Проект в старшей группе "В мире профессий"
Документы для скачивания
Администрация городского округа Подольск Комитет по образованию МДОУ Детский сад №62 «Снежинка» ПРОЕКТ по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»( старшая группа) В оспитател ь: Хахулина Евгения Николаевна 202 2 год Паспорт проекта по ранней профориентации дошкольников в старшей группе. Тема: В мире профессий. Тип проекта: информационно- практико- ориентированный. Вид проекта: коллективный. Срок реализации проекта: долгосрочный( сентябрь 20 2 1 г. – май 202 2 г. ) . Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников( законные представители) . Образовательные области: познавательное, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие. Цель проекта: формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру. Задачи проекта: формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; воспитывать бережное отношение к труду и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии; формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания; обогащать РППС( сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т. д. ) специальным оборудованием и игровым материалом для знакомства с разными профессиями; использовать как реальные события, так и виртуальные дидактические продукты( видеоролики, презентации, игры) для изучения профессий; привлечь родителей к проектной деятельности. Актуальность проекта: Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Проблема: у детей недостаточная информированность о разнообразии профессий, родители недостаточно владеют информацией и уделяют внимание данной теме. Формы взаимодействия по проекту: Непосредственно образовательная деятельность, беседы, чтение детской художественной, познавательной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за трудовыми процессами людей разных профессий, опыт хозяйственно- бытового труда, сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации, экскурсии, викторины, выставки рисунков и поделок, родительские встречи, анкетирование, консультации, акции. Материально- технические условия реализации проекта: Мультимедийная система, атрибуты для игр, презентации, уголок ранней профориентации. Методическое обеспечение проекта: Учебно- методические пособия, дидактические пособия, демонстрационный материал, картотеки «Стихи», «Загадки», «Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью», «Физкультминутки о профессиях», сценарии викторин, детская художественная литература, детская познавательная литература. Ресурсное обеспечение проекта: Педагоги, родители( законные представители) . Месяц Модули проекта Задачи Формы проведения Материалы, оборудование Сентябрь Диагностика знаний детей о профессиях Выявить имеющиеся знания у детей по профессиям. Беседа, обсуждение, опрос и т. п. Книги, сюжетные картинки, иллюстрации. «Профессии в детском саду» Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских садов. Экскурсии по детскому саду, беседы, просмотр презентаций по теме. Моделирование сюжетно- ролевой игры «Детский сад». Основные понятия: воспитатель, музыкальный руководитель, мед. сестра, прачка, повар, помощник воспитателя, забота, любовь к детям и др. . Мультимедийное оборудование, презентации, иллюстрации. Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, в прачечной, на кухне и др. Октябрь «Профессии моих родителей» Обогащать знания и представления детей о профессиях родителей. Подготовка детьми и родителями презентации или альбомов с фотографиями о работе родителей. Мультимедийное оборудование, презентация, тематические альбомы и др. Ноябрь «Врач» Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Беседы, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами. Сюжетно- ролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод и др. Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинете у врача», «Процедурный кабинет» и др. Тематические презентации, иллюстрации и др. «Фармацевт» Обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Беседы, обсуждения, экскурсия в аптеку. Сюжетно- ролевая игра «Аптека». Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики. Атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Аптека». Тематические презентации, иллюстрации и др. Декабрь «Почтальон» Знакомить детей с городской почтой, её назначением, расширять знания о работниках почты. Воспитывать навыки поведения в общественных местах. Экскурсия на городскую почту. Сюжетно- ролевая игра «На почте». Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. Атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Почта». Тематические презентации, иллюстрации и др. «Строитель» Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим строительных специальностей. НОД, экскурсии на стройку( рядом со стройкой) , беседы, обсуждения, сюжетно- ролевые игры и др. Основные понятия: каменщик, плотник, маляр, сантехник, плиточник, кровельщик, электросварщик, цемент, щебень и др. Тематические презентации, иллюстрации разновидностей домов и строительных материалов, строительных машин и профессий. Атрибуты для сюжетной игры «На стройке» и др. Январь «Аниматоры» Познакомить с профессиональной деятельностью аниматоров. Беседы, моделирование сюжетно- ролевой игры. Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов и др. Атрибуты для моделирования сюжетно- ролевой игры «Аниматор»: костюмы, маски, колпаки, мольберты, фломастеры, листы бумаги. Февраль «Пожарная часть» Познакомить с профессиональной деятельностью пожарных. Беседы, экскурсия в пожарную часть, сюжетно- ролевая игра «Пожарная часть». Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, пожарный рукав. Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара и др. «Профессия военный» Знакомить детей с профессиями военнослужащих. Расширять представления детей о Российской армии. Знакомить с разными родами войск( сухопутными, морскими, воздушными) . НОД, беседы, подготовка выставки и др. Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, сапёры, пограничники, героизм, патриотизм и др. Тематические презентации, видео- фильмы, иллюстрации, фотографии и др. Март «Домохозяйка» Познакомить детей с особенностями труда домохозяйки. Воспитывать уважение к труду домохозяйки. Презентации «Моя мама домохозяйка», беседы, встречи с мамами- домохозяйками, сюжетно- ролевая игра. Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, прачка, посудомойка, повар, добрая, ласковая и др. Тематические презентации, видео- фильмы, иллюстрации, фотографии и др. Атрибуты для сюжетной игры «Домохозяйка». «Парикмахер», «Косметолог» Знакомить с особенностями профессий парикмахера и косметолога. Беседы, обсуждения, экскурсии в салон красоты, сюжетно- ролевая игра. Основные понятия: ножницы, фен, лак, расчёска, стрижка, причёска, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и др. Тематические презентации, видео- фильмы, иллюстрации, фотографии и др. Атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Салон красоты «Мальвина». Апрель «Отдел полиции» Формировать представление о профессиональной деятельности полицейских. НОД, беседы, обсуждения, встреча с полицейским, сюжетно- ролевая игра, выставка рисунков и поделок и др. Основные понятия: правонарушение, закон, охрана, следователь, криминалист, улика, фоторобот и др. Тематические презентации, видео- фильмы, иллюстрации, фотографии и др. Атрибуты для сюжетной игры «Отдел полиции» и др. «Лесник» Познакомить детей с профессией лесник. Воспитывать уважение к труду лесника. Презентация «В Ботчинском заповеднике». Основные понятия: заповедник, животные и растения «Красной книги». Мультимедийное оборудование, презентация, фотографии, иллюстрации. Май «Все профессии нужны, все профессии важны» Закрепить представления о разных профессиях, о значимости труда взрослых. Воспитывать уважение и любовь к труду взрослых. Игровая программа. Музыка, эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация. Атрибуты для разных профессий. Диагностика знаний детей о профессиях Выявить имеющиеся знания у детей по профессиям. Беседа, обсуждение, опрос и т. п. Книги, сюжетные картинки, иллюстрации. Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный: Анкетирование родителей; оценка уровня знаний детей по тематике проекта; обсуждение цели и задач с детьми и родителями; создание необходимых условий для реализации проекта; подбор материала по теме проекта. II этап – основной( практический) : Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка плана мероприятий; непосредственное поэтапное решение проблемы: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за конкретными трудовыми процессами людей разных профессий, сюжетно- ролевые игры, дидактические игры; разработка рекомендаций для родителей; тематические выставки. III этап – заключительный: Обработка результатов реализации проекта; подведение итогов; игра- викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; акция «Дом профессий»; оценка уровня знаний детей по тематике проекта. Ожидаемые результаты для детей и родителей: В процессе тематической деятельности 90% детей расширили свои познания о разных профессиях, о значимости и взаимосвязи разных видов труда; многие выражают желание, кем хотят стать, когда вырастут, что будут делать, какую пользу принесут людям. У 70% родителей воспитанников появилась твёрдая уверенность в том, что задачами профориентации нужно заниматься уже с дошкольного возраста, родители приняли активное участие в проекте. Выводы: Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация проекта ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования. Литература: Т. В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4- 7 лет». Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5- 7 лет». Е. А. Алябьева «Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5- 7 лет». Е. А. Алябьева «Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях». Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов». Интернет- ресурсы: Международный образовательный портал maam. ru; социальная сеть работников образования nsportal. ru. Примерный тематический план проекта Работа с родителями: Анкетирование родителей по теме «Что знают дети о профессиях своих родителей? » Консультации для родителей «Знакомим малыша с профессиями взрослых», «Я бы в лётчики пошёл, пусть меня научат», «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями». Помощь в организации экскурсии, подборе художественной литературы, иллюстраций. Совместное изготовление с родителями альбома «Профессии родителей». Участие родителей в мероприятиях, занятиях, акции «Дом профессий». Результат: Обсуждение итогов, игра- викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»; акция «Дом профессий»; альбом «Профессии родителей».