a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом»

Автор: Беркумбаева Асия Ракимбаевна Опубликовано: 2023-12-15 13:30:37

Документы для скачивания

МДОУ «Кизильский детский сад №3» Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом » Воспитатель смешанной дошкольной группы: Беркумбаева А. Р. 2020г. 2019- 20 20 учебный год я работала над темой по самообразованию: «Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом » Задачи: - совершенствовать диалогическую форму  речи; - развивать  монологическую форму  речи; - учить  связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; - учить ( по  плану и образцу)  рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; - составлять рассказ по картинкам с последовательно  развивающими событиями; - развивать  умение составлять свои рассказы из личного опыта. Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи дете й дошкольного возраста. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь- это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально- волевой. Над данной темой работаю первый год. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению. Работу я начала по следующим направлениям: - изучение литературы, - работа над созданием развивающей среды, - занятия с детьми, - взаимодействие с родителями. Изучила соответствующую литературу по данной теме. В течение года сделала и играла с детьми в дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Слова наоборот», Картотека речевых игр, «фразовый конструктор» Схемы для составления рассказов и заучивания стихов». - дидактические игры  по речевому развитию( «Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки? », «Назови слова», «Употребление предлогов») -   дидактические пособия  ( «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки») ; - сюжетные картинки  ( «Детский сад», «Времена года») ; книги: - В. Сутеев «Мешок яблок». - «Война грибов». - «Вершки и корешки», картотеки  пословиц, поговорок. Велась работа с родителями: Памятки  для родителей по обучению связной речи. Консультации: - «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». - «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». - «Читайте детям сказки. Учите пересказу». - «Нарушение связной речи у дошкольников и пути их преодоления»- «Портрет будущего первоклассника». - «Как избежать школьных неудач». Папка передвижка: - «Что такое готовность ребенка к обучению в школе? ». Мною много времени уделялось составлению рассказов по сюжетным картинка м: Это рассказы: -   «Рыболовы». - «Маша и цыплята». - «Спасение птенцов». Разгадыванию  логических загадок. Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей 1. Пальчиковая гимнастика( развитие речи через мелкую моторику) 2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Словесные дидактические игры. Большое внимание уделяла  работе над звукопрои зношением детей. Проводила фонетические зарядки. В центр речевого развития внесла картинки на звуки «б», «ч», «л», « ф », «в», «г», «к» Русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком также является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. В течение года пересказыва ли, сочиняли сказки, используя мнемосхемы, Анализируя свою работу в этом году увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изуч аю нужную литературу. Провела Диагностическое обследование уровня развития связной речи детей Для определения динамики развития связанной речи детям предложила составить короткий рассказ по сюжетной картинке. В ходе обследования выявлялся уровень развития связной речи детей и проводился анализ эффективности использования современных образовательных технологий в развитии связной речи детей. Уровни обследования: Дети в рассказах по сюжетным картинкам допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников. При составлении творческих рассказов вызывало затруднения, требовалась помощь взрослого; повторяет рассказы других детей. Содержание рассказов не всегда последовательно и логично, т. к. нарушена структура повествования. Допускают отдельные грамматические ошибки. Анализ обследования. Таким образом, благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок с применением современных технологий не все дети стали наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети, с помощью языковых средств, стараются рассказать о событиях, но не используют подробности изображённых на картинах или картинках, немного увереннее подбирают и используют разные части речи, у детей присутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок. В процессе работы по обучению детей составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам, удалось решить следующие воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил, дети используют и в повседневной жизни — в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности. Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе НОД и закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников. Из всего вышесказанного я могу сделать вывод: использование мнемотехник и ТРИЗ- технологий способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС, поэтому я вижу необходимость в дальнейшем использовании данного метода в своей работе.  

Оставить комментарий: