Консультация "Мой ребёнок - ябеда!" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О. А.)
Документы для скачивания
Консультация для родителей.
«Мой ребёнок – ябеда!»
Кто же такие ябеды? Это дети получающие удовольствие от того, что их слова стали причиной для наказания другого ребёнка. Мотив их действий – личная выгода.
Зачастую дети, желающие заслужить уважение посредством ябедничества – неудавшиеся лидеры. Им необходимо чувство собственной значимости в своих глазах и глазах других детей. Но ка сделать это правильно, как завоевать истинный авторитет, они ещё не знают. Им кажется, что таким способом они могу заставить других детей уважать себя и считаться с их мнением. Если это физически сильные дети, то их тихо ненавидят, предпочитая не связываться. Если физически слабые, то их могут бить и обижать.
Если ваш ребёнок стремиться к лидерству, но выбрал неверный путь, помогите ему проявить себя. Покажите ему сильные стороны, за которые он может уважать себя и получить уважение других. Такому ребёнку надо сказать, что ябедничать плохо, что таким образом он потеряет всех друзей и уважение к себе.
Так же дети могут ябедничать из чувства мести или обиды. В случае с ябедничеством из мести, он направляет карающую руку взрослого на противника и с удовлетворением наблюдает за его наказанием. Иного пути как помочь решить их конфликт, в этой ситуации не существует.
Также ябедничество может спровоцировать чувство завести. Ребёнок, не имеющий хороших игрушек, одежды, развлечений, внимания окружающих, может отчаянно завидовать тому, у которого это всё есть, и через ябедничество восстановить некую понятную только ему справедливость. Это может происходить в семьях, где одному ребёнку уделяется гораздо больше внимания, чем другому. Своим ябедничеством ребёнок как бы подчёркивает «Посмотрите, он плохо себя ведёт! Почему вы любите его больше меня?». В этом случае ябедничество – только симптом более глубокой проблемы – ревности.
Почему дети ябедничают?
В русском языке «ябеда», «ябедник» значило «служащий, должностное лицо, судья». И только с шестнадцатого века «ябеда» обозначало «клевета», «напраслина», «наговор». А мы привыкли считать, что слово «ябеда» обозначает жаловаться.
И вот услышав от своего трёхлетнего малыша, рассказ о чьём-то поступке, родители, не разобравшись в ситуации, начинают отучать его ябедничать. Пока ребёнку не исполнилось трёх лет произносить слово «ябеда» просто бессмысленно. Так как дети ещё плохо говорят и не предвидят последствия своих поступков. Они набирают словарный запас и учатся понимать смысл произносимых слов. Не могут прогнозировать, к чему приведёт то или иное действие или слово.
Если мы заподозрили в этом возрасте проявления ябедничества просто необходимо переключить внимание ребёнка. Если ребёнок сообщает, что кто-то у него забрал игрушку – это не ябедничество. Просто пока ребёнок больше надеется на помощь взрослого, чем на собственные силы.
С трёх лет ребёнок вступает в дошкольный возраст. На первый план вступает игровая деятельность, причём игра совместная, требующая умения общаться с другими детьми. Наступает «социальный период развития» Период «великих почемучек» вступает в свои права: ребёнок хочет, чтобы ему объяснили, как, что и почему. Он видит разные образцы поведения от мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитателя, и пробует их применять. И ему так важно получить объяснение, «что такое хорошо, что такое плохо».
Родителям, чьи дети находятся в возрасте трёх-пяти лет нужно понимать, что ребёнок сообщая вам о чём то или о ком то, зачастую не преследует ни каких «низких» целей. Он просто делится информацией. Ведь в семье вы тоже рассказываете, своему мужу, что натворил ребёнок, или сказала вам подруга. Вы просто делитесь впечатлениями, эмоциями, фактами. Ребёнок наблюдает это и не видит ничего предосудительного. Ему тоже необходимо поделиться и эмоциями, и впечатлениями, и фактами. А ваша задача – обсудить правильно вели ли себя другие дети и как лучше вести себя в следующий раз. Будет ещё лучше, если вы инсценируете рассказываемые ребёнку ситуации с помощью игрушек. Дети охотно рассказывают обо всём, чтто происходило с ними в садике или на игровой площадке. Ябедничество ли это? Скорее всего – нет. Что будет, если мама прервёт ребёнка категоричным «не жалуйся» и «не ябедничай»? Получив несколько раз такую реакцию, ребёнок замкнётся и не станет рассказывать всё происходящее, что с ним происходило. Отдалённая перспектива не радужная: отсутствие доверительных отношений с родителями, проблемы со сверстниками.
В возрасте с трёх до пяти лет продолжается период «проб и ошибок», и очень важно, чтобы рядом с ребёнком были понимающие родители, готовые поговорить с малышом и помочь ему.
У детей пяти, семи лет начинает формироваться самооценка, которая способна пострадать. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать этические нормы, ориентироваться на них в своём поведении. Ребёнок способен представить, какую реакцию вызовет тот или иной поступок. Пока ребёнок думает, стоит ли ему что - то сделать, перед его внутренним взором возникает рассерженное, грустное, радостное, или восхищенное близкого человека. И, исходя из той представленной эмоции, малыш уже действует или не действует. Поэтому, если мама запрещает «ябедничать» и «жаловаться», не разбираясь в ситуации, малыш будет избегать разговоров «по душам», боясь сказать, то что вызовет мамино недовольство.
К ябедничеству могут привести жёсткое требование следовать социальным нормам - всегда говорить правду.
Чтобы ребёнок не стал ябедой.
1.Если ребёнку нет и трёх лет, то не должны быть озабочены проблемой ябедничества, так как ребёнок не может предсказать последствия своих поступков.
2.Если вашему малышу от трёх до пяти лет,то он не ябедничает, а делится информацией и хочет, чтобы взрослый оценил ситуацию,так как самому ему это трудно сделать. В этом возрасте ребёнок может реалистично оценить только поведение других детей, но не самого себя, поэтому вы часто будете слышать о проказах других детей.
3.Если вашему ребёнку от пяти досеми лет, научитесь отделять настоящее ябедничество: из мести, зависти, обиды. От «ненастоящего» к «настоящим» ябедам служат дети, слишком жёстко ориентированные на исполнение социальных норм.
4.Сколько бы не было лет вашему ребёнку, прислушиваетесь к его мнению, уважайте его. Хвалите чаще, чем ругаете. Помните, что чато ябедами становятся дети, которые получают недостаточно ласки и внимания. Этим они стараются компенсировать внимание и ощутить собственную значимость.
5.Запомните, самым неэффективным способом борьбы с ябедничеством является прямое запрещение: «не ябедничай», «не жалуйся». Прямое запрещение блокирует доверительное общение между ребёнком и взрослым.
Доверительная беседа, совместная игра, в которой вы вместе проигрываете ситуации – вот ваши главные средства в борьбе с этой проблемой.
- Консультация "Мой ребёнок - ябеда!" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О. А.)
- Консультация "Кто же избаловал ваших детей?" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А.)
- Консультация "Игра в жизни ребёнка" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А.)
- Консультация "Как воспитать в ребёнке нравственные качества" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А.)
- Консультация "Дети - не наши клоны. Ошибки воспитания." (из пособия "Секреты успешного воспитания". Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А.)
- Консультация "Стили семейного воспитания" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А.)
- Консультация "Такие разные дети" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А.)
- Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП Тема: Путешествие в страну «Математику»
- Рабочие программы
- Презентация " Игровая технология как средство подготовки к чтению детей 6-7 лет"