Консультация для педагогов "Значение зимних игр и забав на участке"
Создание условий для проведения зимних игр и забав на территории ДОУ
Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима - не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.
Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом: лопаты, санки с ящиками, листы фанеры, пластика для построек.
Обратите внимание на то, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.
Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:
- в деятельности должны принимать участие все дети;
- не предлагайте игры, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство);
- в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.);
- игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;
- для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;
- зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.
Прежде всего, следует создать условия на каждом участке для каждой возрастной группы.
Снежные валы
На каждом участке должны быть снежные постройки. Для подготовки, их создания снег сгребается с середины участка, создаются валы по его периметру. Середина участка, свободная от снега и от построек, тщательно утрамбовывается. Из снежных валов можно сформировать:
- Горки.
- Площадку для тренировки равновесия - вершина срезана горизонтально, шириной до 40 см, высота 30 см.
- Валы для игры в прятки и снежки: вершина скруглена, высота от 50 до 70 см. (могут иметь форму змеи, дракона, крокодила).
- Сюжетные постройки или снежные фигуры в виде образа: обязательно должны иметь какую-то цель, служить для развития движений, не являться просто украшением участка.
- Главное требование при создании построек - безопасность детей. Поэтому, если при постройке снежных фигур используется каркас, не должно быть острых торчащих частей. Снежные постройки должны быть мощными, устойчивыми. Если используются краски, то они должны быть не химического, а растительного происхождения - пищевые красители, свекольный или морковный сок. Для эстетичного оформления участка можно использовать книгу Пантелеевой «Эстетика участка дошкольного учреждения» - М.: Просвещение, 1988.
Горки
На каждом участке должна быть горка:
для младшего возраста высотой 1 м, длина ската 5-6 м;
для старшего возраста - высотой от 1,5 до 2 м, длина ската более 6 м. ширина горки от 90 см до 1 м.
По бокам ската и площадки - бортики высотой 20-30 см. На верху горки - горизонтальная площадка 1,5x2 м. Сзади - лестница с широкими ступенями 20-25 см ширины, чтобы ребенок стоял на них устойчиво. В течение недели горку поливают водой. Ступеньки посыпают снегом и песком.
На участке также могут быть:
- Снежный лабиринт - с шириной стенок 30 см, высотой от 50 до 1 м.
- Стенка-мишень из снега, ширина 30 см, высота в рост ребенка. В мишени делаются сквозные отверстия в виде геометрических фигур.
- Тоннели для лазания, подлезания длиной 2-2,5 м. Для их сооружения обязательно нужен каркас. Для подлезания используется также дуга-воротца.
2. Варианты планирования содержания работы воспитателей с детьми
в период проведения недели «зимних игр и забав» и в зимний период в разных возрастных группах ДОУ.
Планирование содержания работы воспитателя начинается с подготовки участка для проведения прогулок в зимний период и создания условий для активной деятельности детей, подготовки яркой наглядной информации для родителей в группе и на сайте.
План работы с детьми следует разнообразить интересными формами организации детской деятельности:
-зимние праздники;
-зимние развлечения на участке, физкультурные досуги;
- катание на санках, ледянках, снегоходах; ходьба на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам; игры с элементами хоккея;
- различные эстафеты и подвижные игры;
-конкурсы оформления зимних участков и снежных построёк;
- сюжетно-ролевые игры с использованием снежных построек;
- игры со снежками;
- лепка из снега;
- рисование на снегу;
- наблюдения за живой и неживой природой; кормление птиц;
- опыты и экспериментирование со снегом, льдом и водой;
- создание ледышек и составление узоров из них;
- выставки детских рисунков;
- дни здоровья;
- тематические дни (например, «День сказки» и др.);
- труд на участке - участие в создании снежных построек, их ремонт;
- чтение художественной литературы и разыгрывание сказок;
- развивающие игры на развитие памяти, внимания, мышления;
- Участие в семинаре Метеновой "Социализация детей дшкольного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков"
- Неделя книги
- Консультация для родителей " Скоро скоро Новый год"
- Профессиональная переподготовка с Экологическим Центром
- Консультация для родителей "Скоро, скоро Новый год".