a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Наука для дошколят" 2021 год

Автор: Хахулина Евгения Николаевна Опубликовано: 2024-02-04 18:45:31

Документы для скачивания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 «Снежинка» Консультация для педагогов на тему «Наука для дошколят» Подготовила: Воспитатель Хахулина Евгения Николае вна Московская обл. , Г. о. Подольск, 202 1 год Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на блюдать. В. Сухомлинский Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Становление познавательно- исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей" заглохнуть" , но и развить его познавательные интересы. В работах многих отечественных педагогов говорится о не обходимости включения дошкольников в осмысленную деятель ность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и разли чия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно( Г. М. Лямина, А. П. Усова и др. ) . Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлении, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоя нии справиться с самым простым учебным заданием, они быст ро выполняют его, если оно переводится в практическую плос кость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, он изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно- исследовательской деятельности. Так, в возрасте 2- 3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно- символического материала. В 3- 4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно- символический материал начинает занимать большее место. В 4- 5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно- символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно- знакового материала. В 5- 7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием. Развитие исследовательских способностей ребёнка- одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года- практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский. В процессе практико- познавательной деятельности( обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др. ) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. «Что я слышу- забываю. Что я вижу- я помню. Что я делаю- я понимаю». Конфуций. Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, по кажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваи вается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детс кого экспериментирования в своей практике. Воспитателю необходимо в группе создавать условия для самостоятельного экспери ментирования и поисковой активности самих детей. Исследо вательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Чем разнообразнее и интен сивнее поисковая деятельность, тем больше новой информа ции получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он разви вается. Поисковая деятельность принципиально отличается от лю бой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределен ностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, прояс няется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, вхо дящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, под вижны и носят пробный характер. Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентиро вочно- исследовательской( поисковой) деятельности у дошколь ников: активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выс тупает как ее полноценный субъект, самостоятельно строя щий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. ориентировочно- исследовательская деятельно сть организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгорит му действий. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее: ребенок выделяет и ставит проблему, которую не обходимо разрешить; предлагает возможные решения; проверяет эти возможные решения, исходя из данных; делает выводы в соответствии с результатами про верки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения. Три уровня исследовательского обучения: на первом уровне педагог ставит проблему и наме чает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно; на втором уровне педагог только ставит перед деть ми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно( здесь возможен групповой, коллек тивный поиск) ; на высшем, третьем, уровне постановка пробле мы, равно как отыскание метода и разработка са мого решения, осуществляется детьми самостоя тельно. Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания в онтогенезе( Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др. ) делят материал для познавательно- исследовательской деятельности детей на следующие типы: объекты для исследования в реальном действии; образно- символический материал; нормативно- знаковый материал. К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это прежде всего материалы для сенсорного развития, детально разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации( вкладыши- формы, объекты для сериации и т. п. ) . К этому типу материалов относятся и различного вида предметы- головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое- части, мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. К образно- символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые" наглядные пособия" , репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п. К нормативно- знаковому относится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т. п. В ходе исследовательской деятельности формируются у детей следующие компетентности: Социализация( через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом) ; Коммуникация( проговаривание результатов опыта, наблюдений) ; И такие компетентности как: Информационная( через опыты, наблюдения дети получают знания) ; Здоровьесберегающая( через беседы о пользе фруктов и овощей) ; Деятельностная( идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения) . В соответствии с ФГОС ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают воз можности инициативной преобразующей активности ребен ка. Этот возрастной период важен для развития познаватель ной потребности ребенка, которая находит выражение в фор ме поисковой, исследовательской деятельности, направлен ной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для раз вития ребенка решающее значение имеет не изобилие зна ний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить- значит сделать шаг в неизведанное. Поэтому каждому педагогу стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Консультация для воспитателей «Организация проектной деятельности в детском саду» Знания, приобретенные детьми в ходе  проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе  деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием  деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Метод  проектной деятельности – это способ организации  педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и  воспитанников  между собой и окружающей средой в ходе реализации  проекта  – поэтапной практической  деятельности  по достижению намеченных целей. Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта  деятельность не будет считаться проектной  – все действия ребенок выполнил в рамках традиционной продуктивной  деятельности. Метод  проектов  позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, обеспечивает психологическое благополучие и здоровье детей, обеспечивает развитие творческого воображения и мышления, позволяет развивать взаимоотношения со сверстниками. В настоящее время  проекты  классифицируются по разным  признакам: • по составу участников; • по целевой установке; • по тематике; • по срокам реализации. Наиболее существенным является доминирующий вид  деятельности. В практике дошкольных учреждений используются следующие виды  проектов: творческие, исследовательские, ролевые- игровые, нормативные ( информационно- практико- ориентированные) . При этом каждый из перечисленных видов  проектной деятельности  имеет общие особенности. * Проектная деятельность  разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. * Участники  проектной деятельности  должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование. * Проектная деятельность  имеет адресный характер. Именно поэтому она имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику. Своеобразие исследовательской  проектной деятельности  определяется ее  целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Такие  проекты  чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка в сферу его интересов. В ходе творческой  проектной деятельности  создается новый творческий продукт. Если исследовательская  проектная деятельность  носит индивидуальный характер, тотворческий   проект  чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. Одним из существенных различий творческого  проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2- 3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить  проект, поэтому его реализация оказывается более сложной ( не только для ребенка, но и для взрослого) . Нормативные ( информационно- практико- ориентированные)   проекты  являются чрезвычайно важным направлением в педагогической  деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти  проекты  всегда инициируются педагогом. Работа по созданию таких  проектов  основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в  детском саду. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации,   консультант, эксперт. Он- основной руководитель  проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико- ориентированной  деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. План работы  воспитателя по подготовке проекта может быть такой: 1. На основе изученных проблем детей поставить цель  проекта. 2. Разработка плана достижения цели ( обсуждается план с родителями)  . 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов  проекта. 4. Составление плана- схемы  проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план  проекта занятий, игр и др. видов  детской деятельности. 7. Домашние задания для самостоятельного выполнения. 8. Презентация  проекта, открытое занятие. Основные этапы метода  проектов включают: - Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. - Разработка  проекта- план деятельности по достижению цели: • к кому обратится за помощью ( взрослому, педагогу)  ; • в каких источниках можно найти информацию; • какие предметы использовать ( принадлежности, оборудование)  ; • с какими предметами научиться работать для достижения цели. - Выполнение  проекта  - практическая часть. - Подведение итогов- определение задач для новых  проектов. Проектирование  представляет собой важную сферу познавательной  деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.   Проектная деятельность  обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка- дошкольника.   Проектная деятельность  влияет и на содержание игровой  деятельности  детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Нельзя не сказать о влиянии  проектной деятельности на воспитателя.   Проектирование  заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. В ходе  проектной деятельности развиваются и детско- родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. Организация проектной деятельности  важна для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.

Оставить комментарий: