Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего возраста
Актуальность проекта.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков – это ранний возраст. Дети способны в этом возрасте понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила гигиены, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства.
Цель проекта:
Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Задачи проекта:
- Дать детям представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
- Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
- Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.
Методы и формы работы с детьми:
- рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
- беседы с детьми на тему культурно-гигиенические навыки;
- чтение художественной литературы детям, использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи);
- игровые ситуации
- игры с водой
- дидактические игры.
Методы и формы работы с родителями:
- консультации;
- подбор художественной литературы;
- изготовление стенгазеты «Водичка, водичка, умой моё личико!»
Продукты проекта:
- Картотека потешек, стихов о предметах личной гигиены.
- Изготовленные стенгазеты.
Фотоотчет «Мойдодыр».
Ожидаемые результаты:
Закреплять умение детей самостоятельно ходить на горшок, мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
План работы:
Игровая деятельность
Игровые ситуации, дидактические игры:
«Кукла Катя не хочет мыть руки», «Покорми куклу», «Кукла обедает», «Сделаем куклам разные прически», «Что сначала, что потом», «Выбери одежду для куклы Андрюши и куклы Катюши», «Как мы помогали кукле собраться в гости», «Поможем куклам накрыть на стол», «Мы в гостях», «Готовимся к приходу гостей», «Парикмахерская», «Семья», «Одень куклу на прогулку», «Друзья Мойдодыра», «Чудесный мешочек», «Научим мишку складывать вещи в свой шкаф», «Всему свое место».
Познавательное развитие
Непосредственно образовательная деятельность, проблемная ситуация,
наблюдение:
«Оденем куклу Машу на прогулку», «Баю - баюшки баю», «Кукла Катя заболела», «Когда я кушаю - никого не слушаю», «Девочка чумазая»
«Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?»,
«Труд младшего воспитателя».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы, потешки:
«Водичка, умой моё личико», «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Моем носик, моем щечки», «Ладушки, ладушки», «Расти коса», «Умница, Катенька», «Наша Маша маленька», «Кран откройся».
Стихи: К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая»; З. Александрова «Катя в яслях», «Вкусная каша»; Е. Благинина «Аленушка»;
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; В. Маяковской «Что такое хорошо, что такое плохо»; И. Горюновой «Этикет для карапузов».
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание и обсуждение картин, беседы, дид/упражнения,
поручение:
«Дети обедают», «Девочка чумазая».
«Как правильно вести себя в умывальной комнате» (не толкаться, отжимать ладошки, чтобы не мочить пол), «Когда надо мыть руки?», «От чего болят зубы?», «Друзья Мойдодыра». «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем кукле Даше как умеем одеваться (раздеваться)», «Покажем, как складывать одежду перед сном», «Что сначала, что потом», «Туфельки поссорились-подружились», «Закатаем рукава», «Выверни колготки», «Расставим стулья», «Поучим Зайку застегивать пуговицы», «Носики - курносики», «Поможем накрыть на стол»;
Работа с родителями:
Консультации, памятки, стенгазета:
«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».
«Развитие навыков самообслуживания, как средство трудового воспитания у детей раннего возраста»;
«Учим детей самостоятельности».
«Как правильно одевать ребенка на прогулку»,
«Здоровые зубы с раннего возраста».
«Чистота – залог здоровья».
«Вот какие мы помощники».
«Чему научился Ваш ребёнок?»
Эффективные способы приобщения детей раннего возраста к горшку
Когда в распоряжении мам не было одноразовых подгузников, вопрос приучения к горшку стоял не так остро. Чтобы избавить себя от лишних стирок, мать начинала с самого раннего возраста приучать малыша к горшку. В год большинство малышей прекрасно знали, что это такое и зачем горшок нужен, тем более что в мокрых матерчатых подгузниках и колготках и самим детям было некомфортно. Как только появились одноразовые подгузники, хлопот и забот у матерей стало меньше, как и стирки. Да и детям стало куда комфортнее и приятнее, ведь подгузник несколько часов может быть мокрым, не доставляя ребенку никаких неприятных ощущений.
В результате возраст приучения к горшку планомерно сместился — современные дети значительно позже знакомятся с горшком, чем их родители в своем детстве. А потому вопрос, как приучить ребенка ходить на горшок в 2 года и после двух лет, никого не шокирует.
Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда двухлетний отпрыск категорически отказывается от горшка — не хочет на него садиться, не подходит к нему и всячески старается избегать попыток мамы познакомить его с горшком поближе.
Если родительница конфликтная и вас слушать не станет, необходимо провести консультацию для родителей всех воспитанников на тему приучения к туалету. Нужно обязательно сообщить мамам-папам, что воспитатели работают по утвержденной министерством программе и соблюдение режима дня, в том числе – гигиенических моментов – строго регламентировано. Программа: «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
Мы должны продемонстрировать свою компетентность во всех вопросах воспитания и обучения, иначе как завоевать авторитет?
Стоит внушить родителям, что без их помощи мы не сможем обойтись и порекомендовать несколько методик, а также подготовить и распечатать памятки с обозначением режима высаживания.
2 года — лучшее время для приучения к горшку
Несмотря на обилие сторонников раннего высаживания детей, педиатры всего мира рекомендуют начинать обучение туалетным навыкам в возрасте от 1,5 до 2 лет. Именно в это время малыш начинает осознанно контролировать мочеиспускание и дефекацию, может сдерживать желание помочиться на протяжении нескольких часов.
Когда ребенку исполнится 2 года, его можно обучать не только справлять нужду, сидя на «пластмассовом троне», но и совершать ряд сопутствующих операций. Это значит, что малыш должен уметь самостоятельно найти горшок, использовать его по назначению. Более того, кроха должен своими силами справляться со сниманием и надеванием трусиков и штанишек.
Хотя пластмассовый туалет в первую очередь должен служить для опустошения мочевого пузыря и кишечника, некоторым деткам не хватает игрового элемента. Составляйте малышу компанию, пока он сидит на горшке, рассказывайте стишки или сказки.
Часто родители и педагоги сталкиваются с ситуацией, когда двухлетний малыш категорически отказывается от горшка — не хочет на него садиться, не подходит к нему и всячески старается избегать познакомиться с горшком поближе. С чем может быть связано такое поведение двухлетки?
Горшок неудобный. Горшок был холодным, жестким, слишком маленьким или слишком большим. В конце концов, горшок может быть непривлекательным внешне и пугать ребенка.
Страх. Ребенок, которого уже пытались заставить сидеть на горшке, причем силой и криками, боится горшка, поскольку у него этот аксессуар никак не ассоциируется с безопасностью и удовольствием. Страх может проявляться не только в отказе садиться на горшок. Часто ребенок, которого уже приучили на нем сидеть, просто на нем сидит, не какает и не писает, но как только родители поднимут его с горшка, незамедлительно справляет обе нужды в штанишки.
Ребенок не готов. Это касается и физической, и психологической готовности. Он просто не ассоциирует горшок с туалетными нуждами, а потому не просится на него. Готовность — понятие относительное. Ребенок может быть готовым в 2 года ровно, а может в 2,6 или 2,8 лет не демонстрировать признаков готовности.
Стресс. Малыш может болезненно воспринимать начало обучения. Родители отказываются от применения привычных для малыша подгузников, в результате чего происходит выход из так называемой зоны психологического комфорта
Существует несколько способов приучения к горшку в 2 года. Есть способы быстрые, медленные и щадящие, универсальные.
Быстрый метод.
Быстрый метод придумала детский доктор Джина Форд. Ее метод предназначен для двухлеток, а также детей от 1,5 до 2,5 лет. Доктор предположила, что обучение туалетной «науке» можно «уместить» всего в 7 дней, писать и ходить по-большому в горшок ребенок, который готов к обучению, вполне может научиться всего за неделю.
Универсальный метод.
Этот метод подразумевает большие временные затраты, чем быстрый, но отзывы родителей говорят о том, что результат будет более стабильным
На начальном этапе двухлетку знакомят с горшком. Показывают, как его открыть и закрыть, как на него садиться и как с него вставать. Далее с малыша снимают подгузник и следят за поведением крохи. Первый раз горшок «подают» утром после пробуждения, а потом — после каждого приема пищи или питья, а также тогда, когда у ребенка будут проявляться признаки беспокойства.
Удачные попытки следует щедро поощрять, неудачные — не осуждать, не ругать малыша. Универсальный метод подразумевает превращение туалетного моциона в интересное занятие, в котором все последовательно — ребенка учат снимать штаны, надевать их, выносить за собой горшок и смывать его содержимое в унитаз.
Но делать это нужно по логике: пока добрались в садик, возможно, захотели «пи-пи». Поэтому высаживаем перед завтраком. Поели-попили – снова есть вероятность наполнения мочевого пузыря – высадили.
Опытный педагог и няня контролируют, если кто-то не «сходил» в режимное высаживание, ведем малыша индивидуально «проверить, как там наш горшочек».
В общем, перед и после всех режимных моментов детки садятся на горшки. Понятно, что учитываются индивидуальные показатели: особенности периода адаптации, характер малыша (может, он из упрямства мочит штанишки), климат в семье.
Медленный метод.
От универсального он отличается только тем, что ребенка оставляют без привычного подгузника только в первой половине дня, до обеденного сна. Все остальное время малыш может вести привычную жизнь. Такой метод имеет свои преимущества — стресс, связанный с переходом к новым условиям жизни, будет минимальным и для малыша, и для его родителей. В любой момент родители могут отказаться от обучения, отложить его «на потом», если малыш заболел или капризничает.
Однако и результата ждать быстро не стоит — даже узнав, для чего нужна туалетная конструкция, малыш может иногда мочиться в штаны.
Существуют и иные методы, которые родители могут комбинировать, использовать по одному или в сочетании друг с другом по своему усмотрению, в зависимости от особенностей характера ребенка, его развития и готовности постичь новое умение.
Ориентированность на ребенка
Суть метода заключается в том, что любого рода принуждения и форсирование событий недопустимы — малыш должен в своем собственном темпе развития «дорасти» до горшка. Ребенку предлагается пользоваться горшком только после того, как он достиг определенного уровня психологического и физического развития: умеет говорить, может демонстрировать свои желания и потребности, способен самостоятельно осуществлять какие-то действия по самообслуживанию. Считается, что только дожив до определенного уровня развития, кроха будет в состоянии освоить «горшковую науку».
Приучение за один день
Данный метод состоит в том, что малышу официально объявляется, что он больше не будет носить подгузники. В течение следующего дня ребенку показывают и объясняют, что такое горшок, для чего он нужен и как им пользоваться. Несмотря на то, что к концу такого учебного дня мало кто из детей полностью осваивает использование туалетной принадлежности, считается, что один интенсивный тренировочный день действует в качестве катализатора и что дальнейшее приручение к горшку происходит очень быстро.
Однако для успешной реализации этого способа необходимо соблюдение некоторых условий: ребенку должно быть около двух лет и он должен демонстрировать основные признаки готовности. Но и в этом случае успех не гарантирован, «протечки» и более серьезные «аварии» могут случаться в течение нескольких месяцев, и родители должны быть готовы к этому.
Метод таймера
Согласно этому методу предлагается устанавливать таймер на небольшие промежутки времени, например, пятнадцать минут. После каждого сигнала таймера ребенка нужно сажать на горшок. В случае успешного высаживания малыш получает небольшое вознаграждение, но наказания в случае «аварий» недопустимы. Постепенно навык справлять нужду в предназначенное для этого место становится все более устойчивым, а временные интервалы таймера более продолжительными, вплоть до двух с половиной часов. И если даже этот прием не научит справлять нужду в специально отведенную емкость, то наверняка поможет справиться с другой задачей: как научить ребенка хотя бы самостоятельно садиться на горшок.
Использование этого средства может дать положительный результат уже после трех-четырех дней применения, но при условии, что практиковать его начали не ранее двухлетнего возраста малыша.
Медот десяти колгот
Медот десяти колгот — очень распространенный и довольно эффективный способ. Примерно десять колгот (трусиков, штанишек) понадобится, чтобы приучить ребенка к горшку — так считают его авторы. Суть метода состоит в том, что в один прекрасный день вы надеваете на малыша колготы без подгузника, объясняя при этом, что когда кроха захочет сходить по нужде, он должен сесть на горшок. Не расстраивайтесь, если первые несколько дней ребенок не будет сообщать вам о своей потребности: ведь привычка мочиться в колготы еще сильна. Когда малыш все же испачкал штаны, не спешите их снимать: именно дискомфорт, который будет ощущать кроха на протяжении примерно десяти-пятнадцати минут, постепенно даст требуемый результат. По истечении указанного времени подмойте ребенка и смените колготы на сухие. Этот прием призван показать малышу, что мокрые колготы — это неудобно и неприятно. Для применения данного метода важно соблюдать еще одно условие: в квартире должно быть тепло, иначе ребенок переохладится.
Народные методы
Помимо специально разработанных и описанных способов, над которыми трудились лучшие умы из мира психологии и педиатрии, есть и не менее эффективные методики, пришедшие «из народа» и по праву получившие свое признание.
Метод подражания. Дети обожают все копировать, поэтому личный пример, а также примеры старших братьев, сестер или «коллег» по детскому саду помогут в сжатые сроки решить проблему горшка.
Метод игры. Если личный пример по каким-то причинам невозможен, то усаживание на горшок любимых игрушек и родительская демонстрация положительной реакции на содеянное должна замотивировать малыша на такие же действия.
Можно считать эффективными даже самые необычные методы приучения, если удалось добиться хорошего результата.
Нет лучших или худших средств, как нет и универсальных правил, руководствуясь которыми можно добиться прекрасных результатов в короткие сроки. Есть способы, сработавшие или не сработавшие в каждом конкретном случае.
В 2 года малыши очень сообразительны, и если не один метод, то другой обязательно окажутся эффективными.
Советы
- Разместить горшок в туалетной комнате и ходить в туалет вместе с ребенком. При этом можно открывать кран, ведь звук воды у любого человека вызывает желание поскорее пописать.
- Если ребенок боится самой посадки на горшок, сажайте его на этот предмет прямо в одежде, не снимая штанов. Когда кроха научится без страха садиться сюда, постепенно начинайте снимать с него штанишки и трусики. И только после этого переходите к основной части обучения.
- Не оставляйте ребенка одного во время его «заседания». Присутствие взрослых необходимо для того, чтобы малыш не упал с горшка, не травмировался, не испугался. К тому же обучение идет гораздо быстрее, если ребенок заинтересован и мотивирован на результат. В процессе рассказывайте ему сказки, пойте песенки, читайте его любимые стишки.
Типичные ошибки и общие рекомендации
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что он не сходил на горшок и описал штаны, он может испугаться не только родителей, но и горшка или даже самого процесса. В случае «попадания» малыша нужно хвалить, но не перестарайтесь.
Не нужно хвалить сильно бурно или награждать ребенка чем-то. Достаточно просто ласково погладить малыша и сказать с улыбкой, что он молодец и что так нужно делать всегда.
Если ребенок может сесть на горшок сам, нужно предоставить ему свободу действий, и даже если он просит посадить его, попробуйте сделать так, чтобы он справился самостоятельно.
Перед тем как приучить ребенка к горшку в 2 года, нужно уже работать над его самостоятельностью.
Правила приучения к горшку
1. Режимное высаживание.
Сначала надо, чтобы ребенок привык к горшку и к тому, что в определенный период времени на него следует садиться. В первые два дня детей высаживают на горшок каждые 20 минут для выяснения индивидуального интервала. Когда примерный интервал установлен, воспитатели наблюдают за поведением и эмоциями малыша (в соответствии с этим интервалом), как бы подмечая, что может послужить сигналом о том, что он хочет в туалет. Далее ребенка высаживают на горшок, ориентируясь на эти «сигналы». Таким образом, у детей закрепляется навык при определенных ощущениях садиться на горшок или унитаз.
Когда у девочки или мальчика выработался данный навык, интервал высаживания постепенно увеличивается до тех пор, пока не приблизится к режимному. Таким образом ребенок учится терпеть.
2. Режимное «хождение» в туалет.
Когда ребенок попадает в режимный момент в туалет, то он видит, что делают другие, и может попробовать повторить за ними. Это помогает малышу понять, чего от него хотят.
3. «Сухим быть хорошо, а мокрым плохо».
Когда ребенок «сходил в штаны», воспитатели садика не переодевают его сразу. Приговаривают, что «мокрому быть плохо, в туалет надо идти в унитаз или на горшок». Конечно, более чем 3-5 минут детей мокрыми не держат. Потом, естественно, отводят в туалет, показывают, куда надо «ходить по делам». После ведут переодевать, приговаривая «Сухому -хорошо» и дают рукой попробовать на ощупь, какое мокрое, а какое сухое. Затем еще раз ведут в туалет и объясняют, что надо делать, чтобы штаны оставались сухими.
Здесь важно помнить, что особенные дети отличаются от обычных. Если обычные малыши чувствуют дискомфорт, когда они мокрые, то дети с аутизмом такое ощущение испытывают не всегда. У них нет такого чувства вины и стыда, на которое можно «надавить», например, говоря ребенку «ай-яй-яй».
4. Пробуждение до подъема.
В период дневного сна, детей, которые обычно просыпаются в мокрой постели, примерно за 20 минут до подъема, воспитатели режимно будят и ведут в туалет, даже если ребенок спокойно спит. Если малыш начинает ворочаться раньше, значит его что-то беспокоит. Это и может быть природная нужда. Таким образом, ребенка приучают просыпаться, когда он хочет в туалет. Если ребенок не заснул в первые 20 минут после укладывания, его тоже рекомендуют сводить в туалет, иначе необходимость в режимном пробуждении до подъема может наступить раньше.
Режимно в туалет водят детей по нужде и во время прогулки.
5. Работа родителей.
Педагоги всегда дают рекомендации родителям поддерживать те старания, которые коллективно вкладываются в воспитанников. А это значит, что родителям надо использовать памперсы только в крайнем случае и придерживаться введенных в саде правил.
Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста играет важнейшую роль в охране и укреплению их здоровья, способствует правильному поведению в
быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего
возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность,
основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребенка раннего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены. Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются
следующие условия: непрерывность воспитательного процесса, высокая санитарная культура персонала дошкольного
учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду культурно-гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Реализация проекта «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» позволила объединить усилия ДОУ и семьи для развития культурно-гигиенических навыков ребенка, сделать первый шаг в приобщении детей раннего возраста к здоровому образу жизни.
Правила и требования, которые необходимо соблюдать во время высаживания детей:
- Регулярно сажать ребёнка на горшок, при этом учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Примерный временной интервал в 45-60 минут – самый приемлемый.
- Перед тем, как усадить ребёнка на горшок, дать ему попить.
- Каждый раз, когда ребёнок сделает что-либо в горшок, ему надо показать и похвалить.
- Если «что-то случилось» помимо горшка, не ругать ребёнка, вести себя в этот момент индифферентно.
- Надевать памперсы (кому это необходимо) лишь тогда, когда ребёнок спит. Надевать непосредственно перед сном и снимать сразу же, как только ребёнок проснётся.
- Проверять каждые 15 минут, сухие ли штаны у ребёнка. Если всё в порядке, похвалить.
- Не принуждать ребёнка садиться на горшок, чтобы не получить прямо противоположный результат.
- Спрашивать у детей, которые могут сообщить о своих желаниях, хотят они в туалет или нет.
Чтобы дети приобретали , частичные навыки, мы тренируем с каждым ребёнком следующую цепочку действий алгоритма:
- ИДТИ В ТУАЛЕТ
- СПУСКАТЬ КОЛГОТКИ (ШТАНЫ)
- СПУСКАТЬ ПЛАВКИ
- САДИТЬСЯ НА ГОРШОК
- СДЕЛАТЬ ТРЕБУЕМОЕ
- ВСТАТЬ С ГОРШКА, ПРИДЕРЖИВАЯ ЕГО РУКАМИ
- НАДЕТЬ ПЛАВКИ
- НАДЕТЬ КОЛГОТКИ (ШТАНЫ)
- ПОМЫТЬ РУКИ
Вот этот алгоритм мы используем в своей группе.
Последовательность действий должна быть всегда одинаковой, чтобы ребёнок со временем имел определённый план действий.
Обязательно надо поощрять ребёнка словесно и постепенно прекращать ему помогать