познавательный проект "Осень золотая" вторая младшая группа
Документы для скачивания
Филиал МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» детский сад «Колокольчик» Познавательно- творческий проект на тему: Осень для детей 3- 4 лет Воспитатель: Киселева О. В. Описание: Познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы. Данный проект рассчитан на детей 3- 4 лет, родителей, воспитателей. Тип проекта: познавательно – творческий Продолжительность: краткосрочный( 1 неделя) Участники проекта: воспитатель, дети, родители. Актуальность темы: Природа- это материальный мир, являющийся основным объектом изучения науки. Чаще всего слово «природа» употребляют, характеризуя естественную среду обитания человека. Это Вселенная, все, что окружает человека, за исключением рукотворных вещей. Природа является совокупностью естественных условий существования человека и общества, в котором он живет. Природу можно условно разделить на категории и определения: живая и не живая, дикая и окультуренная, естественная и искусственная и т. д. Она является объектом естествознания. Деятельность человека и общества оказывает заметное влияние на природу, как негативное, так и позитивное. Эти факторы требуют установления гармоничного взаимодействия между природой и человеком. Составляя единое звено, человек и природа не могут обходиться друг без друга, природа создала нас, она нас окружает. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретенные в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Состояние природы в огромной степени зависит от человеческого отношения к ней. Если современная цивилизация, вольно или невольно, будет разрушать естественную гармонию в природе, то не стоит, потом удивляться глобальным катастрофам и стихийным бедствиям. Все в мире взаимосвязано. Человек должен бережнее относиться к природе, чтобы не навредить самому себе. Это ему вполне по силам. Цель проекта: Формировать познавательный интерес к окружающей среде: познакомить детей со временем года «Осень», осенними явлениями природы. Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: - дать элементарные представление об осени, как времени года, её признаках и явлениях; - расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов; - формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя; - побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи; - развивать творчество. Участие родителей в реализации проекта: совместное с детьми разучивание стихотворений об осени, наблюдения, беседы. План реализации проекта: 1. Беседа «Приметы осени». 2. Беседа «Чем полезны овощи и фрукты? » 3. НОД по познавательному развитию «Осень». 4. Дидактические игры осенней тематики: «Быстро возьми», «Какое время года», «Что лежит в мешочке», «Так бывает или нет», «Разрезные картинки». 5. Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Магазин». 6. Подвижные игры: «Мы листики осенние», «С кочки на кочку», «Листопад», «Ветерок», «Солнышко и дождик», 7. Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Мы капусту рубим», «Овощи». 8. Прослушивание аудиозаписи П. Чайковского «Времена года» «Осень». 9. Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад», М. Ивенсин «Падают листья», З. Александрова «Дождик», А. Плещеев «Осень наступила», сказка «Репка», Сутеев В. «Мешок яблок». 10. Загадывание осенних загадок. 11. Консультации для родителей: «Как одеть ребёнка осенью», «Осенние изменения в природе», «Осенние забавы», «Овощи и фрукты, полезные продукты». Предполагаемый результат: О богатятся и расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах. Пополнится словарный запас детей. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей. Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект осуществляется в рамках второй младшей группы МКДОУ детский сад №1, в совместной деятельности педагога и детей. Продукт проектной деятельности: Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей. Презентация проекта: Праздник" Красавица осень" Приложения к проекту «Осень в гости к нам пришла». Беседа «Приметы осени ». Цель: формировать знания о приметах осени, развивать речь, память, мышление. Ход беседы: Осень длится три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь. Дни осенью становятся короче. Дует холодный ветер. Часто идёт дождь. Листья на деревьях желтеют и опадают. Вянет трава и цветы. Птицы улетают в тёплые края. Люди надевают тёплую одежду, непромокаемую обувь. Природа вся преобразилась. На кустах и деревьях пожелтела листва, пожухла трава. Только ель и сосна по- прежнему стоят зелёные. п ахнет прелой листвой. Холодный ветер обрывает золотые листья и уносит их. Только могучий дуб ещё крепко держит свою листву. В эту пору все животные готовятся к зиме. Грачи, ласточки, скворцы, жаворонки, утки, журавли, гуси собираются в стаи и улетают зимовать в тёплые края. Звери «надели» зимние шубы. Белки заготавливают на зиму орехи, жёлуди, грибы. Насекомые прячутся в коре деревьев и опавших листьях, засыпают долгим сном до весны. Беседа «Чем полезны овощи и фрукты? » Цель: формировать знания о пользе овощей и фруктов. Ход беседы: Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов. Например, в моркови есть витамин А, который помогает детям расти и укрепляет зрение. В сладком перце есть витамин С, который оберегает детей от простуды. У человека, который съел мясо, прибывают силы, потому что в мясе много белка. Горох и фасоль называют растительным мясом — они тоже богаты белком. Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают нам бороться с болезнями. Помидоры и огурцы можно встретить в любом доме, в них тоже много витаминов. Ну а картофель, конечно же, известен всем. Из него делают вкусное картофельное пюре. В картофеле много крахмала. А ещё есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде — это тыква. Любопытно ещё и то, что тыква — родственница арбузов и дынь. Они все вместе растут на бахче. В переводе с другого языка «бахча» означает сад, но сад этот необычный. Здесь не растут плодовые деревья и кустарники, зато всё огромное поле занято арбузами, дынями и тыквами, и они, развалившись, лежат прямо на земле, зреют и дожидаются своего часа — сбора урожая. Конспект НОД «Осень». Цель: Расширять знания детей о временах года, основных приметах осени. Задачи: Учить находить предметы по сходству. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Материал: стихи, картинки с изображением осени, корзинка, овощи, фрукты, карандаши синего цвета. Ход НОД: Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к осени. Миновало лето, Осень наступила, На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи. А. Плещеев Воспитатель: Ребята, наступила осень, но она не случайно к нам пришла. Одно время года сменяет другое. Каждое время года дарит людям что- то свое. Вот и лето закончилось, наступило другое время года. Посмотрите на картинки с изображением осени. Давайте послушаем музыку. ( Прослушивание аудиозаписи П. Чайковского «Времена года» «Осень») . - А скажите, какая музыка грустная или весёлая? - Давайте с вами попробуем составить рассказ об осени. ( Задать вопросы) . Осенью солнце светит, но греет меньше. Листья с деревьев опадают. Дует холодный ветер. Дни становятся пасмурными, на небе много туч. Часто идет мелкий дождь. Люди надевают тёплую одежду. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, Если дождик льется, Это время года… Осенью зовется. М. Ходякова- К ак мы с вами уже говорили, осенью листья падают с деревьев. Это называется? ( листопадом) . - А сейчас ребята мы с вами превратимся в осенние листочки. ( Раздать детям листочки с разных деревьев. ) Проводится игра «Листопад». - Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели! ( Бегут и кружатся те дети, в руках которых тот листок, что и у воспитателя) . - Осень принесла нам не только ненастную погоду, и заставила надеть теплые вещи, но и ещё что- то. Посмотрите, что у меня в корзинках. ( Показать содержимое одной корзинки) . - Как можно назвать эти предметы одним словом? ( фрукты) . Какие фрукты вы еще знаете? Показать содержимое второй корзинки. - А как одним словом можно назвать эти предметы? ( овощи) . Какие овощи вы еще знаете? Пальчиковая гимнастика «Капуста». Мы капусту рубим, рубим. ( Ладошки движутся параллельно друг другу) Мы морковку трем, трем. ( Кулачки трут друг друга) Мы капусту солим, солим. ( « с олим» щепоткой) Мы капусту жмем, жмем. ( Пальчики сжимаем и разжимаем) В баночку кладем и пробуем. - Как мы с вами уже говорили, осенью часто идут дожди. А дождь всегда одинаковый бывает или нет? ( Если дети будут затрудняться с ответом, помочь наводящими вопросами, активизирующими их опыт) . - Давайте попробуем его изобразить( рисование дождя рукой в воздухе) . Но перед тем, как мы будем рисовать, давайте вспомним, как правильно нужно держать карандаш. ( Показать) - Ребята, посмотрите, какой бывает дождь. ( Показать несколько приемов рисования дождя: короткие, длинные линии, точки) . - Возьмём в ручки синий карандаш и попробуем нарисовать дождь. ( В процессе работы следить за использованием правильных приемов рисования) . Рассмотреть все рисунки вместе с детьми. Предложить выбрать те работы, на которых изображен сильный дождь и рисунки, на которых изображен тихий, небольшой дождь. Описание настольных и дидактических игр, используемых в работе над проектом. Д/ игра: «Быстро возьми». Цель игры: - Развивать логическое мышление, наблюдательность. - Учить подбирать одинаковые листочки. Материал к игре: листья с разных деревьев. Описание игры: В игре могут участвовать 6 детей. Воспитатель показывает листок и дети должны быстро найти такой же. Примечание: Эта игра может использоваться в индивидуальной работе. Д/ игра: «Чудесный мешочек». Цель игры: Закреплять умение правильно называть овощи( фрукты) , лежащие в мешочке, описывать их цвет, форму. Учить детей чётко проговаривать слова. Материал: Непрозрачный мешочек, сшитый из ярких тканей; муляжи овощей( фруктов) . Описание игры: Воспитатель и дети рассматривают блюдо с овощами( фруктами) , затем дают их описания. Потом необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные: • описать попавшийся предмет( цвет, размер, вкус) ; • описать его так, чтобы другие дети отгадали его. Д/ игра «Какое время года? » Цель: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Описание игры: Дети сидят. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает? » и читает текст или загадку о разных временах года. Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит. - Когда это бывает? На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети, Ручки, ручки потирают, Ручки, ручки согревают. - Когда это бывает? Солнце, солнце высоко! Нам от солнышка тепло. Тает снег от лучей, Звонко побежал ручей. - Когда это бывает? Ярко солнце светит. В воздухе тепло. И куда ни взглянешь — Всё кругом светло! По лугу пестреют Яркие цветы. Золотом облиты Темные листы. - Когда это бывает? Д/ игра «Так бывает или нет». Цель: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление. Описание игры: Воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну. . . ». «Осенью начинает оживать вся природа: на деревьях и кустарниках распускаются листочки, появляется трава…». Д/ игра «Разрезные картинки». Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части. Оборудование: Разрезные картинки из 4- х частей, овощи и фрукты Описание игры. Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета( яблоко, груша, свёкла, репа и т. д. ) . Детям- участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета( например: яблоко и свёкла) , которые они сравнивают с изображением. Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку. Описание сюжетно- ролевых игр, используемых в работе над проектом. Сюжетно- ролевая игра: «Детский сад» «Одеваем куклу на прогулку» Задачи: • Учить детей играть с куклой. • Воспитывать бережное отношение к игрушкам. • Уточнить знание детей об одежде, о назначение вещей. • Обогащать игровой опыт. • Активизировать речь детей. • Развивать творческое воображение. • Формировать начало осознанного отношения детей к своему здоровью. • Учить соблюдать последовательность при одевании. Сюжетно- ролевая игра «Магазин» «Овощи и фрукты» Задачи: • Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. • Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. • Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу. Описание подвижных игр, используемых в работе над проектом. П/ игра: «Мы листики осенние». Цель: развивать внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности. Описание игры: Мы листики осенние, На ветках мы сидим. ( присесть) Дунул ветер- полетели, Мы летели, мы летели ( легкий бег по кругу) И на землю тихо сели. ( присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял. ( легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели. ( присесть) П/ игра: «Ветерок». Цель: развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире, умение координировать речь и движения. Описание игры: Ветерок, нас не пугай ( грозят пальчиками правой руки, левая на поясе) Лучше с нами поиграй ( хлопают в ладоши) Тучи с неба прогони ( поднимают руки вверх, машут руками из стороны в сторону) С земли лужи убери ( наклоняются вперед, машут руками вперед и назад) Начался листопад ( кружатся на месте) Листья по ветру летят ( мелкий бег на месте) Раз листочек, два листочек П окатились вдоль обочин Д унул раз, дунул два, Разлетелись, кто куда ( разбегаются по площадке врассыпную, присаживаются, обхватывают руками колени) . П/ игра «С кочки на кочку». Цель: Развивать согласованность движений рук и ног, приучать ходить и бегать свободно, небольшими группами, всей группой, в колонне по одному. Приучать детей менять движения по сигналу воспитателя. Развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве. Описание игры: Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу картонные кружки на небольшом расстоянии( 20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону зала, переступая из кружка в кружок. Указания к проведению. Если упражнение проводится на участке, то можно начертить на земле небольшие кружки. Когда дети научатся хорошо перешагивать, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок. П/ игра «Листопад». Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад». Описание игры: Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький». Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине. Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. ( Дети бегают и взмахивают руками) . Листопад! Листопад! Листья жёлтые летят! Кружатся красивые жёлтые листочки. ( Действия выполняют дети с жёлтыми листочками) . Листопад! Листопад! Листья красные летят! Кружатся красивые красные листочки. ( Действия выполняют дети с красными листочками) . Покружились и тихо на землю сели. ( Дети приседают) . Сели и замерли. ( Дети не шевелятся) . Прилетел лёгкий ветерок, подул. ( Дует взрослый, за ним дети) Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. ( Дети разбегаются по площадке) . Закружились, закружились, закружились! Листопад! Листопад! Листья по ветру летят! Затих ветерок, и все листочки тихо опустились на землю. П/ игра для детей «Солнышко и дождик». Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу. Описание игры: Дети стоят. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять! ». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой! », они бегут под зонтик. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять», игра повторяется. Указания к проведению. В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10- 12 человек. Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами. Описание пальчиковых игр, используемых в работе над проектом. «Осенние листья». Раз, два, три, четыре, пять ( загибать пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. ( с жимать и разжимать кулачки) Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, ( загибать пальчики, начиная с большого) Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. ( «шагают» по столу средним и указательным пальчиками) «Засолим капусту». Мы капусту рубим, рубим! ( ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) . Мы морковку трем, трем! ( правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх- вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) . Мы капусту режем, режем! ( ребром ладошки водим вперед и назад) . Мы капусту солим, солим! ( собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту) . Мы капусту жмем, жмем! ( энергично сжимаем и разжимаем кулачки) . «Овощи» У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: ( Дети делают ладошки «корзинкой») . Вот пузатый кабачок П оложила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец. ( Сгибают пальчики, начиная с большого) . Наша Зина- молодец! ( Показывают большой палец) . Загадки, используемые в работе над проектом. * * * Она придет с дождем, с зонтами, С овощами и грибами. Разноцветною листвой нам махнет И вновь уйдет. ( Осень) * * * Осенью так тучка плачет. Может целый день рыдать. После в лужу соберется, Не позволит нам гулять. ( Дождь) * * * Эта вещь необходима, Если дождик за окном. Лишь его откроешь сразу, Будто крыша над тобой. ( Зонт) * * * Листья кружат и летят, За окошком. ( Листопад) * * * Как на нашей грядке выросли загадки – Крепкие, зеленые, хороши – соленые. ( о гурец) * * * Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. ( лук) . Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью? » Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой. Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям, росту и размеру. Одежда не должна плотно облегать тело( за исключением майки, водолазки) . Во- первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во- вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками. Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из- за этого малыш может легко подхватить насморк. Одежда сверху должна быть трехслойной. Первый слой – майка, футболка. Второй слой- трикотажная кофточка и легкий свитер( для активного ребенка) , шерстяной свитер( для малоподвижного) . Отдавайте предпочтение трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний. Брюки из непромокаемой ткани или плотные джинсы на подкладке защитят маленького путешественника от дождя и ветра. Лучше чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины( поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Легкие непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться. Третий слой – куртка на подкладке из мягкого флиса сделает прогулку очень комфортной. Хороша осенняя куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги. Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани дошколенку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами. Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – каппиляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела. Поэтому важная часть осенней экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Нубук не подойдет. Натуральная кожа с пропиткой – то, что нужно. Подошва должна быть утолщенной, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки- травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются. Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит и сильно потеет, особенно, когда тепло. Поэтому, в резиновые сапоги, нужно надевать носки с хорошей впитываемостью. Например, плотные носки из хлопка плюс шерстяные – в лужах вода далеко не теплая. А также они не фиксируют ногу, что травмоопасно. Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить( например, на липучке) . Если ребенок склонен к частым простудам подумайте о легком шарфике, который пригодиться в ветреную погоду. Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в осенний морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитер крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем. У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло& amp; # 8722; не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготки. Верхняя одежда по- прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой. Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть. И самое главное помните, ежедневные прогулки очень важны для малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию. А от того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и самочувствие в течение дня. Консультация для родителей «Осенние изменения в природе». Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времен года, повторите названия времен года и их очередность. Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью. Листья на деревьях меняют свой цвет – летом они были зеленые, а теперь стали желтыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут – начнется листопад. Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвали листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживет, зазеленеет. Меньше становится насекомых – не слышно кузнечиков, не видно стрекоз, бабочек. Можно объяснить детям, что насекомые готовятся к зиме, к холодам: они прячутся в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны. Наблюдения за улетающими птицами. Можно теперь легко ответить на вопрос детей, почему от нас улетают птицы осенью. Летом дети имели возможность наблюдать, как птицы гонялись за насекомыми – комарами, мухами, бабочками. Но сейчас насекомых стало меньше – дети это видят сами. Поэтому птицы должны улетать, чтобы не погибнуть от голода. Они улетают в теплые края, где даже в зимнее время тепло и нет недостатка в пище. Но весною вернутся снова. Попробуйте разучить с детьми стихотворение А. Плещеева «Осень наступила». Консультация для родителей «Осенние забавы». Вот и промелькнуло лето в своем ситцевом цветастом сарафанчике! На смену ему пришла красавица- осень! Осень- чудная пора! Еще стоят теплые солнечные денечки, а деревья стоят уже в своем золотом убранстве! Постарайтесь использовать их для наблюдений за природой, для игр и общения с ребенком. Выберите одно из деревьев, и в течение месяца наблюдайте за ним. И увидите чудеса преображения: как листочки из зеленых превращаются в золотые и красные, а потом дерево постепенно теряет свое яркое убранство, пока ветви совсем не оголятся. Можно совместно с ребенком вести дневник наблюдений, в котором будете зарисовывать все изменения, происходящие с деревом. Гуляя, обратите внимание ребенка на то, что происходит с растениями: цветы отцветают, листья на деревьях изменили свой цвет: пожелтели и покраснели. При малейшем дуновении ветерка они, кружась, падают на землю. Объясните ребенку, что это явление называется листопад. Соберите букет из осенних листьев, дома засушите их или прогладьте утюгом через лист бумаги. Сделайте вместе с ребенком аппликацию из осенних листьев. Для работы, прежде всего, составьте эскиз композиции, подберите материал, подходящий по цвету, форме, величине( ребенок должен тоже принимать в этом участие! ) . Для основы лучше всего взять плотную цветную бумагу( картон) . Расположите композицию на фоне, проверьте правильность расположения и только после этого можно наклеивать листочки. Недостающие элементы изображений можно дорисовать. Для того чтобы листья не меняли свою окраску при наклеивании используйте клей ПВА. Не забывайте хвалить ребенка, ведь этим Вы только подбодрите его. Еще из засушенных листьев можно сделать гербарий: каждый из листочков приклеить на картон( один засушенный листочек на лист картона) , подписать название дерева, вложить в файлы, а затем поместить в папку. Папку с гербарием можно назвать «Деревья нашего сада» или «Деревья нашего района( города) ». Рассматривая гербарий, ребенок быстрее запомнит названия деревьев. Отдельно соберите желуди, шишки, каштаны, крылатки ясеня, клена( плоды и семена тех деревьев, которые собраны в гербарии) . Предложите ребенку поиграть в игру, «С какой ветки детки»- подобрать плод или семя к предложенному листочку и назвать его. Предложите разложить семена( плоды) от самого маленького до самого большого. Помните! Собирая природный материал нельзя обламывать ветки, вырывать цветы с корнем. Напоминайте детям, что природа живая, нельзя делать ей больно. Попробуйте вместе с ребенком печатать листочками. Для этого вам понадобятся: листья с различных деревьев, гуашь, кисточка, лист бумаги, стаканчик с водой. Покрываем листочек гуашью, прикладываем окрашенной стороной для получения отпечатка на лист бумаги. Делаем несколько отпечатков в зависимости от задуманного сюжета, затем, чтобы получить законченный вид, дорисовываем гуашью необходимые детали. Выразительно прочтите ребенку стихотворение об осени, предложите выучить его. Это, конечно же, не все, чем можно заняться осенними днями. Главное – это то, что вы вместе со своим ребенком проводите время, учите его чему- то новому и учитесь вместе с ним!