работы. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по разному. Мальчикам свойственны расторможенность неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения ,вялость , плаксивость .Таким детям свойственны ночные кошмары.

При переучивании возможны неврозы навязчивых состояний :выдергивание волос и др.

Невротический энурез , тики и др.

Все старания взрослых сводятся к нарушении, психо - соматического здоровья.

Помимо эмоциональных проблем переучивание может привести к серьезным сбоям в формировании познавательных способностей, резко замедляет темп интеллектуального развития.

 

КАК ПОМОЧЬ ЛЕВОРУКОМУ РЕБЕНКУ?

Главная задача взрослых в воспитании леворуких  детей:

Развивать в нем чувство оптимизма, уверенности в себе; самоценности , активного отношения к жизни!  Выявить его природные способности.

Помочь  леворуким  детям  приспосабливаться , помочь адаптироваться в правоориентированном  мире.

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения леворуких  детей, поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же как и правши. Но все-таки существует ряд рекомендаций которые могут облегчить положение леворуких  детей:

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. До школы (после 5 лет) необходимо научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.

Для правильной позы при письме необходимо:

-сидеть прямо; -опираться спиной на спинку стула; -не касаться грудью стола; -ноги держать прямо, стопы поставить на пол или на подставку; - туловище, голову, плечи держать ровно; -обе руки в области предплечья расположить на краю стола, при этом локти должны выступать за край.

Малыш должен научиться правильно располагать тетрадь перед собой (чуть ее сдвигая, чтобы нижний  правый край ее находился  немного  левее);

2. Очень важно определить ведущую руку и ведущий глаз! (в 4-4,5 года);

3. Часто левши пишут печатные буквы зеркально, « в обратную сторону». Делать им замечание бесполезно! Лучше предложите ребенку по образцу конструировать буквы из палочек разной длины и полукругов, а затем обводить буквы, написанные пунктирными линиями и снабженными стрелками, показывающими, откуда начинать и куда вести линию. Полезно вместе с ребенком проговаривать план написания буквы.

4. Помогите ребенку –левше правильно поставить руку при рисовании письме левой рукой.

5. Никаким образом не проявляйте свое негативное отношение к леворукости ребенка! Не драматизируйте ситуацию школьных неудач! Ребенок должен быть уверен, что все трудности временные!

6. Чтобы развить моторику и координацию рук и глаз у левши, включите в распорядок дня занятие спортом, лепкой, рисованием (или увлеките ребенка вышиванием, вязанием ,плетением макраме ,оригами );

7. Необходим рациональный режим дня, без перегрузок!

8. В общении придерживайтесь тактики совета, а не беспрекословного приказа!

9. .Особенность левшей является нарушение автоматизма, который позволяет нам всему научиться и переделать тысяча дел, не задумываясь над каждым движениям. Левше приходится усваивать навыки (в детском саду навыками одевания, раздевания и др.;

а в школе: навыками письма, чтения, счета и др.) не автоматическим повторением, а подбором логических связей, т.е. делать все «через ум».

10. Если надо нарисовать предмет, дайте возможность левше поддержать этот предмет в руках, потрогать его. Надо написать букву или цифру – сделайте ее из картона или наждачной бумаги, пусть ребенок проведет пальчиком по этой букве или цифре.

Следует помнить, что им трудно даются автоматические навыки, поэтому требуется гораздо больше тренировочных упражнений для формирования техники письма.

11. Знакомя детей с растениями, надо дать ребенку возможность потрогать, понюхать, попробовать на вкус листочки, кору, а уже потом обьяснить , какими свойствами обладает растение, уже опираясь на впечатления ребенка.

12. Надо помнить, что все навыки дети-левши получают через эмоции, из-за этого у них часто бывают эмоциональные срывы, склонность к  неврозоподобным  проявлениям .

У них очень слабые адаптационные механизмы и значительная истощаемость нервной системы, поэтому необходимо помнить, что левше труднее переходить от оптимального режима на более быстрый режим работы.

13. У левшей нет четких представлений о пространстве, где левая, а где правая рука. У них изначально и пожизненно отсутствует упроченная пространственно-временная система координат, что проявляется в феномене «зеркальности»

Необходимо в разных формах развивать у них эти понятия (ориентировка в пространстве и времени)

Левшам  в начале обучения разрешается учиться читать, писать, рисовать, считать, анализировать сюжетную картинку  с любой стороны. В связи с этим учить писать буквы и цифры лучше через копирку, использовать кальку, обводя несколько раз уже написанные буквы и цифры.

14. На занятиях физкультурой леворуким  детям трудно даются движения, в которых поочередно участвуют  руки и ноги. Эти дети могут лишь копировать чьи-то движения.

Поэтому на начальных этапах обучения необходимо в буквальном смысле этого слова «двигать их руками и ногами»».

15. Левшам очень трудно переключаться, поэтому их нельзя  торопить. Если идет опрос, левшу не стоит спрашивать первым, ему надо время, чтобы подготовиться к ответу на любой вопрос.

16. В любых стрессовых ситуациях левши чаще всего невнимательные. неорганизованные, совершают много ошибок, поэтому при опросе следует учитывать его эмоциональное состояние.

17. Левша должен знать, что он левша.

18. Проводить релаксации,  расслабление под музыку; игр с водой и песком и др.

Важно создать психологически комфортную, необычную творческую атмосферу, используя приглушенный свет, свечи,разнообразие звуков и запахов, наглядные образы.

(так как левши отличаются целостным восприятием,  для них важны осязательные и  зрительные ощущения ;испытывают эстетическое наслаждение, а так же внушаемые);

 

Оставить комментарий: