Как помочь ребенку автоматизировать звук?
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Речь ребенка формируется постепенно. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.
Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.
В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя.
Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением
согласных);
- Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- Автоматизация звука в предложениях;
- Автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
- Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- Автоматизация звука в разговорной речи.
Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с широкой опорой на неречевые ассоциации
На изолированном произношении звука не рекомендуется задерживаться длительное время. Вместе с тем недопустимо переходить к автоматизации звука в слогах преждевременно, т.е. до получения правильного и устойчивого изолированного его звучания.
Особенности автоматизации звука в слогах зависят от характеристики отрабатываемого звука по способу образования.
По традиционной методике щелевые звуки предлагается автоматизировать в нижеуказанной последовательности:
- в прямых слогах
- обратных слогах
- слогах с интервокальной позицией согласного
- в слогах со стечением согласных
Автоматизацию смычных и смычно-щелевых звуков начинают с включения звука в
- обратные слоги
- после чего переходят к прямым
Автоматизация звука в слогах – важный вид работы, заключающийся в многократном повторении за педагогом.
К этому процессу можно подключить зрительный и тактильный анализаторы. Это даёт возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах. На этом этапе мы используем такие игры и упражнения, как: "Пальчики здороваются", "Проведи слог по звуковой дорожке ", "Музыкант или Программист "
Для автоматизации звука в словах первоначально предлагаются слова с уже отработанными в слогах звукосочетаниями. Автоматизируемый звук в словах должен занимать различную фонетическую позицию — в начале слова, конце и середине. В первую очередь отрабатываются слова, состоящие из двух прямых слогов. Далее число слогов возрастает, и наконец, вводятся слова со стечением согласных. В последующем ребенок произносит слова, в которых автоматизируемый звук встречается более одного раза
Правильное произношение звука в словах закрепляется как в процессе повторения слов за логопедом, так и в ходе специальных игр и упражнений:
" Назови картинки ", " Паровозик ", " Рассади животных "," Лабиринты "
Логопедическая работа по автоматизации звука во фразе проводится при закреплении произнесения ребенком предложений с уже отработанными на предыдущих этапах словами. В дальнейшем вводятся фразы, содержащие новую лексику.
Работу по автоматизации звука в тексте рекомендуется начинать с небольших потешек, стихотворений, поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. В дальнейшем правильное произношение закрепляется на материале прозаического текста.
Автоматизация звука в рассказах – предпоследний этап в автоматизации.
Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком.
Существуют определенные требования к лексическому материалу, который подбирает логопед:
- в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков;
- в подобранном лексическом материале не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков;
- на первых порах в словах не должен встречаться тот звук, на который ребенок заменял поставленный звук;
- в начале работы над определенным звуком в словах не должно встречаться оппозиционных звуков;
- в первую очередь звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и в последнюю очередь – в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной.
- лексический материал должен быть понятен и доступен ребенку;
- смысловой речевой материал должен преобладать над чисто слоговыми упражнениями.
При работе с рассказами и взрослый, и ребенок используют звук без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.
Подобного рода задания, помимо автоматизации звуков, способствуют формированию речевой коммуникации в целом, то есть связной речи.