Конспект занятие ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Этикет"
Документы для скачивания
КОНСПЕКТ занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Вежливость и этикет»
Подготовила и провела : Кагирова Р.Р.
Цель: продолжать знакомить детей с правилами этикета; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; раскрыть значение слова «Здравствуйте»; закреплять умение использовать неречевые средства при приветствии (улыбка, приветливый взгляд, жесты). Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы поговорим об этикете. Но, прежде чем начать, давайте вспомним правила поведения на занятии. «Ушки слушают, глазки смотря , ротик молчит!»
Итак, Что же такое этикет? (ответы детей.)
Этикет – это правила поведения, которые помогают поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Человек, соблюдающий этикет, приятен и интересен окружающим, у него много друзей.
Одно из главных правил этикета – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Правила поведения – этикет – сопровождают нас повсюду.
Есть этикет речевой.
Есть этикет телефонного разговора.
Культура внешнего вида или искусство нравиться окружающим.
Столовый этикет.
Семейный этикет.
Этикет в общественных местах и в транспорте.
Подарочный или гостевой этикет.
Мы с вами остановимся на речевом этикете, а точнее – на приветствии.
Ведь всё начинается со слова «Здравствуйте».
«Здравствуйте!» - хорошее, доброе слово! Сказав его, мы желаем человеку здоровья.
Недаром, одно из правил вежливости гласит: «Всюду сначала поздоровайся».
Раньше в русских деревнях был прекрасный обычай здороваться со всеми, кто шёл навстречу – со знакомыми и даже незнакомыми людьми.
Давайте сейчас поздороваемся друг с другом.
(Дети встают в два круга, идут противоходом и здороваются друг с другом.)
Так приятно быть вежливым и желать человеку здоровья!
Но, оказывается вежливым быть не так –то просто. Вот послушайте, что произошло в одном детском саду.
СКАЗКА О ВОЛШЕБНОМ ЦВЕТКЕ.
В одном детском саду жили очень вежливые дети. И рос у них цветок такой красоты, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Дети назвали этот цветок «Цветок Вежливости». Этот цветок был волшебным: он не любил грубых и злых людей. Стоило такому человеку дотронуться до «Цветка Вежливости», как он сразу же закрывался. И всем становилось понятно, какой человек пришёл, и никто не хотел с ним дружить.
Но был один день в году ,(как раз под Новый год), когда «Цветок Вежливости мог вдруг заговорить и ответить на один вопрос.
Однажды, в детский сад пришёл новый мальчик. Его звали Олег. Олег со всеми поздоровался, после завтрака не забыл сказать «спасибо». Но, как только он подошёл к «Цветку Вежливости», - цветок закрылся. Ребята удивились и подумали, что цветок ошибся. Олег продолжал быть подчеркнуто вежливым, но играть с ним почему–то не хотелось. Так продолжалось несколько дней. И вот, наконец, настал тот самый день, когда можно было задать цветку вопрос и получить ответ.
Вопрос детям: Как вы думаете, какой вопрос задали цветку дети?
Что ответил цветок?
Итак, ребята спросили:
- Почему цветок закрывается, когда к нему подходит Олег, ведь мальчик такой вежливый?
- Олег никого не любит. Но вы должны ему помочь. – Ответил Цветок.
Олег, услышав это, засмеялся и отошёл. На следующий день Олег вошёл в группу, громко поздоровался и вдруг, ребята услышали:
- Петька – трус, Катька – дура, Егор – обжора, Федька – толстяк…
И ни одного доброго слова. Тут ребятам стало всё ясно. Они поняли слова Цветка. Но как же помочь Олегу? - Вопрос детям.
А ребята поступили вот как. Каждый, по очереди подходил к Олегу и говорил ему что –нибудь хорошее. Вдруг Олег заплакал:
- Мне очень стыдно, простите меня. Я понял, что вежливым считается тот, кто, здороваясь, искренне желает всем добра.
С тех пор «Цветок Вежливости» не закрывался, когда к нему подходил Олег.
Вот какое замечательное и волшебное слово «Здравствуйте!».
Не забудьте, что, произнося его, нужно смотреть в газа тому, с кем вы здороваетесь и быть дружелюбными и приветливыми.
Итак, продолжим знакомиться со словом «Здравствуйте!».
Проигрываются ситуации:
Мужчина и женщина. Кто здоровается первый? (Мужчина, но руку подает первой женщина).
Взрослый и ребёнок.--------------------------------(Ребёнок, но руку протягивает первым взрослый или старший).
Проходящий и стоящий. ------------------------(Проходящий).
Входящий и присутствующие. ------------------(Входящий).
А сейчас, давайте немножко отдохнём. ( физминутка )
Дети выполняют движения под песню «Если друг не смеётся…»(физминутка на проекторе).
Вы отдохнули, а теперь садитесь на свои места и мы продолжаем занятие.
1 задание:
- Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день). Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.
- Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи).
- Какие вежливые слова еще вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)
- В каких случаях нужно говорить «спасибо»?
- Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .
- Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?
Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово
расходиться с делом) .
Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.
2 задание: ЗАГАДКИ:
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «… » (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «… » (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «… » (Извини)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «… » (Спасибо)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала! »
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «… » (Пожалуйста)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «… » (Поздравляем)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «… » (Прошу прощенья)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «… » (Добрый день)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «… » (Добрый вечер)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «… » (Спокойной ночи)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам … » (аппетита)
- задание: Игра «Вежливая просьба».
Я буду показывать разные движения, а вы должны их повторить лишь в том случае, если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.
4 задание: Игра «Антонимы».
- Итак , это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?
Воспитатель: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый - сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой - хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.
Воспитатель: Хорошо, ребята! Вы знаете много добрых, хороших слов. Мне очень понравилось, как вы справились с заданием, молодцы!
Послушайте пожалуйста музыку. (из мультфильма про кота Леопольда)
Из какого мультфильма эта музыка? Кто главный герой? ОН самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»
- Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.
А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:
- Никогда не груби своим товарищам.
- Не называй обидными словами.
- Не давай прозвищ.
- Не толкайся и не дерись.
Игра: «Веселые детки».
Я буду называть вам ситуации, а вы если согласны с моим утверждением хлопаете в ладоши ,а если не согласны ,то топаете ногами.
Никогда не делись игрушкой с другом.
Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
Не старайся всегда быть первым.
Злись и завидуй, когда проигрываешь.
Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
Никогда не уступай, спорь по пустякам.
Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.
Умей принять помощь, совет и замечание друга.
Если друг попал в беду, не помогай ему.
Решай споры словами, а не кулаками.
Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.
Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Улыбайтесь друг другу чаще!
- Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой.
- И я надеюсь, что вам пригодятся в жизни волшебные слова.
Итак, наше занятие подошло к концу , скажите пожалуйста, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Что больше всего вам понравилось и запомнилось на занятии?
А мне очень понравилось как вы сегодня активно отвечали на занятии, хорошо себя вели и я надеюсь, что запомнили новые слова для вас.