a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Дошкольник и экология", Шайхова Н.У.

Опубликовано: 2015-02-04 11:50:51

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей Старший воспитатель – Шайхова Н. У. Дошкольник и экология В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природополь зования. Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреж дении можно с момента прихода детей в ясельную или пер вую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечива ющим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста. Двух- трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными пред метами. Они эмоционально реагируют на добрый, нетороп ливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внима ние легко сосредоточить любой новизной: неожиданным дей ствием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем- то одном в тече ние продолжительного времени- им необходимы постоян ная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый дол жен понимать, что слова- это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и дей ствия с ними- только в этом случае маленькие дети начи нают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологи ческого воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними: мягкое, доброжелательное общение, понимание состоя ния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отры вом от семьи; медленная выразительная речь, многократные повторе ния одного и того же; подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим; частое переключение внимания детей с одного предме та на другой, с одного вида деятельности на другой; использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей; осознанное создание воспитателем в своем поведении( действиях и словах) образца для подражания; частые похвалы в адрес малышей( доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове) . Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы- растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни. На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, по этому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей. Становление первоначальных основ экологической культуры- это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух- трех лет дети должны научиться различать и правиль но называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сен сорные свойства- форму, цвет, величину, степень твердос ти или мягкости, характер поверхности, а также познать ви димые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной дея тельности с ними. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания деть ми специфики живого объекта, его принципиального отли чия от предмета( неживого объекта) , формирования элемен тарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на уча стке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознаком ление с объектами природы, их частями, основными свой ствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формиро вание первоначальных экологических представлений, кото рые являются основой правильного отношения к живым су ществам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного ви дения объектов природы и возможности действовать с ни ми. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конеч ным результатом, показателем экологической воспитаннос ти, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и ак тивном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятель ность должна быть окрашена положительными эмоциями ма лышей, активным восприятием всего того, что говорит и де лает воспитатель. Важное место в технологии занимает игра — несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми. Успех в экологическом воспитании 3- 4- летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста- заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного- двух условий для их жизни. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними- тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое- движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», « Заюшкина избушка». С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би- ба- бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово- овощной» тематикой( в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды) , знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях- они кормят сеном игрушечных( или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок. Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни( за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами) . Каждый из циклов включает 3- 5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы; ежемесячные( в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря( с помощью картинок- пиктограмм) и одеванием картонной куклы; участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками- картинками с их изображением ежедневно в течение 1- 2 недель в разгар зимней подкормки; проращивание лука- репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4- 5 недель( один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки; совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом- дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ; рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах; проведение экологических занятий один раз в две недели; проведение экологических досугов. Источник: http: / / doshvozrast. ru/ metodich/ konsultac20. htm

Оставить комментарий: