a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов «Использование художественной литературы при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников».

Автор: Жукова Наталия Александровна Опубликовано: 2023-12-11 12:37:22

Документы для скачивания

Консультация для педагогов « Использование художественной литературы при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников ». Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно так же, как и взрослых, касаются финансовые вопросы. Экономик а и дошкольники тесно связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь ребенок вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по форм ированию финансовой грамотности. Финансовая грамотность   — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. А можно ли увле чь детей рассказами о финансах в столь юном возрасте? Это задача трудная, но решаемая. . Современные дети полноправно участвуют в финансовых вопросах, и чем раньше они у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Все это есть в художественной литературе. Цель: формирование финансовой грамотности дошкольников через использование художественной литературы. Задачи: • сформировать первичные экономические понятия посредством чтения художественной литературы; • ввести детей в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей; • способствовать владению речевой и коммуникативной культурой, развитию творческих способностей детей; • развивать интерес к чтению художественной литературы, к самому процессу чтения. Для усвоения детьми основ финансовой грамотности я использую самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор( сказки, пословицы, поговорки) . Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор( сказки, пословицы, поговорки) . Чтение художественной литературы. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чт обы изучить себя, измерить, оцен ить свои возможности»( Джанни Родари) . Путешествие в мир финансов – интересное и увлекательное занятие, которое нравится детям. Они с большим удовольствием осваивают азы экономики: разгадывают кроссворды, играют в дидактические и сюжетные игры, и т. д. Но самым лучшим методом становления основ финансовой грамотности у дошкольников считается сказка. Почему? Во- первых, именно через сказку мы можем дать понять детям, как не потеряться сегодня в новом финансово- экономическом пространстве, как правильно распоряжаться деньгами, учитывая свои потребности, желания и возможности. Чем раньше дети узнают финансовую науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Во- вторых, сказка – это самая интересная и увлекательная форма познания действительности. Совместное чтение сближает взрослого и ребенка, через сказку взрослый поможет разобраться ребенку в тех случаях, когда он сам чего- то не понимает. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини- программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность, знакомит с экономическими понятиями – купля, продажа, обмен, ресурс, потребности и т. д. И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуации, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно- познавательные навыки. Необходим детальный анализ содержания сказок, вычленении в них экономических категорий( «деньги», «товар», «доход» и др. ) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях. Основными педагогическими условиями построения системы воспитания основ финансовой грамотности старших дошкольников на основе сказок являются: • использование сказки не только как средства «обучения» финансовой грамотности, но и как средства развития личности; • организация комплексной работы со сказкой; • создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении. Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий: • сказки, раскрывающие потребности( в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения; • сказки, отражающие труд людей; • сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства; • сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. ; • сказки, помогающие понять значение таких « экономических » качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделяются основные экономические категории, социально- нравственные качества. Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: в ОД( математика, развитие речи, экология и др. , в совместной деятельности взрослых и детей( сюжетно- дидактические игры, экскурсии и др. , в свободной деятельности самих детей( игры- драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др. ) . Сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников финансовой компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо – культурную позицию ребенка. Приведу несколько примеров из детской  литературы, помогающих детям понять и освоить сложные экономические и  финансовые понятия. Сказка,   отражающая труд людей: В  «Сказке о попе и работнике его Балде »  речь идет о попе, который мечтал найти себе работника, который бы работал усердно и прилежно, а брал за это не слишком много. В данном произведении автор высмеивает такие качества человека, как жадность и погоня за дешевизной. Сказка учит нас тому, как нельзя поступать с людьми. Нужно всегда платить по их заслугам. Мораль этой сказки заключается в том, что жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны. Рациональное разделение труда: В сказке  «Теремок»  каждый из жителей домика выполнял свою работу, и жили они дружно и весело. Сказка показывает, что благодаря рациональному разделению труда все звери имели выгоду от совместного проживания. Экономия семейного бюджета: В книге Э. Успенского  «Трое из Простоквашино»  говорится, что к деньгам нужно относиться бережливо и расчетливо, то есть необходимо экономить. Так,   главный герой Кот Матроскин отказывается выписывать газету с целью экономии бюджета:   «- А я ничего не буду. Я экономить буду». Данный эпизод в книге учит, что бережливое и расчетливое отношение к деньгам – залог  финансового благополучия. Таким образом, вы видите, что использование произведений детской  литературы в процессе формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников  приближает ребенка к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести необходимые навыки поведения. Рекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности. Я убедилась, что использование художественной литературы играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста, в решении задач формирования экономической грамотности дошкольников. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Оставить комментарий: