Как помочь ребенку автоматизировать звук?
Документы для скачивания
Автоматизация поставленных звуков у детей. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Речь ребенка формируется постепенно. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Автоматизация звука в слогах( прямых, обратных, со стечением согласных) ; 2. Автоматизация звука в словах( в начале слова, середине, конце) ; 3. Автоматизация звука в предложениях; 4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах; 5. Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; 6. Автоматизация звука в разговорной речи. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время. Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т. е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания. Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования. По традиционной методике щелевые звуки предлагается автоматизировать в нижеуказанной последовательности: • в прямых слогах • обратных слогах • слогах с интервокальной позицией согласного • в слогах со стечением согласных Автоматизацию смычных и смычно- щелевых звуков начинают с включения звука в • обратные слоги • после чего переходят к прямым Автоматизация звука в слогах – важный вид работы, заключающийся в многократном повторении за педагогом. К этому процессу можно подключить зрительный и тактильный анализаторы. Это даёт возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах. На этом этапе мы используем такие игры и упражнения, как: " Пальчики здороваются" , " Проведи слог по звуковой дорожке" , " Музыкант или Программист" Для автоматизации звука в словах первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями. Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию — в начале слова, конце и середине. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов. Далее число слогов возрастает, и наконец, вводятся слова со стечением согласных. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений: " Назови картинки" , " Паровозик" , " Рассади животных" , " Лабиринты" Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами. В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику. Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста. Автоматизация звука в рассказах – предпоследний этап в автоматизации. Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Существуют определенные требования к лексическому материалу, который подбирает логопед: • в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков; • в подобранном лексическом материале не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков; • на первых порах в словах не должен встречаться тот звук, на который ребенок заменял поставленный звук; • в начале работы над определенным звуком в словах не должно встречаться оппозиционных звуков; • в первую очередь звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и в последнюю очередь – в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. • лексический материал должен быть понятен и доступен ребенку; • смысловой речевой материал должен преобладать над чисто слоговыми упражнениями. При работе с рассказами и взрослый, и ребенок используют звук без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков. Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют формированию речевой коммуникации в целом, то есть связной речи.