Методическая работа
Документы для скачивания
Анализ учебно – методического комплекта «Школа России»" Школа Росcии" - это учебно- методический комплект для 4 х- летней начальной школы. Научный руководитель комплекта- Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года. «Школа России» — это один из самых известных и в остребованных учебно- методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения. УМК" Школа России" включает в с ебя завершенные линии учебников, выпущенные издательством «Просвещение» по всем основным предметам начального образования: Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Авторы: Горецкий В. Г. , Кирюшкин В. А. , Шанько А. Ф. Русский язык( 2 линии) . Авторы: Зеленина Л. М. , Хохлова Т. Е. Авторы: Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Литературное чтениe. Автор Климанова Л. Ф. Математика. Авторы: Моро М. И. и др. Окружающий мир. Автор: Плешаков А. А. Изобразительное искусство( 2 линии) . Авторы: Неменская Л. А. ( 1 класс и 4 класс) ; Коротеева Е. И. ( 2 класс) ; Горяева Н. А. , Неменская Л. А. , Питерских А. С. ( 3 класс) . Авторы: Шпикалова Т. Я. ( 1 класс) ; Шпикалова Т. Я. , Ершова Л. В. ( 2 класс и 4 класс) ; Шпикалова Т. Я. , Ершова Л. В. , Величкина Г. А. ( 3 класс) . Система учебников «Школа России»- это м ощный потенциал для духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина; р еальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задач современного образования; э ффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесс инноваций. Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учит елю образовательная система для начальной школы. Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образован ия и науки Российской Федерации; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием. Цели обучения: создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности; о своение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков; формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться; ф ормирование здоровьесберегающих навыков, об учение основам безопасной жизнедеятельности. Г лавное назначение начальной школы, по мнению авторов – воспитательное. Отсюда и задачи: развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому; обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основ ам безопасной жизнедеятельности; формирование естественной мотивации учения. Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, самостоятельность, пр облемно- поисковый подход. Основной особенностью методов и форм данного учебно- методического комплекта я вляется то, что предпочтение отдается проблемно- поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно- поисковый подход дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. 1. Структура учебника. В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала. 2. Содержание учебника ориентировано на учащихся младшего возраста. В учебниках в рамках ФГОС весь учебный материал построен так рационально, что помогает детям прочно и сознательно овладеть знаниями, умениями и навыками. Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предлагающая доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме. В соответствии с выше сказанным, вводятся следующие условные обозначения. Учебники очень красочные, в нескольких частях, если пролистать страницы, то можно увидеть, что очень много ярких иллюстраций, встречаются нетекстовые вспомогательные компоненты( вопросы и памятки) , упражнения подобраны, учитывая возрастные особенности. На полях есть условные обозначения, которые помогают сориентироваться в учебнике и обратить внимание на некоторые типы заданий. Темы разделены на разделы, это хорошо видно в оглавление. В начале каждого раздела указано, что учащиеся узнают и чему научатся. В начале каждой темы дается пояснение тому, чем они будут заниматься на уроке. В конце каждой темы даны задания для закрепления усвоенного материала. Выполнив эти задания, ребята должны оценить свои успехи. В конце тем даются упражнения для закрепления, где в самом начале задается вопрос: «Что узнали. Чему научились». Также в соответствии с ФГОС в учебниках появилась страничка для любознательных, где предлагаются интересные задания для учащихся. В конце каждого раздела есть страничка для самопроверки, где учащиеся должны после выполнения за дания оценить свои достижения. Особенно выделяют учебники А. А. Плешакова по окружающему миру. В них содержится материал для всестороннего развития ребёнка, есть над чем подумать и поразмышлять( имеютс я опыты и практические работы) . Учебник предусматривает применение разных режимов работы, различных видов учебных действий. Оптимально определено соотношение классной и домашней работы, организована самостоятельная работа учащихся. Данный комплект обеспечивает сочетание результатов освоения программы. Предметное содержание и методическое обеспечение УМК «Школа России» направлено на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов освоения ООП посредством формирования у учащихся УУД. Эффективность результатов достигается за счет особой подачи учебного материала в УМК, когда содержание каждого учебника с учетом особенностей предмета органично дополняет работу на результат. УМК «Школа России» создан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников на основе современных научных представлений. Это выражается в содержании и разнообразной подаче учебного материала, его увлекательности, роли иллюстратив ного материала в решении учебн о‐ познавательных и практических задач, электронного приложения к каждому учебному пособию, наличии специальной системы навигации учебников и учебных пособий, позволяющей у нику ориентироваться внутри УМК «Школа России» и выходить за его рамки в поисках других источников информации. В данном УМК формируется детская самостоятельность. В учебных пособиях много заданий, для выполнения которых обучающиеся отвечают на вопросы, наблюдают, сравнивают, обобщают, проводят классификацию и делают выводы. Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, межпредметную связь.
Перечень интернет- источников по теме «Современные технологии в работе учителя начальных классов» Использование технологии проектного обучения на уроках в начальной школе URL: https: / / moluch. ru/ conf/ ped/ archive/ 277/ 14073/ Технология развивающего обучения в начальной школе. Практическое использование технологии на уроках русского языка, математики и литературного чтения в начальной школе URL: https: / / revolution. allbest. ru/ pedagogics/ 00688613_ 0. html/ Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе URL: https: / / sh4tmr. edu. yar. ru/ zozh/ met_ materiali/ zdorovesberegayushchie_ tehnologii_ v_ nachalnoy_ shkole_ _ . pdf/ Игровые технологии в начальной школе URL: https: / / www. art- talant. org/ publikacii/ 583- metodicheskaya- razrabotka- igrovye- tehnologii- v- nachalynoy- shkole/ Технология модульного обучения URL: https: / / www. 1 urok. ru/ categories/ 10/ articles/ 20040/ Технология мастерских в образовательном процессе начальной школы URL: https: / / www. 1urok. ru/ categories/ 10/ articles/ 37402/ Кейс- технология в начальной школе и ее практическое применение URL: https: / / педталант. рф/ вотинцева- оксана- кейс- технологии/ / Информационно – коммуникационная технология URL: https: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ materialy mo/ 2019/ 01/ 28/ ispolzovanie- ikt- na- urokah- v- nachalnoy- shkole/ Технология уровневой дифференциации URL: https: / / school 43. centerstart. ru/ sites/ school 43. centerstart. ru/ files/ tmp/ Технологии% 20разноуровневого% 20обучения% 20в% 20начальной% 20школе% 20% 20Клепка% 20Н. В. % 20( pdf. io) . pdf/ Технология интегрированного обучения URL: https: / / episheva. ru/ article/ tehnologija- integrirovannogo- obuchenija- . html/ Технология сотрудничества URL: https: / / videouroki. net/ razrabotki/ ispol- zovaniie- tiekhnologhii- sotrudnichiestva- na- urokakh- v- nachal- noi- shkolie- 1. html/ Групповая технология в начальной школе URL: https: / / school24 kolomna. edumsko. ru/ collective/ publikacii/ post/ 432896/ Традиционные технологии( классно – урочная система) URL: https: / / studfile. net/ preview/ 8823154/ page: 17/ / Технология проблемного обучения URL: HYPERLINK" https: / / урок. рф/ library/ tehnologiya_ problemnogo_ obucheniya_ v_ shkole_ sbornik_ p_ 191444. html" https: / / урок. рф/ library/ tehnologiya_ problemnogo_ obucheniya_ v_ shkole_ sbornik_ p_ 191444. html/ Технология развития критического мышления URL: https: / / урок. рф/ library/ formirovanie_ kriticheskogo_ mishleniya_ 164633. html/ ТРИЗ – технология URL: https: / / multiurok. ru/ files/ ispolzovanie- priemov- triz- tekhnologii- v- nachalnoi. html/ Технология индивидуализации обучения URL: https: / / nsportal. ru/ nachalnaya- shkola/ obshchepedagogicheskie- tekhnologii/ 2019/ 10/ 26/ tehnologii- individualizatsii/ Технология программированного обучения URL: https: / / scienceforum. ru/ 2015/ article/ 2015016530/ Дальтон – технология URL: https: / / articulus- info. ru/ wp- content/ uploads/ 2018/ 10/ 5_ 2018 o_ Bulgakova- Emelyanova. pdf/ Технология адаптивного обучения URL: https: / / infourok. ru/ adaptivnoe- obuchenie- v- nachalnoj- shkole- 6119154. html/
ПЛАН АНАЛИЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Название образовательной организации: МБОУ" СШ № 14" Учебно- методический комплект: «Школа России» Класс: 2 Предмет: русский язык ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»( предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования( далее – ФГОС НОО) , Федеральной образовательной программы начального общего образования( далее – ФОП НОО) , Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»( далее – ФРП «Русский язык») , а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка( орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка( орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно- нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675( 5 часов в неделю в каждом классе) : в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско- патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка; духовно- нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно- нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям( в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка) ; эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия. соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества( в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка) , интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях- Канакина В. П. , Горецкий В. Г. ( «Издательство «Просвещение») Цифровые образовательные ресурсы: РЭШ, УЧИ. РУ ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Текущий: Устный опрос Проверочная работа/ самостоятельная работа Тест Контрольная работа Итоговый: Комплексная контрольная работа ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во втором классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный( непарный) по твёрдости( мягкости) ; согласный парный( непарный) по звонкости( глухости) ; определять количество слогов в слове; делить слово на слоги( в том числе слова со стечением согласных) ; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; находить однокоренные слова; выделять в слове корень( простые случаи) ; выделять в слове окончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов( без называния терминов) ; распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто? », «что? »; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать? », «что сделать? » и другие; распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой? », «какая? », «какое? », «какие? »; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные( перечень слов в орфографическом словаре учебника) ; прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; правильно списывать( без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; писать под диктовку( без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; строить устное диалогическое и монологическое высказывание( 2- 4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; формулировать простые выводы на основе прочитанного( услышанного) устно и письменно( 1- 2 предложения) ; составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30- 45 слов с опорой на вопросы; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМА: «ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С ОПИСАНИЕМ СПОСОБОВ ЕЕ РЕШЕНИЯ» Одной из проблем начального общего образования является недостаточная индивидуализация обучения. В силу большого количества учеников в классе, учителя не всегда могут уделять достаточное внимание каждому ученику, учитывать его индивидуальные особенности и потребности. Это может повлечь за собой недостаточное развитие некоторых учеников и возникновение проблем с их обучением. Чтобы решить эту проблему, можно применить следующие способы: 1. Дифференцированное обучение: Этот подход предполагает адаптацию учебного материала и методов обучения к индивидуальным потребностям и способностям учеников. Учителя могут использовать различные методы и материалы, чтобы учить разные группы учеников в с оответствии с их уровнем знаний и умений. 2. Работа в малых группах: Разделение учеников на малые группы позволяет более эффективно уделять внимание каждому ученику и работать над его индивидуальными потребностями. Учителя могут проводить дифференцированные занятия для каждой группы, учитывая их особенности. 3. Использование технологий: Технологии, такие как интерактивные доски, компьютерные программы и онлайн- ресурсы, могут помочь учителям индивидуализировать обучение. Ученики могут работать с программами, адаптированными к их уровню знаний, и получать дополнительные материалы и задания, соответствующие их потребностям. 4. Работа с родителями: Вовлечение родителей в образовательный процесс может помочь в решении проблемы недостаточной индивидуализации. Родители могут предоставлять информацию о специфических потребностях и возможностях своих детей, а также сотрудничать с учителями для разработки индивидуальных программ обучения. 5. Профессиональное развитие учителей: Предоставление учителям возможностей для повышения своей профессиональной компетентности и развития навыков дифференцированного обучения может помочь им более эффективно работать с разнообразными учениками и решать проблемы индивидуализации обучения. Решение проблемы недостаточной индивидуализации обучения в начальном общем образовании требует совместных усилий учителей, родителей и администрации школы. Использование различных подходов и методов может помочь каждому ученику достичь своего потенциала и успешно продвигаться в образовательном процессе.