Проект "Осень золотая"
Документы для скачивания
МКДОУ Кантемировский детский сад Проект «Осень золотая! » Подготовила: Я рцева Е. Н. п. К антемировка 2020г. Вид проекта: познавательно- творческий Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели. Возраст детей: 3- 4 года. Образовательные области: познавательное развитие социально- коммуникативное развитие речевое развитие художественно- эстетическое развитие физическое развитие Проблема: У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва? », «Куда прячутся насекомые? » и т. д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно 3 – 4 года – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу. Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы. Задачи проекта для детей: Образовательные: продолжить знакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов; расширять и активизировать словарный запас детей; формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Развивающие: развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе; развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения; формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства. Воспитательные: воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года; воспитывать умение вести диалог( внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать) ; воспитывать бережное отношение к природе. Задачи проекта для родителей: 1. Советы по формированию экологического воспитания у детей 2. Участие в выставке «Щедрая осень» 3. Экскурсии в осенний лес, сбор и засушивание осенних листьев 4. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. Форма проведения итогового мероприятия проекта: утренник Название итогового мероприятия проекта: «Золотая осень» Продукты проекта для детей: 1. Выставка детских работ на тему «Осень» 2. Выставка рисунков, используя нетрадиционные техники рисования «Листопад, листопад, засыпает старый сад» Продукты проекта для родителей: 1. Выставка рисунков, используя нетрадиционные техники рисования «Листопад, листопад, засыпает старый сад» 3. Консультация для родителей «Научим ребенка любить природу», «Овощи и фрукты» 4. Папка- передвижка «Осенняя одежда на прогулке», «Чем занять ребенка дома в дождливую погоду» Ожидаемые результаты по проекту для детей: 1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе; 2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря; 3. Развить творческие способности у детей. Ожидаемые результаты по проекту для родителей: 1. У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей. 2. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности. 3. Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье. Этапы проектной деятельности: Методическая работа 1 этап – подготовительный 1. Составление плана работы над проектом 2. Сбор материала необходимого для реализации проекта 3. Организация предметно- развивающей среды по теме проекта 4. Изготовление дидактических игр и пособий 5. Подбор и разработка конспектов НОД по теме проекта 1. Рассматривание иллюстраций про осень 2. Прогулка по территории детского сада 3. Чтение загадок, стихов о осени 1. Чтение художественной литературы про осень 2. Заучивание стихотворения про осень 3. Сбор осенних листьев и их засушивание. 2 этап- основной – реализация проекта 1. Изготовление пособий для НОД 2. Подобрать стихов, загадок, физминуток и различных игр про осень 3. Подобрать материал для прогулки 4. . Подобрать консультации «Научите ребенка любить природу», «Овощи и фрукты» 5. Сделать папки – передвижки «Осенняя одежда на прогулке», «Чем занять ребенка дома в дождливую погоду» 6. Оформить выставку рисунков «Листопад, листопад, засыпает старый сад» 1. Коммуникативная деятельность: беседы « Подарки осени», «Осень в гости к нам пришла» Цель: развивать умения замечать изменения в природе; «Какая сегодня погода» Цель: формировать представление о простейших взаимосвязях в живой и неживой природы; «Дары осени» Цель: формировать представление о здоровой пище; «Как изменилась одежда людей» Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды люде от состояния погоды; развивать эстетическое восприятие, вкус. «Почему листья желтеют на деревьях» «Куда и зачем улетают птицы осенью» «Овощи и фрукты» «Как дикие животные готовятся к зиме» коммуникативная игра «Листочек падает»( приложение ПОГ) рассматривание иллюстраций: «Прогулка в лесу» Цели: с овершенствовать умение рассказывать по картине; обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу; продолжать формировать умение подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения; воспитывать бережное отношение к лесу; «Уборка урожая» Цели: закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе; расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания; развивать внимание, память, мышление; воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней; 2. Восприятие худ. л ит- ры: А. Блок «Зайчик» З. Александрова «Дождик» А. К. Бальмонт «Осень» А. Плещеев «Осень наступила» А. Босев «Дождь» Ю. Тувим «Овощи» Р. н. с. «Вершки и корешки» загадки про осень 3. Музыкальная деятельность: слушание и пение детских песен «Листопад» 4. Игровая деятельность: сюжетно – ролевые игры «Оденем куклу на прогулку», «Сварим суп из овощей», «Магазин овощей») ; дидактические игры: «Какое время года», «Найди такой же листик», «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке»; « Собери картинку «Овощи, фрукты»( пазлы) »( групповые игры) 5. Двигательная деятельность: подвижные игры «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Листопад», «Урожай» пальчиковые игры «Осень», «Вышли пальчики гулять», «Мы капусту рубим», « Грибы» физминутки «Мы листики осенние», «Ветер дует нам в лицо», «Ходит осень по дорожке» 6. НОД Познание «Деревья осенью» Задачи: формировать представления о деревьях, особенностях осенних деревьев: листья желтеют, опадают на землю «Путешествие в осенний лес» Задачи: формировать умение внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запас воспитанников( «осень», «время года», «шуршит») ; совершенствовать грамматический строй речи; формирование элементарных экологических представлений у детей; продолжить развивать интерес к окружающему миру в процессе игры- путешествия; расширять элементарные представления об изменениях в природе осенью, диких животных, их жизни; воспитывать заботливое отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе. Развитие речи Составление рассказа по картине: «Осень в лесу» Задачи: расширять знания детей об осени, как времени года; обучать интонационной выразительности, активизировать и обогащать словарь; закреплять знания цветов: желтый, красный, зеленый; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Рисование «Разноцветные листья» Задачи: расширить представления детей о природном явлении листопаде, формировать умение идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги. «Разноцветный ковёр из листьев» Задачи: формировать образные представления; умение изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге. ( Т. С. Комарова с. 33) Аппликация «Осеннее дерево» Задачи: познакомить детей с видом продуктивной деятельности- аппликацией; развивать ориентировку на листе бумаги; формировать умение пользоваться кистью, клеем, салфеткой; закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге; развивать чувство цвета и композиции, воображения; развивать мелкую моторику рук; воспитывать любовь к природе. 7. Прогулка Познавательная деятельность: рассматривание осеннего дерева Цели: показать особенности строения деревьев( ствол, ветки, листья) ; познакомить с признаками и характерными особенностями осенних деревьев; предложить побегать по опавшим листьям деревьев. Чтение художественной литературы: стихотворение «Осень» Двигательная деятельность: подвижные игры «Мы веселые ребята», «Покажи как…», « Листопал ». Трудовая деятельность: сгребание листьев в определенное место. Цель: учить наполнять ведра" до определенной мерки. 8. Развлечение: «Осень, осень, в гости просим! »( приложение13) 9. Презентация «Осенняя прогулка» 1. сделать детям совместно с родителям поделку из природного материала «Чудесное превращение» 2. Нарисовать рисунок используя нетрадиционное рисование по теме «Листопад, листопад, засыпает старый сад» 3. Экскурсия в осенний лес, сбор и засушивание красивых листочков 4. Выучить на выбор стихотворение на тему «Осень» 5. Принести фотографию для презентации на тему «Осенняя прогулка» 3 этап- заключительный 1. Подготовиться к утреннику «Золотая осень» 1. Выучить стихотворение для утренника «Золотая осень» Вывод: 1. Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей. 2. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности. 3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, совместной деятельности с детьми, укрепилась заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сюжетно- ролевая игра «Оденем Куклу на прогулку» Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. Оборудование: кукла, одежда для всех периодов года( для лета, зимы, весны и осени) , маленький шкафчик для одежды и стульчик. Ход игры: В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия. Сюжетно- ролевая игра «Сварим суп из овощей» Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь. Сюжетно- ролевая игра «Магазин овощей» Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Дидактическая игра «Что растёт на грядке». Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять в назывании овощей, формировать понятие « овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. В оспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить к двигательной импровизации. Материал: муляжи овощей, предметные картинки с изображением овощей( огурец, лук, капуста, помидор, морковь) , корзинки, кукла. Ход игры Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор. Воспитатель: Посмотрите- ка ребята Урожай у нас богатый- Очень много овощей. Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке. Предлагает поиграть в игру « Кто быстрее соберёт? » Дети с каждой грядки собирают в свою корзину. Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине. Пальчиковая игра «Засолка капусты». Мы капусту рубим, рубим, ( движения прямыми кистями вниз- вверх) Мы морковку трём, трём, ( движения кулаков к себе и от себя) Мы капусту солим, солим, ( движения пальцев, имитирующие посыпку солью) Мы капусту жмём, жмём, ( интенсивное сжимание рук в кулаки) А потом в рот кладём. ( п оочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук) Дети садятся на стульчики, и проводится игра « Расскажем про наши овощи кукле Маше». Дети поочерёдно берут из корзины овощи( муляжи) и рассказывают, что это и какого цвета( это огурец, он зелёный) Кукла Маша приглашает всех в хоровод «Огородная». Есть у нас огород Там своя морковь растёт… Кукла Маша угощает детей морковкой, прощается и уходит. Дидактическая игра «Найди такой же листик» Цель: Нахождение предметов по сходству. Ход игры Игра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех детей по одному листу от разных деревьев( береза, липа, яблоня) . Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки( листья березы) ». После этих слов дети с листьями березы в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «Подул сильный ветер. Все листочки полетели». Правила игры. Бежать( «лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель. Дидактическая игра «Какое время года» Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. Дидактическая игра «Собери картинку( разрезные овощи) » Цель: ф ормировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Загадки об овощах Сидит красная девица в темнице, А коса на улице. ( Морковь) Не книжка, А с листьями. ( Капуста) Сидит дед, в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. ( Лук) Вверху зелено, Внизу красно, В землю вросло. ( Свекла) Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? ( Репка) Маленький, горький, Луку брат. ( Чеснок) Как на нашей грядке Выросли загадки — Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. ( Помидоры) Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки- дробинки. ( Горох) Летом — в огороде, свежие, зеленые, А зимою — в бочке, крепкие, соленые. ( Огурцы) ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Подвижная игра «Листопад» Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени. Материал: осенние листья. Ход игры Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький». Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине. Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. ( Дети бегают и взмахивают руками) . Листопад! Листопад! Листья жёлтые летят! Кружатся красивые жёлтые листочки. ( Действия выполняют дети с жёлтыми листочками) . Кружатся красивые красные листочки. ( Действия выполняют дети с красными листочками) . Покружились и уселись на землю. ( Дети приседают) . Сели! Уселись и замерли. ( Дети не шевелятся) . Прилетел лёгкий ветерок, подул. ( Дует взрослый, за ним дети) Педагог продолжает: « Поднялись листья разлетелись в разные стороны. ( Дети разбегаются по площадке) . Закружились, закружились, закружились! Листопад! Листопад! Листья по ветру летят! Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья» По желания детей игра продолжается 2- 3 раза. Подвижная игра «Солнышко и дождик» Цели: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. В оспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний. Подвижная игра «У медведя во бору» Цели: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом. Подвижная игра «Собери урожай» Цели: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Пальчиковая игра «Мы капусту рубим» Мы капусту рубим, рубим! ( 2 раза) ( ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! ( 2 раза) ( ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! ( 2 раза) ( собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту) Мы капусту жмем, жмем! ( 2 раза) ( энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! ( 2 раза) ( правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх- вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) . Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять» Вышли пальчики гулять, ( шагаем пальчиками по столу) Стали листья собирать, ( собираем листики в ручку) Красный листик, Жёлтый листик, Будем их сейчас считать( хлопаем в ладоши) Сколько листиков собрали Раз, два, три, четыре, пять! ( загибаем пальчики) Можно с ними поиграть ( поднимаем руки вверх, делаем фонарики) Пальчиковая игра «Грибы»( ладонь сжата в кулак и поочереди отгибаем пальцы) Раз, два, три, ч етыре, пять! Мы идём грибы искать ( хлопаем в ладоши) Этот пальчик в лес пошёл, ( поочередно загибаем пальчики) Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и растолстел. ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Физминутки «Мы – листики осенние» Мы, листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Повертел их, покружил. И на землю опустил. ( Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. ) «Ветер дует нам в лицо» Ветер дует нам в лицо И качает деревцо. Ветерок всё тише, тише. Деревцо всё выше, выше. «Ходит осень по дорожке» Ходит осень по дорожке, Промочила в лужках ножки. Ходит осень, бродит осень, Ветер с клена листья сбросил. Дружно по лесу гуляем( шаги на месте) И листочки собираем( наклоны вперед) Собирать их каждый рад Просто чудный листопад! ( прыжки на месте, с хлопками в ладоши) ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект НОД по рисованию на тему: «Разноцветные листья» Цели: расширить представления детей о природном явлении листопаде, формировать умение идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги. Материалы и оборудование: букет из опавших листьев разных деревьев, гуашь зеленого, красного, желтого цветов, кисти, банки с водой, половина альбомного листа, фланелеграф, картинки для фланелеграфа( листочки) , мольберт, салфетки. Ход занятия Создание игровой мотивации. Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями. Воспитатель: Как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто красивым, ярким ковром. Дидактическая игра «Разноцветные листочки» Воспитатель: На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они цвета? ( Ответы детей) . У нас есть зеленые, и красные, и желтые листья ( показывают картинки для фланелеграфа – разноцветные листья) . Проведение игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья. Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут и рассыплются. Как же нам сохранить листочки? Мы можем их нарисовать. Для этого нужно выбрать краску. Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую краски? ( Дети выбирают) . После игры воспитатель проводит физкультминутку. Мы листики осенние. На веточках сидели, Дунул ветер- полетели. Полетели, полетели и на землю сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял, Повертел их, покрутил и на землю опустил. Дети выполняют действия( приседают, кружатся) в соответствии с текстом. ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Прогулка «Что нам осень подарила» Цель: конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где что растет. Ход прогулки В теплую ясную погоду воспитатель напоминает детям, что наступила ярко- желтая, золотая осень. Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим: Что в подарок принесла? Воспитатель предлагает: «Мы с вами каждый раз смотрели, что у насинтересного есть на участке, а теперь давайте пройдем, полюбуемся, посмотрим, что нам осень подарила? Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, ласково солнышко улыбается — это все нам осень подарила. А теперь посмотрите на небо, какое оно? А облачка какие? Стоят на месте или медленно плывут? ». Дети отвечают. Взрослый подытоживает: «И ласковое солнышко, и синее- синее небо, и белые легкие облачка — все нам подарила осень». Затем обращает внимание детей на опавшие листья. Дети ходят, шуршат ими, называют их яркую окраску. Потом обходят цветочную клумбу. Все дружно приходят к выводу, что пестрые листья, красивые цветы — все нам подарила осень. Взрослый ведет детей к огородным грядкам, затем к фруктовым деревьям и к кустам малины. Малыши сами вспоминают, где какой урожай они помогали собирать, уточняют, где что растет. Дети подводят итоги: «И овощи, и фрукты, и ягоды — все это нам осень подарила». Взрослый добавляет: «Добрая, щедрая, прекрасная, золотая осень! ». Одни дети набирают охапки разноцветных листьев, другие приносят их в ведерках, корзинках. Все это сгружается в укромное местечко, где- нибудь под елкой. Здесь будет берлога для медведя. Ему будет мягко и тепло спать в такой берлоге. Помогли медведю сделать берлогу, теперь можно с ним и поиграть. Трудовая деятельность: к ормление птиц. Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Подвижные игры: «У медведя во бору» Цель: учить детей действовать согласно словам текста. Материал: крупная мягкая игрушка — медведь. " Мокрые дорожки" Цель: Учить различать интонации музыки, воспитывать ладовое чувство; побуждать к двигательной импровизации; учить выражать свои эмоции через движение. Материал: Зонт, султанчики. Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи. Ход игры. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на улице стало холодно, идет частый дождь, и просит определить, какое у дождя настроение. Звучит музыка осеннего дождя. Дети отмечают невеселое настроение музыки. Воспитатель раздает ребятам султанчики и просит их изобразить грустный дождь. Под соответствующую музыку проводится двигательная импровизация" Грустный дождь" . Затем воспитатель сообщает, что выглянуло солнце, и дождь" повеселел" . Звучит музыка веселого дождя и дети двигаются в соответствии с изменившимся характером музыки. Воспитатель раскрывает большой зонтик и приглашает ребят погулять под дождем. Дети прячутся под зонтом. Проводится подвижная игра.