Картотека игр по безопасности детей в быту и на улице
Документы для скачивания
ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ И НА УЛИЦЕ №1 «Незнакомец» Игра- тренинг Цель: упражнять в умении пра вильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формиро вать модель поведения в подобных ситуациях. Ход игры: дети учат Карлсона, как себя вести в ситуа ции с незнакомкой. Незнакомка. Здравствуйте, ре бята. Какие вы замечательные! Уго щайтесь конфетами. Карлсон первым угощается. Дети берут( не берут) угощение. Если кто- то возьмёт конфеты( манда рины) , воспитатель спрашивает у детей, правильно ли они поступили. Незнакомка. У меня в машине ещё много вкусного! А ещё есть ко тик и интересные игрушки. . . Пой дёмте со мной! Карлсон собирается идти с Не знакомкой. В. Правильно ли поступает Карлсон? ( Обращаясь к незнаком ке. ) А вы кто? К кому вы пришли? Незнакомка( не отвечает, хва тает Карлсона за руку и тянет за собой к выходу) . Я вижу, ты хоро ший! Не слушай их! Я отведу тебя к маме, она просила тебя забрать! Карлсон плачет и послушно идёт за Незнакомкой. В. Ребята, что надо делать, если чужой человек тащит тебя за собой? ( Вырываться, громко кричать, звать на помощь. ) Жен щина, оставьте Карлсона в покое! ( Отталкивает Незнакомку, за бирает руку Карлсона. ) У нас есть заведующая, пройдите к ней. Дети провожают Незнакомку и отдают коробки с опасными предметами. Раздаётся звонок телефона Карлсона. Карлсон. Мне звонит Малыш! Алло! Где ты? Ребята, он потерял ся! Малыш, скажи, где ты? Малыш( по громкой связи теле фона) . Я потерялся. Заигрался с друзьями. . . Карлсон. Где же тебя найти? Малыш. Тебе помогут мои фото графии. Я передам их по Интернету. В. К нам не приходила электронная почта? В. Да, как раз сейчас пришла. Получайте своё сообщение. В. Ребята, мы получили фото графии, которые нам помогут найти Малыша. Малыш фотографировал предметы, встречающиеся на его пути, места, где он играл: песоч ница, дерево, клумба, метла, пункт первой помощи и др. С помощью данных ориентиров дети находят Малыша, объясняют ему, в каких местах нельзя играть, и приглаша ют в службу «Юный спасатель». Дидактические игры №2 «Как избежать неприятностей? » Цель: развивать умение класси фицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображён ные на картинках. Ход игры: кратко объ яснять сюжет картинки, его послед ствия. Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную кар тинку в соответствии с её изобра жением. №3 «Опасно – неопасно» Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуа ции; закреплять знание правил безопасного поведения; воспиты вать чувство взаимопомощи. Материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов( красного, белого и желтого) в зависимости от ва риантов игры. Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т. д. Ход игры: Детей просят определить степень угрозы предлагаемой( нагляд ной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять оп ределенную карточку, в зависимости от опасности, правильно раз ложить дидактические картинки. Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую — если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходи мости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользо ваться подсказками. №4 «Если я сделаю так» Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; разви вать мышление, сообразительность. Материал: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек. Ход игры: Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуа ции( угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или пред ложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возни кает, если я сделаю. . . », или «Опасности не будет, если я сде лаю. . . » Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные допол нения поощряют фишкой, звездочкой. №5 «Скорая помощь» Цель: закрепить у детей знания и практические умения по ока занию первой помощи. Материал: картинки с изображением медицинских принад лежностей( термометр, бинт, зеленка) . Ход игры: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек по резал руку, ногу, разбил колено, локоть, за температурил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий. №6 «Наши помощники — растения» Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми. Материал: предметные картинки с изображением лекарствен ных растений. Ход игры: Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображе нием лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребенок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал пра вильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. №7 «Путешествие в страну здоровья» Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми. Материал: игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы. Ход игры: Играющие по очереди бросают кубик, на гранях которого изоб ражены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперед на столько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то ребенок, прежде чем сделать сле дующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, каш ле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребе нок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зеленом кружке, играющий рассказывает, чем по лезны для человека движения, режим дня, витамины, водные про цедуры. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при пра вильном переставляет фишку на три хода вперед. Побеждает тот, кто первым доберется в страну здоровья. №8 «Полезные и вредные продукты» Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье. Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны. Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья. №9 «Источники опасности» Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга. Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы( фишки или картинки) Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами. №10 «Игра- дело серьёзное» Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть. Материал: картинки с изображением различных предметов( опасных и неопасных) , два обруча Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор. №11 «На прогулке» Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными Материал: иллюстрации, 2 обруча Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок. Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.