a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей»

Автор: Ярцева Елена Николаевна Опубликовано: 2024-01-21 17:15:27

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей» В детском саду проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Учитываются индивидуальные особенности речевого развития детей, что позволяет качественно подготовить ребенка к школе. Методика развития речи в детском саду основана на следующих положениях: 1. Знание возрастных особенностей и возможностей детей. 2. Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка. 3. Тесная связь с логопедическими технологиями. 4. Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка. 5. Взаимодействие детского сада и семьи по речевому развитию детей. Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальные особенности выявляются при обследовании состояния речи детей группы в начале учебного год а- конец августа- сентябрь. Педагогами определяются сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые сравниваются с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основе этого отмечают индивидуальные достижения каждого ребенка, намечают пути работы в детском саду и семье. Воспитатели определяют сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, проводят сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования, выявляют наиболее характерные для конкретной группы речевые недостатки, исправлением которых занимаются в ходе фронтальных форм работы. Наибольшую трудность вызывают планирование и организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Необходимо после обследования речи детей разделить их на подгруппы для последующей подгрупповой и индивидуальной работы. Детей делят по степени сложности выявленных речевых недостатков. Можно детей разделить на три подгруппы. В первую подгруппу входят дети с наибольшим количеством речевых недостатков( серьезное отставание по всем или нескольким направлениям речевого развития) , которые требуют самого пристального внимания, систематической подгрупповой индивидуальной работы. Во вторую подгруппу входят дети с небольшим количеством речевых недостатков, требующие периодической работы. В третью подгруппу входят дети, у которых отсутствуют речевые недостатки или их количество не вызывает серьезных опасений( недостатки в развитии мелкой моторики, леворукие дети, и пр. ) . При подобном распределении детей оба воспитателя занимаются со всеми подгруппами, однако интенсивность работы с каждой из них разная. Так, с детьми первой подгруппы педагоги работают каждый день( утром и вечером) , с детьми второй подгруппы – два – три раза в неделю( либо утром, либо вечером) ; с детьми третьей подгруппы – один раз в неделю. Интенсивность работы со второй и третьей подгруппами определяют сами педагоги в зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года. В течение года дети в подгруппах могут меняться. Содержание подгрупповой и индивидуальной работы определяется ежемесячно – после подведения итогов предыдущего месяца воспитателями группы. Наиболее остро перед воспитателем встает проблема организации индивидуальной работы с детьми. Не хватает времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними по всем направлениям речевого развития. Для определения реальных временных возможностей в каждой группе в начале учебного года проводится хронометраж дня и недели, что позволяет составить реальный план индивидуальной и подгрупповой работы, выработать алгоритм педагогического воздействия и самостоятельной речевой деятельности каждого ребенка. Так, детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагают индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания, либо их подключают к уже работающим детям( последний вариант возможен в том случае, если речевые дефекты совпадают) . Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, педагог предлагает посмотреть, кто чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной( в зависимости от того, как дети расходятся по домам) . Данный подход позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.

Оставить комментарий: