a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Как помочь ребенку автоматизировать звук?

Автор: Голубова Анна Васильевна Опубликовано: 2023-12-12 22:05:58

 Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

 

Речь ребенка формируется постепенно. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.

 

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.

 

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя.

 

Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением

 

согласных);

 

  1. Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

 

  1. Автоматизация звука в предложениях;

 

  1. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;

 

  1. Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

 

  1. Автоматизация звука в разговорной речи.

 

Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку

 

Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации

 

На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время. Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т.е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания.

 

Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования.

 

По традиционной методике щелевые звуки предлагается автоматизировать в нижеуказанной последовательности:

 

  • в прямых слогах

 

  • обратных слогах

 

  • слогах с интервокальной позицией согласного

 

  • в слогах со стечением согласных

 

Автоматизацию смычных и смычно-щелевых звуков начинают с включения звука в

 

  • обратные слоги

 

  • после чего переходят к прямым

 

Автоматизация звука в слогах – важный вид работы, заключающийся в многократном повторении за педагогом.

 

К этому процессу можно подключить зрительный и тактильный анализаторы. Это даёт возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах. На этом этапе мы используем такие игры и упражнения, как: "Пальчики здороваются", "Проведи слог по звуковой дорожке ", "Музыкант или Программист "

 

Для автоматизации звука в словах первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями. Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию — в начале слова, конце и середине. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов. Далее число слогов возрастает, и наконец, вводятся слова со стечением согласных. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза

 

Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений:

 

" Назови картинки ", " Паровозик ", " Рассади животных "," Лабиринты "

 

Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами. В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику.

 

Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста.

 

Автоматизация звука в рассказах – предпоследний этап в автоматизации.

 

Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком.

 

Существуют определенные требования к лексическому материалу, который подбирает логопед:

 

  • в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков;

 

  • в подобранном лексическом материале не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков;

 

  • на первых порах в словах не должен встречаться тот звук, на который ребенок заменял поставленный звук;

 

  • в начале работы над определенным звуком в словах не должно встречаться оппозиционных звуков;

 

  • в первую очередь звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и в последнюю очередь – в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной.

 

  • лексический материал должен быть понятен и доступен ребенку;

 

  • смысловой речевой материал должен преобладать над чисто слоговыми упражнениями.

 

При работе с рассказами и взрослый, и ребенок используют звук без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.

 

Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют формированию речевой коммуникации в целом, то есть связной речи.

 

Оставить комментарий: