Проект в младшей группе "В гостях у капельки"
Документы для скачивания
Филиал: МБДОУ «детский сад «Радуга» детский сад «Колокольчик» ПРОЕКТ «В гостях у капельки»( II младшая группа) Вид проекта: исследовательско – творческий Продолжительность: краткосрочный( 2 недели) Участники проекта: воспитатели, дети 3 – 4 лет, родители Актуальность: По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде. Воспитатель: Киселева О. В. 2023г. Постановка проблемы: Дать детям представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды. Задачи: Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды. Способствовать формированию позитивного отношения к воде( познавательного, бережного, созидательного) . 3. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой. Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды( интенсивность окраски, вкус, запах) . Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства( чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает) . Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека( среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д. ) . Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе( снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т. д. ) . Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека. Дать представление о природных катаклизмах( наводнение, засуха) . Научить простым способам очистки воды. Предполагаемый результат: Расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, в том числе о воде. Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность. Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. Воспитывать бережное отношение к воде. Взаимодействие с родителями: Просмотр с ребенком мультфильмов о воде для накопления информации о воде. Проведение опытов дома: «Водяные превращения». Создание папки «Круговорот воды в природе» Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Фото выставка «Что такое вода? Для чего она нужна? » Выставка рисунков «Как наша семья бережёт воду» Проведение опытов дома: «Водяные превращения». ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Подготовительный этап проекта: Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта. Пополнить развивающую среду: Подбор художественной литературы по теме; Подбор энциклопедий, карт, схем; Составление картотек загадок, стихов, поговорок; Составление картотеки опытов с водой; Подготовка оборудования для опытов с водой. 3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла. 4. Подготовить информацию для родителей по темам: Эксперимент в детском саду; Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников; Почему воду нужно беречь? Составление схемы «Круговорот воды в природе». Провести презентацию «Мир воды». Исследовательский этап проекта: Вид деятельности Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями Игровая «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Здоровье». Дидактические игры: «Купание куклы», «Капитаны»( пускание бумажных корабликов) , «Когда это бывает? ». Игры – забавы: «Пускание мыльных пузырей», Игры детей в центре «Песок – вода», Игры с водой, игры со снегом. Показать детям в домашних условиях, что для пригото в- ления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки растений, купания людей нужна вода. Привлечение родителей к оформле- н ию альбома «Занимательные опыты с водой» Двигательная «Физическая Подвижные игры: культура». «Социализация», «Здоровье». «Солнышко и дождик», «Капельки и Тучка», «Караси и щука», «На болоте», « Цапля», « Через ручеёк», « С кочки на кочку», «Лягушки», «Рыбаки и рыбка». Познавательно – исследователь- с кая «Познание», «Коммуникация, «Безопасность». 1. Наблюдение за водой, которая льётся из крана. 2. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой ( изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д. ) . 3. Эксперименты: «Холодная, теплая вода», «Прозрачная вода», «У воды нет запаха и вкуса», «Что плавает в воде? », «Лед – это вода». Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», 4. Наблюдение за снегом « Снег – какой он? » 5. Наблюдение за сосульками «Превращение сосульки»; 6. Просмотр мультфильмов « Секреты воды», « Круговорот воды в природе» 7. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды. Трудовая «Труд» 1. Наблюдение за трудом воспитателя, няни, повара и выполнение несложных трудовых поручений. 2. Украшение деревьев разноцветными сосульками. 3. Мытье листьев у цветов. 4. Мытьё игрушек. Коммуникати в- ная «Коммуникация» «Здоровье». 1. Рассматривание картин: «Путешествие капельки», «Кто живёт в воде? », «У аквариума», «Река» и др. 2. Беседы: «Значение воды для живого организма», «Как сохранить воду», «Как ты думаешь, зачем нужна вода? » Чтение( восприятие художественной литературы) «Познание», «Социализация» Чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик пуще»; Чтение произведений А. Барто «Девочка чумазая», А. Босев «Дождь». З. Александрова «Купание», К. Чуковский « Мойдодыр », В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Снег идет», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал». Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». Продуктивная «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Коммуникация» 1. Рисование гуашью по воску «Поменяем воду в аквариуме»; 2. Развитие речи «Водичка, водичка …»( опыты и заучивание потешки) ; 3. Занятие по ФЦКМ( предметный мир) «Лодочка для Каркуши » ( эксперименты с предметами « тонет – не тонет»; 4. Конструирование+ сенсорика «Рыбка» ( из бумаги) Музыкальная «Музыка» 1. Прослушивание записи шума водопада, звон веселого ручейка. 2. Песени о воде. Заключительный этап проекта: Презентация проекта «Волшебная капелька». Альбом «Мир воды» Фото выставка «Что такое вода? Для чего она нужна? » Выставка рисунков «Как наша семья бережёт воду». Список используемой литературы: 1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011. – 336 С. 2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. 3. Дыбина О. В. , Поддъяков Н. Н. , Рахманова Н. П. , «Ребенок в мире поиска» 6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009. 4 4. Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , 4. 4. Щетинина В. В. « Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников/ П од ред. О. В. Дыбиной. – 2- е изд. , испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011. 5. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М. , ТЦ Сфера, 2013. Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Водичка, водичка…» ( для второй младшей группы) Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах. Задачи: 1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, мутная, грязная, льется, теплая, холодная, горячая. 2. Стимулировать использование исследовательских и поисковых действий. 3. Закрепить представления о том, что вода может быть холодной, горячей, теплой, грязной. 4. Развивать сенсорную чувствительность тактильных ощущений( холодная, теплая горячая вода) и мыслительную деятельность. 5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Словарь: горячая, теплая, холодная, прозрачная, грязная, сильная, капает, течет, льется, булькает, кипит, отмывает, моет, пьют, волшебница, волшебник, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом. Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, развитие речи. Предварительная работа: игры- эксперименты с водой; игра «Чудесный мешочек», слушание музыки CD- «Звуки природы», чтение А. Барто «Девочка чумазая». Средства обучения: стаканы на каждого ребенка с водой холодной и горячей t~ 45- 55, таз с водой чистой, поролон на дно таза, камешки, таз, мыло, салфетки тканевые, «чудесный мешочек»- мелкие предметы для игры с ним( зубная щетка, мочалка, мыло, расческа, полотенце) , брызгалка, фрагмент из мультфильма «Королева Зубная Щетка». Ребенок подготовительной группы – «девочка чумазая». Ход занятия. I часть. Сюрпризный момент. Воспитатель говорит детям, что утром почтальон принес в сад мешочек, заинтересовывает детей новым предметом. Сообщает название мешочка- «Чудесный мешочек». - Этот мешочек волшебный, и кто с ним играет, тоже становится волшебником. Волшебник – это тот, кто умеет делать разные превращения, например: угадывать предмет закрытыми глазами. Хотите стать волшебниками? Предлагает поиграть. Назвать каждый предмет, поговорить с детьми о его назначении с помощью наводящих вопросов. Игра- «Чудесный мешочек»- угадай на ощупь. - Как узнали, что лежит в мешочке? - Кто помог вам узнать предмет в мешочке? ( руки) - Какие волшебные у вас руки. А хотите посетить волшебную страну? Давайте все закроем глаза и хлопнем в ладоши. Открываем глазки. Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм про королевство « Умывайка ». А в волшебную страну мы возьмем с собой предметы из чудесного мешочка. Просмотр фрагмента мультфильма «Королева Зубная Щетка» Обсудить с детьми, что случилось с девочкой. Слышится стук в дверь – приход гостя «Девочка чумазая», дети встречают девочку, знакомятся. Воспитатель: - Ах ты, девочка чумазая. Где ты руки Так измазала? Черные ладошки; На локтях- дорожки! Девочка: - Я на солнышке лежала Руки кверху держала Вот они и загорели. Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая, Где лицо ты так измазала? Кончик носа черный Будто закопченный. Девочка: – Я на солнышке лежала Нос я кверху держала Вот и загорела. Воспитатель: – Ой, ли, так ли? Так ли дело было? А. Барто Надо нам тебя отмыть, и в чистюлю превратить! - Кто же нам сможет помочь? Загадка подскажет: Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я Кто я такая. ( Вода) А вот и она! Воспитатель брызгает на детей из брызгалки( ситуация неожиданности, снятие напряжения) , обыгрывает появление брызгалки. - Как вода может помочь нашей девочке? ( высказывания детей) - Вода грязнулю всегда выручает, и в чистюлю превращает. Воспитатель сообщает детям, что в группе есть горячая и холодная вода. Показывает стаканы с холодной и горячей водой. Кто подскажет, как узнать в каком стакане холодная вода, а в каком горячая, ведь они одинаковые? ( предложения детей) . - Правильно нужно осторожно прикоснуться к стакану, прикладывая руки ненадолго, чтобы не обжечься. Кто мне поможет? - Какой водой будем мыть девочку? ( Дети размышляют, почему нельзя мыть холодной водой и горячей, приходят к решению, что надо мыть девочку теплой водой. ) - Где взять теплую воду? Как можно сделать теплую воду? ( Смешать холодную и горячую) . Игра – эксперимент «Горячо или холодно» Дети определяют воду в кружке холодную и горячую, обозначают символами. А теперь приготовим таз для умывания нашей девочки. • Опыт: «Смешивание холодной и горячей воды»- воспитатель предлагает сначала всем детям вылить горячую воду, затем холодную, определить воду на ощупь. Приходят к решению, что в такой воде можно вымыть девочку. Отметить, что вода в тазу чистая, прозрачная. Девочка чумазая умывается над тазом. Воспитатель сообщает детям, что лучший помощник волшебнице воде в борьбе с грязью – мыло и губка. Намыливают руки девочке, выбирают полотенце для вытирания. Воспитатель обращает внимание детей на то, что вода изменила цвет, была прозрачной, стала мутной, грязной. Почему? Воспитатель: - Вот теперь ты белая, совсем не загорелая. Это была грязь. Спасибо волшебнице воде и нам волшебникам. Воспитатель предлагает девочке поиграть и сообщает детям, что вода может не только отмывать грязь, но и имеет силу, и может даже в море камешки передвигать. • Физкультминутка- релаксация «Камешки в воде»- музыка «Звуки природы» Дети, стоя в кругу, слушают музыки, узнают в музыке шум воды. Воспитатель предлагает детям превратиться в камешки- выполнять движения под ритм музыки движение камешков – сидя на ковре. II часть. А еще вода умеет издавать различные звуки. Артикуляционная гимнастика. - Когда вода течет из крана, мы слышим звук С- С- С- С- В кипящем чайнике мы слышим звук воды- Ш- Ш- Ш- Ш. - А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР- ФР- ФР- ФР. - Когда дождик на улице- КАП- КАП- КАП- КАП. ( дети произносят звуки вместе с воспитателем) . - А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать? Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине. • Опыт- эксперимент «Что сказала водичка? » Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку. Воспитатель: - Кто у нас самый внимательный волшебник? - Что ответила вам водичка? ( БУЛЬ) Воспитатель. - Волшебница вода умеет издавать разные звуки. III часть. Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Помогли девочке отмыть грязь, научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? ( ответы детей) . ( Она может издавать звуки, имеет силу) А за то, что вы помогли грязнуле стать чистой, девочка подарит вам подарки! ( сюрпризный момент) . В ам понравилось быть волшебниками и играть с волшебницей водой? А теперь давайте найдем у нас в группе игрушки, которые можем помыть, и приведем их в порядок! Опыты с водой Опыт № 1. Вода – это жидкость. ( У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой) . Воспитатель: Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Дети: Вода льется, потому что она жидкая. Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать. Опыт № 2. Вода не имеет формы. ( Опыт проводит воспитатель. На столе – сосуды разной формы) . Воспитатель: Давайте сравним форму воды в своем стакане с водой у соседа, у меня. Посмотрите, я буду перелив Дети: Нет. Воспитатель: Какого же цвета тогда вода? Дети: У воды нет цвета. Никакого. Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная. Воспитатель: А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться? Дети: Да. Воспитатель: Возьмите краску и размешайте ее в стакане с водой. Что произошло с водой? Дети: Вода поменяла свой цвет( синий, красный, желтый, зеленый) . Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Опыт № 3. Вода прозрачная. ( На столе у детей карточки с картинками) . Воспитатель: Возьмите рисунок у себя на столе и посмотрите на него через стакан с водой, на свою руку. Видите, руку, рисунок? Дети: Да. Воспитатель: Что можно сказать о воде? Дети: Вода прозрачная. Вывод: Вода прозрачная. Опыт № 4. У воды нет запаха. ( На столе у детей стакан с водой) . Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет? ( Дети берут стаканчики с водой, нюхают) . Дети: Ничем не пахнет. Вывод: Вода не имеет запаха. Физминутка. Опыт № 5. У воды нет вкуса. ( Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром, солью, ложечки, стакан с водой) . Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая? Дети: Нет никакого вкуса. Вывод: У воды нет вкуса. Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус? Дети: Сладкая, соленая. Вывод: Вода меняет вкус в зависимости от того, что в нее добавили. Опыт № 6. Лед – это твердая вода. ( На лабораторном столе поддоны со льдом и снегом) . Воспитатель: Дети подойдите к столу. Что лежит в ванночках? Дети: Льдинки, лед, снег. Воспитатель: Что происходит со льдом и снегом? Дети: Снег и лед тают, получается вода. Вывод: Лед и снег – это тоже вода. Опыт № 7. Пар – это тоже вода. ( Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало) . Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит. Из горлышка выходит пар. Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: Пар – это тоже вода. Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой, как лед, в виде пара и жидкой. Можем мы сказать, что снежинка, капелька и паринка – родные сестры? Дети: Да. Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребёнка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Ребёнок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнёте шарик через скотч без всякого вреда для него. «Подводная лодка №1. Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает. Цветы лотоса. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки, раскрываются. Естественная лупа. Если вам понадобилось разглядеть какое – либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое. Умывальников начальник. Сделать умывальник – это просто. Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребёнка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребёнком простой умывальник. Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на её боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздём отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая её, вы получите струйку воды, завинчивая – вы «закроете кран» своего умывальника. Делаем облако. Налейте в трёхлитровую банку горячей воды( примерно 2, 5 см) . Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А от куда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя. Рукам своим не верю. Приготовьте три миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной температурой, третью – с горячей. Попросите ребёнка отпустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам? Всасывание воды. Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.