a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Игра в жизни ребёнка" (из пособия "Секреты успешного воспитания" Авторы: Ешмекова И.А., Сорокина О.А.)

Автор: Ешмекова Ирина Алексеевна Опубликовано: 2024-01-31 17:10:09

Документы для скачивания

                              Консультация для родителей.

 

                                 «Игра  в жизни ребёнка».

 

     Сколько мишек, зайчиков, мячиков, кубиков можно увидеть у малыша в корзине для игрушек. Родители порой шутят: «У нас целый магазин игрушек!»  Но выкинуть жалко, да и дети вроде бы играют во все игрушки. Порой, позабыв об одной игрушке и нечаянно на неё наткнувшись, восторг у ребёнка неподдельный. Именно игрушки помогают раскрывать этот мир ребёнку. Это они позволяют ему  развиваться, исследовать окружающий мир,   учат общаться.  Куклы, матрёшки, машинки — всё это   очень важное и серьёзное дело!  Игрушка может пожалеть, быть лучшим другом или служить поддержкой и связью с родным домом в период адаптации к детскому саду. Она помогает преодолеть страх одиночества, когда мама с папой  ушли на работу или, когда гаснет в комнате свет и  нужно ложиться спать.

      Конечно, у ребёнка должна быть не одна игрушка, а определённый набор. Сегодняшние магазины игрушек не то, что были раньше. Разнообразие их огромно. Например дети очень любят играть с конструктором. Если в возрасте трёх-четырёх лет они только  пытаются строить что-то элементарное, то к шести годам творческое воображение настолько развито, что дети могут строительные кубики применять самым различным способом. Дети сооружают всевозможные постройки. Это может быть и замок, и поезд, и какая-то мебель.

     Сюжетные игрушки  ( белка, лошадка, кукла и т. д.) способствуют созданию образов и наталкивают ребёнка на определённые игры. Очень интересно и то, что дети часто используют игрушки совсем не по назначению: кубики могут быть тортом или кроватью. Взрослые не должны этому мешать лишь потому, что они не могут себе представить того, что представляет в данной игровой ситуации их малыш. Не мешайте бурной фантазии своих детей! Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Помогайте ему познавать этот мир! Играйте с ним! Причём, игры вместе со взрослыми становятся более значимыми для малыша, более содержательными и интересными. Игра в таком случае продолжается дольше обычного, потому что вы поддерживаете интерес своего ребёнка. Обогащая игру эпизодами, вы развиваете заинтересованность вашего ребёнка. В игре развивается его речь. Она становится ярче, совершенствуется, потому что игра требует диалога. И, конечно, и ребёнок и взрослый получают  совместное удовольствие от игры. Ребёнок  - потому, что играет увлечённо и это его основной доминирующий вид деятельности на данном этапе жизни. А взрослый — потому что видит непосредственно, как развивается малыш, как с каждым днём всё лучше и лучше он познаёт этот мир. И к тому же, это намного лучше, чем просто просидеть это время у экрана телевизора.

    Помимо сюжетных игрушек, сейчас встречается большое разнообразие дидактических игр. Дидактические игры подходят для детей постарше. Такие игры направлены на обучение детей. Обязательным компонентом дидактической игры является наличие определённых правил, которые дети должны соблюдать. Именно благодаря правилам, игра становится интересной , развивает внимание, память ( так как правила нужно запомнить). Из-за того, что в результате соблюдения каких-то правил игры ребёнок вынужден или пропустить ход или вернуться, к примеру, назад,  т.е  потерпеть какую-то неудачу из-за неверных шагов, ребёнок может проявить негативное отношение к данной игре. Ваша задача — объяснить малышу, что такое случается и расстраиваться не стоит. Учите прилагать усилие воли, преодолевать отрицательные эмоции. Не выбирайте при покупке слишком сложную игру, не по возрасту. Каждый родитель, без сомнения, знает уровень подготовленности своего ребёнка.

 При покупке игрушек старайтесь держаться определённых правил:

  • Это должна быть достаточно качественная и прочная игрушка, которая не развалится в первый же день игры. Кроме слёз сожаления такая игрушка ничего не принесёт.
  • Игрушки, те, что представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка, никуда не годятся. Автоматические или полуавтоматические игрушки не смогут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка.
  • Первые игрушки для вашего малыша должны быть приятными на ощупь. Тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша познать мир через осязание. Это могут быть не только мягкие игрушки, но и резиновые и пластмассовые или из какого-то другого материала, но не сильно жёсткие и тяжёлые. Также игрушки для малышей должны хорошо мыться, не быть слишком мелкими, чтобы он их не проглотил.
  • Для детей в возрасте от года до двух интересны будут пирамидки разных размеров, разноцветные кубики, тарелочки, которые можно вкладывать друг в друга, а также мячики.
  • В возрасте трёх-четырёх лет — крупный конструктор, лёгкий при сборке, сюжетные игрушки для игр по ролям. Это игрушки для таких игр, как: «Магазин», «Доктор», «Дочки-матери» и так далее.
  • Детям пяти - шестилетнего возраста можно предложить более мелкий конструктор, модели самолётов, машинок, также всё то, что необходимо для развития творчества: фломастеры, краски, бусины, наборы для вышивания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные своими руками. Сшитая вместе с мамой сумочка из готовых заготовок будет в каждой новой игре девочки. А моделька, склеенная с папой — участвовать  во всех соревнованиях среди машин в игре, которую устроит ваш сынишка, станет без сомнения,   абсолютным победителем.

 

    Полезны и игры, направленные на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображение. Нужно стремиться, чтобы ребёнок учился искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи, рисунка. Благодаря таким играм развивается внимание. Словесную память лучше развивать в ролевых играх, так как дети, распределяя роли между собой, вступают во взаимодействие и общение.

Знакомьте детей с математическими играми, развивающими мышление, логику.

        Когда вы организовываете ту или иную игру с ребёнком, наблюдайте за тем, какова заинтересованность малыша именно в этой игре, справляется ли он с заданиями, всё ли у него получается. Если возникают затруднения, нужно упростить эту игру. И наоборот, если вы видите, что ребёнок легко и быстро справляется с заданиями, можно эту игру усложнить, внести в неё изменения. Запомните то, что ругать, корить и стыдить ребёнка ни в коем случае нельзя, если у него не всё получается. Даже тогда, когда сверстники давно справились с такими же заданиями в игре.

       Большое значение имеет то, играете ли вы со своим ребёнком или ваши действия ограничиваются лишь покупкой игр и игрушек. Особенно важно это для детей раннего возраста. Для таких малышей на первом месте именно игра с членами семьи в домашних условиях. А уже у детей постарше — в коллективе со сверстниками.

Как вид деятельности, игра имеет огромное значение для развития ребёнка. В ней он развивает двигательную активность, логическое мышление, внимание, память, формируются его коммуникативные качества, развивается воображение , и конечно, речь. В коллективной игре у детей формируется нравственность и внутренняя оценка ситуации или поступка. Распределяя роли между участниками игры, дети учатся уступать друг другу, учитывать чужое мнение, но также и отстаивать своё. Ведь очень важно не только познакомить ребёнка с правилами игры, научить играть в неё, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею.

     Нужно научить также ребёнка принимать критику без обид, а также выдвигать новые идеи. Здесь всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Если он смелый и уверенный в себе, не обидчив, то можно постепенно учить его критически оценивать свои ответы или действия в игре.

      Несмотря на то, что играть дети могут бесконечно долго, игры тоже утомляют, особенно однообразные. Поэтому полезно менять виды игровой деятельности.  Подвижные игры - менять с настольными.  Игры, требующие мыслительных усилий с играми, работающими на воображение.

      Есть ещё один вид игр — это словесные. Не секрет, что в наши дни свободного времени у родителей не так уж много. И, чаще всего, забирая ребёнка домой,  из детского сада, мама или папа усаживают  дома сына или дочь за просмотр очередного мультфильма или разрешают поиграть в компьютер, а сами занимаются своими делами. Дети часто испытывают нехватку общения с родными. В таких случаях  можно использовать короткие словесные игры по дороге домой, к примеру, из детского сада или вы что-то готовите на кухне,  и ребёнок находится с вами и просит, чтобы вы с ним поиграли. Такие игры для малыша на самом деле очень занимательны и, поверьте, он испытывает огромное удовольствие поиграть таким образом -  «на ходу» с мамой или папой. Это могут быть такие игры, как: « Угадай кто (что) это по описанию», когда взрослый перечисляет признаки, а ребёнок отгадывает по описанию кто или что это. Или «Придумай загадку», когда то взрослый, то ребёнок по очереди придумывают на ходу загадку о каком-нибудь животном или даже о неодушевлённом предмете, перечисляя его признаки. Или « Да и нет, не говорить» - игра на слуховое внимание. Это могут быть игры на внимание и воображение  - «На что похоже облако» и др.

       И, конечно, не стоит забывать о подвижных играх. В таких играх тренируются и развиваются ловкость, находчивость, активность. Подвижная игра — это прекрасное средство формирования личности ребёнка и великолепное проведение времени  во время прогулки с малышом. Совершенствуются его физические качества, восстановление всех функций организма. Хорошо всей семьёй, особенно на выходных, выехать на природу, и наряду с отдыхом, сбором грибов, рыбалкой, поиграть вместе с детьми. Это могут быть как сюжетные игры, так и игры с элементами соревнования. Окружающая природа подарит вам все необходимые «снаряды» для развития ловкости вашего ребёнка («перепрыгни через бревно», «обеги пенёк», «кто быстрее до берёзы», «кто дальше бросит камушек» и др.). Для развития ловкости могут подойти любые упражнения, особенно те, которые ребёнок должен выполнить многократно: игры в мяч, прыжки через скакалку, метание — прекрасно развивают быстроту, выносливость, прыгучесть и являются важными средствами развития ловкости.

Несколько правил и советов при организации игры

- игра должна приносить удовольствие;

- не заставляйте играть;

- начинайте с посильных задач;

- воспитывайте доброжелательное отношение в игре;

- устраивайте соревнования с другими детьми или взрослыми;

- заинтересовывайте игрой;

- никогда не заставляйте ребенка своими руками выкидывать сломанные игрушки — это его детские друзья;

- приучайте к аккуратности своего ребенка. Учите не разбрасывать игрушки,  где попало и обязательно убирать их после игры;

- не  ходите слишком часто в магазин игрушек вместе со своим малышом. Пусть сначала наиграется в те игрушки, что у него есть, иначе он не научится ценить того, что уже имеет.

 

 

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы