VI Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов по финансовой грамотности
Документы для скачивания
VI Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов по финансовой грамотности
1. Введение.
Я, Акулина Тамара Яковлевна, учитель начальных классов МБОУ Новоалтатской СОШ Шарыповского муниципального округа, хочу представить свой опыт работы по формированию финансовой грамотности в начальной школе через внеурочную и урочную деятельность в номинации «Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности». Считаю, что работа в данном направлении необходима, очень важная и актуальная. Финансовую грамотность будут обязательно вводить в 1- 4 классах, это зафиксировано в обновлённых ФГОС. И это правильно! Элементы ФГ в начальных классах появятся при обучении предметов "Математика" и "Окружающий мир", а для учеников 5-9 классов - в предметах "Обществознание", "Математика" и "География».
В жизни любого человека, в каком бы возрасте он не был, какое бы социальное положение не занимал, финансы имеют немаловажное значение. Часто успешность человека зависит от финансового положения. В настоящее время финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой. При проведении статистических исследований в Российской Федерации в направлении определения уровня финансовой грамотности населения выяснилось, что он низкий. Выявленная проблема привела к осознанию того, что нужно разработать масштабную программу финансового образования. Ведь чтобы исправить возникшую ситуацию, необходимо на государственном уровне повышать уровень ФГ у жителей. Поэтому возникла необходимость изучения вопросов и проведения уроков по финансовой грамотности в образовательных организациях на всех уровнях образования, которые реализуются в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Это относится и к младшим школьникам. С ролью денег в жизни человека современные дети рано знакомятся. Разговоры про деньги сопровождают их на улицах, в домашних условиях, по телевизору. Детки начинают понимать, что с помощью денег можно получить желаемое. Посещение магазинов с целью покупки товаров, использование пластиковых карт и мобильных приложений для них не новость. С раннего возраста ребёнок является активным участником торгово - финансовых взаимоотношений, а это требует определенного уровня финансовой грамотности.
Изучение экономики в начальных классах становится всё более актуальной. Появилось много методических наработок. Но всё - таки продуктивность работы по экономическому образованию и воспитанию невысока. Причин низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической культуры, много. Это отсутствие у учителей начальных классов специальной научно методической подготовки в области экономики, может быть, отсутствие единой апробированной программы курса «Экономика» для младших школьников, до сих пор использование традиционных подходов, методов и способов обучения и воспитания, не учитывая специфики предмета «Экономика». Но главная причина, я думаю, что нет системы в работе учителя. Многие учителя не задумываются над этим вопросам и проводят работу от случая к случаю, довольствуясь редкими беседами. Но в настоящее время этого нельзя допускать. Считаю, что учителю нужно целенаправленно работать в данном направлении: вовлекать детей с раннего возраста в процессы формирования ФГ, объяснять, откуда берутся деньги, показывать, как делать покупки, на что можно потратить деньги, на чём сэкономить, от чего отказываться и как копить деньги. Тогда ребенок поймёт, что деньги не валятся с неба, а это результат кропотливого труда родителей, а иногда одного родителя. Школьники должны осознавать, что от образования родителей зависит материальное положение семьи. Есть семьи, в которых родители работают день и ночь, а зарплата мизерная. Поэтому нужно вооружиться знаниями основ финансовой грамотности, чтобы добиться материального благополучия. Поэтому учителям нужно активизировать работу в данном направлении. Только в результате системной работы у ребят появятся навыки правильного пользования финансами, сформируется финансовая культура, смогут на практике использовать принцип финансового здорового образа жизни.
2. Система работы по формированию финансовой грамотности в начальной школе
через интеграцию внеурочной и урочной деятельности.
В своей профессиональной деятельности работу над формированием финансовой грамотности у обучающихся я осуществляю через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Цель моей деятельности следующие: сформировать основные финансово-экономических понятия и представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей. Реализацию цели осуществляю через решение следующих задач: Воспитательные: воспитывать финансово - компетентного гражданина, повышать личную уверенность у каждого участника обучения, возможность проявить себя, вдохновлять на развитие коммуникабельности, способствовать его самореализации и самосовершенствованию; - воспитывать ответственное отношение к порученному делу, умение доводить его до конца; - учить рационально использовать различные ресурсы, бережно и аккуратно относиться к имуществу разных категорий.
Развивающие: развивать творческие способности, умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания. Образовательные: повышать уровень знаний подростков о финансовых продуктах и их грамотном использовании; - мотивировать обучающихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности, учить проектировать, планировать, управлять финансовыми ресурсами.
В рамках внеурочной деятельности я пятый год ( с 2019 года) работаю над реализацией курса «Экономика», программа которого разработана на основе непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ ( научный руководитель и редактор программы доктор педагогических наук, член - корреспондент РАО И.А.Сасова. Издательство «Вита Пресс»). Мне нравится содержание тем курса, творческий подход авторов к подбору заданий для детей. В предметной области «Окружающий мир» программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем за счёт межпредметной интеграции: введены элементы знаний математического и гуманитарного циклов. Данный курс носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. Системная работа по данной программе позволяет добиваться хороших результатов в формировании основ по финансовой грамотности на выходе ребят 4 класса в основное звено.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формируя первые представления школьников об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения, приобщая к бережливости, экономности, создавая условия для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даёт возможность младшему школьнику включаться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения. Актуальностью данной программы является то, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений. Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры. Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
-
формирование у учащихся представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей;
-
овладение элементарными экономическими расчетами.
В учебно - методический комплект для каждого класса входят: учебная программа (ПРИЛОЖЕНИЕ №1), пособие для организации внеурочной и проектной деятельности учащихся начальной школы (тетрадь для творческих заданий), методическое пособие для учителя. В учебной программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально – технических ресурсов. Очень удобно, что учащимся можно давать интересные творческие задания, задания контроля, как текущего, так и итогового, по всем темам курса «Финансовая грамотность». Все они включены пособия для учащихся. А такие задания, как проектные, исследовательские, тестовые, практические задачи и кроссворды, помогают учителю выстроить учебный процесс увлекательно, доступно, эффективно. Немецко-еврейский поэт и писатель Бертольд Авербах сказал такие слова: ««Нажить много денег храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Считаю, что эти слова актуальны в современном образовании. Начиная знакомить детей с понятием «Экономика», я в доступной форме провожу беседу, ставлю перед ними проблемные вопросы: «Что означает слово «экономика»? Применима ли она к жизни каждого человека? Встречается ли экономика дома, в школах, на улицах? Или это только деньги, заводы, магазины, люди? А может экономика относится только к рынку, бизнесу? А нужна ли нам экономика? Может людям , прежде всего, в жизни нужны крепкое здоровье, семейное и личное счастье, настоящая дружба, искренняя любовь?». После первых же занятий у школьников появляется интерес к изучению экономики. Интерес не угасает в течение всего периода обучения в начальном блоке. Конечно, не все задания легко решаются на занятиях, есть трудные задания. Но решение сложных в расчётах задач вызывает у мотивированных и любознательных детей величайший интерес.
Предусмотрена программа непрерывного обучения учащихся с 1 класса. Так как программа направлена на активизацию жизненного опыта, знаний, умений, которые уже есть у школьников, то, по мнению авторов, социально-экономическая подготовка учащихся является эффективной. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребятам приобрести новый социальный опыт, новые знания и умения, которые будут использоваться и совершенствоваться ими в повседневной социально-экономической деятельности. При подготовке к урокам и выдаче материала на занятиях у меня не возникает трудностей, так как методическое пособие соответствует структуре учебного пособия и тетради творческих заданий. Творческие задания очень помогают в обучении и детям, и учителю. Мы в весёлой и увлекательной форме разбираемся, что такое потребность человека, какие бывают потребности и возможности их удовлетворения. Школьники начинают понимать, что ресурсы для удовлетворения потребностей не безграничны. Тетрадь используется как для работы на уроках экономики, можно включать задания на уроках математики и окружающего мира, так и для совместной деятельности родителей с детьми. Очень нравятся детям на занятиях «Экономика» встречаться с мальчиком Емелей, его бабушкой. Герои помогают детям в формировании финансовой грамотности. Несколько диалогов Емели и его бабулечки мы инсценировали.
В программе для 1 класса 3 раздела для изучения. Первый раздел звучит так «Необходимость изучения экономики». Организуется знакомство с основными понятиями: экономика, хозяйство, наука, выбор. Изучение тем этого раздела вводит ребятишек в мир экономики. Они узнают, что такое экономика и зачем её надо изучать, о связи экономики и ведения хозяйства. В мире всё взаимосвязано: человек живёт в семье, работает на предприятии, а предприятия — собственность государства. Дети начинают осознавать, что экономика помогает понять, какие из желаний человека необходимо удовлетворять в первую очередь, какие во вторую очередь, что изучая экономику, люди могут лучше распоряжаться свободным временем, деньгами, пищей, одеждой, жильем. Знания помогут школьникам в дальнейшем, ведь важно знать, как зарабатывать себе на жизнь, почему необходимо помогать другим людям. Во втором разделе «Потребности» знакомятся с основными понятиями: потребность, нужда, выбор, возможности, экономические блага, даровые блага, потребитель, безопасность, здоровье, образование, общение, уважение, интересы. Первоклассники узнают, что потребности бывают разными, учатся классифицировать их. Физиологические потребности необходимы человеку ежедневно. Он не может без пищи, воды, воздуха, одежды, жилья. Вызывает у первоклашек интерес изучение потребности в безопасности. Ведь необходимо знать каждому ребёнку, что существуют преступники, от них надо защищаться. Могут возникнуть неожиданно стихийные бедствия, пожары. Как поступить, что предпринять, какую оказывают помощь при несчастных случаях и болезнях, какие службы безопасности существуют? На все вопросы даёт ответ экономика. Далее организуются занятия по знакомству с социальными потребностями, а это любовь, дружба, общение, труд, образование. Потребность в уважении выстраивает отношения с людьми, потребность в знаниях, умениях, информации настраивает на необходимость получить образование. Чтобы быть образованным, надо научиться достигать поставленные цели. На итоговом занятии организуется проверка усвоения детьми основных экономических понятий: что такое экономика, виды потребностей и умения приводить примеры различных потребностей. С основными понятиями «ресурсы, экономические ресурсы, природные ресурсы, трудовые ресурсы, товары, услуги, торговля, производитель, потребитель, покупатель» первоклассники знакомятся в третьем разделе «Источники удовлетворения потребностей». Темы раздела вызвали огромный интерес у первоклашек. Рассматривались темы: «Ресурсы как ценности, запасы, источники для удовлетворения потребностей людей. Природные ресурсы: земля, воздух, вода, растительный и животный мир, полезные ископаемые. Трудовые ресурсы. Экономические ресурсы. Производство товаров. Оказание услуг. Обеспечение безопасности. Охрана здоровья, служба спасения. Обеспечение общения людей. Образование как необходимое условие удовлетворения потребностей. Условия для обеспечения уважения и проявления интересов человека». На итоговом занятии дети приводили примеры природных, экономических, трудовых ресурсов, нализировали, за счет каких ресурсов могут быть удовлетворены те или иные потребности человека. Привожу в пример конспект занятия по финансовой грамотности в 1 классе. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Творческие задания для учащихся 2 класса являются продолжением изучения тем 1 класса, но в более подробно. Появляются и новые темы. Также в увлекательной форме второклассники рассматривают проблемы выбора, происхождения и использования денег, доходы и расходы человека, семьи и так далее. Во 2 классе изучаются разделы «Проблема выбора. Деньги. Доходы и расходы. Покупатель и продавец». Знакомятся с основными понятиями: ограниченность ресурсов, безграничность ресурсов, выбор, предметы первой необходимости, деньги, валюта, банк, сбережения, доход, расход, бюджет, экономность, покупатель, продавец, магазин, ярмарка, рынок, цена, конкуренция». В рамках изучения тем программы 2 класса школьники узнали о ресурсах, возможностях удовлетворения потребностей человека с помощью тех или иных ресурсов. Более подробнее узнают о деньгах, их происхождении, о потребностях людей в деньгах. Также знакомятся с доходами семьи и их расходами. К доходам относятся зарплата, пенсия, стипендия, пособия и другие источники доходов. А расходуются деньги семьи на питание, одежду, оплату коммунальных услуг, транспортные расходы, расходы на образование. Конкретно узнают, . где можно купить продукты питания., почему цены на продукты, вещи, школьно-письменные принадлежности разные? Впервые встречаются с понятием конкуренция.
Творческие задания для учащихся 3 класса продолжают знакомить детей с основными экономическими понятиями. В увлекательной форме учащиеся узнают, что такое "товар", "услуга", личная, общественная и государственная собственность. В 3 классе изучаются разделы: «Труд. Собственность. Домашнее хозяйство. Школьное хозяйство». Для знакомства предлагаются основные понятия: труд, продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, культура, домашнее хозяйство, управление, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, благосостояние, экономика, хозяйство, имущество, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность. Их уже гораздо больше, чем в 1 2 классах. На занятиях рассматриваются вопросы: «Почему все должны трудиться? Почему труд по-разному ценится? Где производят товары и услуги? .Что такое домашнее и школьное хозяйство? Что такое собственность, виды собственности?». Несколько уроков отводится на изучение управления домашним хозяйством, расходы школы на приобретение оборудования и инвентаря, литературы, экономику школьной библиотеки, школьных мастерских, школьной столовой, бережливость и экономность.
Разделы «Местное хозяйство. Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей. Управление местным хозяйством» изучаются в 4 классе. Темы серьёзные, помогающие изучить местный материал. Большое внимание уделяется проектной деятельности, экскурсиям на животноводческую ферму, проходную, торговые точки.
Знакомятся с основными понятиями: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, продукция, товар, услуги, потребности, средства связи, потребность, нужда, выбор, безопасность, здоровье, образование, информация, общение, способности, управление, ресурсы, отходы, доходы, товары, бартер, избыток, недостаток, покупатель, продавец, посредник, регион. На занятиях изучаются следующие темы: «Твой родной край, его достопримечательности, обычаи, традиции. Что такое местное хозяйство. Какие ресурсы есть в вашей местности. Трудовые ресурсы. Капитальные ресурсы. Природные ресурсы. Местная промышленность, её основная продукция. Какие потребности в товарах и услугах можно удовлетворить продукцией, производимой в вашей местности. Какие потребности трудно удовлетворить продукцией, производимой в вашей местности. Местная сфера услуг. Какие существуют средства связи в вашей местности. Транспорт в вашей местности. Удовлетворение потребностей населения данной местности: физиологических, потребностей в безопасности и сохранении здоровья, потребности в образовании, в проявлении способностей и интересов, в удовлетворении культурных запросов и потребности в информации. Коллективная разработка проекта по проблеме удовлетворения конкретной потребности населения с учётом возможностей местного хозяйства. Что такое управление. Общие представления о системе управления в вашей местности и бюджете вашего местного хозяйства. Собственность Какие ресурсы в вашей местности ограниченны и избыточны. Торговля и бартер вашего местного хозяйства. Доходы их отходов. Возможности транспорта, связи в удовлетворении потребностей жителей. Ваши предложения по совершенствованию экономики вашего региона. Деловая игра: «Если бы руководителем нашего хозяйства был я…» Предложения по совершенствованию местного хозяйства. Какие профессии распространены в вашем местном хозяйстве? Твои планы на будущее.
На итоговом занятия проверяю представления о понятиях: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, продукция, товар, услуги, потребности, средства связи, потребность, нужда, выбор, безопасность, здоровье, образование, информация, общение, способности, управление, ресурсы, отходы, доходы, товары, бартер, избыток, недостаток, покупатель, продавец, посредник, регион. Учащиеся приводят примеры: местных природных и экономических ресурсов; местных возможностей в удовлетворении потребностей в образовании, культурных запросов, в охране здоровья, проявлении своих способностей, анализируют, что производится в нашей местности, чего не хватает в нашей местности для удовлетворения нужд и потребностей людей, демонстрируют экономическое мышление: выдвигают предложения по получению доходов из отходов.
Тетради для творческих работ насыщены заданиями разного уровня сложности. Поэтому имеется возможность дифференцирования заданий в зависимости от уровня подготовленности учеников. Есть и задания, требующие групповой или парной работы.
Моё мнение о программе положительное, считаю, что программа составлена очень удачно. На уроках ребята учатся разбирать основные экономические проблемы семьи, знакомятся с основами ведения домашнего хозяйства и его планированием, бюджетом семьи и правилами его составления. В тетради есть задания, которые переплетаются с другими школьными предметами (математика, русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир), есть задания по технике безопасности. К концу 4 класса учащиеся чётко должны понимать, что экономика - это школьный предмет, объясняющий детям теоретически всё то, что происходит вокруг. Работая в тетрадях, школьники учатся применять на практике в реальной жизни те знания, которые получили на уроках. Реализация программы позволяет обеспечивать системно - деятельностный подход к обучению финансовой грамотности, учитывая современные требования как к процессу обучения, так и к его результатам. Материалы хорошо иллюстрированы, ярко красочно, содержат много дополнительной интересной информации по каждому разделу. Организация внеурочной работы по данной программе доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в инклюзивном классе. Они с удовольствием отвечают на вопросы, касающиеся их личного жизненного опыта, участвуют в практических работах. В течение 4 лет мы неоднократно всем классом, включая детей с ОВЗ, ходили на экскурсии в разные точки торговли. Там воочию видели, какие функции входят в деятельность работников торговли, какие документы оформляют. Продавцы рассказывали много интересного экскурсантам. Многие учащиеся осознали, что овладевать финансовой грамотностью важно. Это пригодится в жизни. Помогает в формировании финансовой грамотности у детей с ОВЗ использование ИКТ во внеурочной деятельности. ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
В урочной деятельности на разных предметах стараюсь уделять серьёзное внимание
экономическому воспитанию. Сейчас я работаю по УМК «Школа России». В учебниках по разным предметам есть задачи экономической направленности. Я проанализировала содержание программного материала по каждому предмету в 1 - 4 классах, составила таблицу интеграции материалов по финансовой грамотности с предметным содержанием. Вот что у меня получилось!
Интеграция материалов по финансовой грамотности с предметным содержанием в 1 - 4 классах
|
1 класс |
||
Предмет |
Тема по предмету. |
Занятия по финансовой грамотности |
|
Технология |
Работа с бумагой |
Что такое свое дело? |
|
Обучение грамоте(чтение) |
Золотой ключик илиПриключения Буратино. |
Где лучше хранить деньги? |
|
Окружающий мир |
1. Зачем нужны автомобили?2. Повторение: обобщающий урок «Как, откуда и куда?» 3. Моя семья |
1. Сколько стоит автомобиль?2. Как распоряжаться карманными деньгами? 3. Что нужно семье? |
|
|
2 класс |
||
Окружающий мир |
1. Что такое экономика? 2. Опасные незнакомцы. 3. Наша дружная семья. |
1. Как разумно делать покупки? 2. Кто такие мошенники? 3. Откуда в семью приходят деньги? |
|
Математика |
1. Задачи: цена, количество, стоимость. 2. Повторение: деление на 3 3. Повторение: сложение и вычитание |
1. Жизненная арифметика 2. Сколько стоит свое дело? 3. Зачем планировать расходы семьи? |
|
Литературное чтение |
Каша из топора |
Сколько денег нужно потратить, чтобы сварить кашу? |
|
|
3 класс |
|
|
Технология |
Изделие из бумаги |
Деньги настоящие и ненастоящие |
|
Окружающий мир |
1. Как устроен этот мир? 2. Опасные места. 3. Семейный бюджет. 4. Путешествия по городам и странам |
1. Что могут деньги? 2. Когда рискуешь деньгами? 3. Зачем семье сбережения? 4. Деньги в разных странах |
|
Математика |
Решение задач и закрепление материала |
Легко ли вести свое дело? |
|
|
4 класс |
|
|
Математика |
1. Математика вокруг нас 2. акрепление темы «Умножение и деление» |
1. Зачем семье вести бюджет? 2. Личные деньги |
|
Окружающий мир |
1. Итоговое занятие по теме «Родной край» 2. Основной закон России 3. Путешествие по России |
1. Что такое страхование? 2. Когда в долг берёшь? 3. Как пользоваться банковской картой ? |
|
Технология |
1. Человек и информация 2. Переплетные работы |
1. Где можно делать покупки? 2. Привлекательное дело |
|
Наиболее эффективными в основе формирования финансовой грамотности младших школьников я выделила практико - ориентированные образовательные технологии, потому что в процессе решения практических учебных задач приобретаются специальные компетенции. Занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью. Писали исследовательские работы «Моё село в числах и величинах», «Старинные меры длины», “Моё любимое село Новоалтатка», предметное направление работ - математика, краеведение с элементами экономики. Много времени уделяю с детьми работе по созданию и реализации разных видов проектов. Вовлекаю в проектно-исследовательскую деятельность родителей. Регулярно использую в своей работе ИКТ. Каждое занятие сопровождается презентациями, часто использую интерактивные задания. Игровые технологии позволяют сделать интересными и увлекательными занятия, способствуют использованию знаний в новой ситуации, вносят разнообразие в учебный процесс. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. В 1 классе провела настольную игру «Шаги к успеху» по предметной области «Деньги и операции с ними». Сделать экономику понятной помогают и сюжетно-дидактические игры. В процессе игры в профессии дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.
На уроках математики появляется отличная возможность для постижения экономических азов. Решают различные экономические вопросы, проблемы, задачи, знакомятся с понятиями: стоимость, производство, урожайность, цена, количество, собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и другие. . Дети узнают о преимуществах в условиях труда и его оплате, о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах, стоимости имущества. В 1 классе учащиеся знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек и рублей, учатся пересчитывать и отбирать монеты для оплаты продуктов в пределах 20. Во 2 - 4 классах расширяются знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100, 1000, 1 000000 рублей. Ведётся уже разговор о карманных деньгах, которые ребёнок может тратить по своему желанию. К 4 классу появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь. Финансовая грамотность в курсе математики даёт положительные результаты: значительно увеличивается активность детей на уроке, развивается внутренняя мотивация к учению, усиливаются познавательные мотивы. Расширяется личный опыт учеников, преодолевается изолированность математики от реальной жизни, повышается качество и прочность знаний, роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому), приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
На уроках литературного чтения встречаются произведения, в которых можно вычленить социальные и финансовые ситуации, дети анализируют их, обсуждают правильную модель социального и финансового поведения героев. В ходе чтения специальных рассказов, сказок, при работе с пословицами, например: труд человека кормит, а лень портит, маленькое дело, лучше большого безделья, жизнь измеряется не годами, а делами, школьники начинают понимать, кто из героев поступает расточительно, а кто разумно и экономно ведёт хозяйство. На уроках окружающего мира в начальной школе изучаются темы: «Для чего нужна экономика», «Что такое деньги», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Экономика и экология». Особое место при формировании экономических понятий у учащихся уделяю экономии ресурсов На технологии с обучающимися много моментов, где можно формировать ФГ: рассчитываем стоимость блюд, решаем, что выгоднее: потрудиться на участке и вырастить овощи и фрукты или купить в магазине? Какую выбрать ткань, ее стоимость для пошива разной одежды, но семейный бюджет чтобы не пострадал? Какой выбрать пиломатериал: выгоднее сухой или влажный, если он понадобится для каких то построек? С учениками рассчитывали сумму за потраченную электроэнергию, составляли часто меню на какую -то сумму. Так вот ненавязчиво серьёзно обучающиеся погружаются во взрослую жизнь, узнают, что такое расчёты, налоги, кредиты и так далее. Представлян урок математики с элементами экономики.
Урок – игра «Математико - финансовый калейдоскоп «Повторялки - рассуждалки -узнавайки»»
Предметы: Математика с элементами экономики. Класс: 2 класс. Тип урока: комбинированный .
3. Заключение
В заключении хочу сказать, что вопросы формирования у школьников основ финансовой грамотности очень актуальны. Если мы будем правильно относиться к собственным финансам, семейным финансам, то это даёт возможность правильно относиться к финансовым вопросам государства, к пониманию и грамотному отношению к деятельности государства. Начальная школа должна стать первейшей ступенью в формировании такого правильного отношения. Дети – наше будущее, наша надежда, и педагоги должны дать им основы финансовой грамотности, чтобы на выпуске из школы им было легче вступить во взрослую жизнь, а для некоторых - правильно определиться в выборе будущей профессии. Быть финансово грамотным, компетентным в современном мире не только важно, но и престижно. Человек, умеющий правильно распоряжаться финансами — найдёт надёжный ключик к богатейшей жизни и успеху! Конечно же, чтобы добиться эффективной реализации цели, нужно работать не один год. Это возможно, если системно и целенаправленно работать в данном направлении, включать темы по финансовой грамотности в урочную и внеурочную деятельность. И естественно, школьникам нужно говорить о сложном мире экономики на языке ему понятном. Чем раньше у детей будут сформированы базовые представления о финансовой стороне жизни человека, тем будет лучше. Ведь каждому педагогу хочется, чтобы его воспитанники удачно устроились в жизни, были успешными. Да и родители этого хотят, так как переживают за будущее своих ребятишек. И мы с родителями обязаны работать в тесном сотрудничестве, чтобы добиться результатов в реализации поставленных целей и задач.
Предыдущие материалы