a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Тема по самообразованию «Развитие речи как средство познания окружающего мира».

Автор: Ярцева Елена Николаевна Опубликовано: 2024-02-11 14:57:16

Документы для скачивания

Муницип альное казённое дошкольное образовательное учреждение Кантемировский детский сад №1 Кантемировского муниципального района Воронежской области Тема по самообразованию «Развитие речи как средство познания окружающего мира». Воспитатедь: Я рцева Е. Н. п. К антемировка 2024 Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает  благоприятные условия  для проведения систематической работы над звуковой стороной речи. Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов  : 1) обследование речи и произношения ребенка; 2) развитие правильной артикуляции; 3) закрепление правильного произношения в свободной речи; 4) Развитие фонетического восприятия; 5) навыки звукового анализа предложения и слова. Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения( например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения) . Это в течение одного занятия трудно добиться, поэтому в ДОУ необходим кружок по развитию речи. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Все эти занятия направлены на формирование правильной речи ребенка, что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Актуальност   ь  : Организуются виды деятельности – игровая, коммуникативная, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития детей. Очень важно понимать, что раннее обучение основам родного языка, позволяет наиболее осознано освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе. Новизна программы заключается в том, чтобы всесторонне способствовать своевременному и  эффективному развитию  речи как средства общения, познания, самовыражения ребёнка, комплексно формировать  структурные компоненты  системы языка – фонетической, лексической, грамматической. Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении  разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы ( потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки)   и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры  «Расскажи стихи руками»  , пальчиковый театр. Цель  : :   формирование словарного запаса детей дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений. Задачи  : Обучающие  : 1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2. Обогащать, активизировать речь детей. 3. Учить обсуждать содержание потешки, п ословиц, текста пальчиковой игры. 4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль. 5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом. 6. Учить подражать движениям взрослых. Развивающие  : 1. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память. 2. Развивать интерес к  народному творчеству. 3. Развивать чувство ритма,   образное мышление  детей. 4. Развивать внимание, зрительное восприятие. 5. Развивать согласованность движений обеих рук. Воспитательные  : 1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2. Воспитывать любовь ко всему живому. Методы проведения  : 1. Словесный( беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр) ; 2. Наглядный- показ действий. 3. Действия руками ребёнка. 4. Самостоятельные действия ребёнка. Пути и методы реализации  : 1. Правильный образец педагога. 2. Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки. 3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом. 4. Выкладывание ритмических рисунков( семена, крупа, палочки и т. д. ) по образцу и на слух. 5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками. 6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук. 7.   Правильный подбор  мебели, освещения. 8. Гимнастика для глаз. 9. Динамические паузы( чередование нагрузки и отдыха) . 10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента. Ожидаемый результат: Дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; употреблять в речи  сложные предложения; при пересказе пользоваться прямой и  косвенной речью; самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам, пересказывать событиях из  личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам- антонимы. Данные игры способствуют пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, воспитывают внимание, память, развивают мышление. Перспективный план работы с детьми Методические приемы «У Лариски- две редиски» Пальчиковая игра «У Лариски- две редиски» Игра с палочками «Домик»( квадрат, треугольник) Составление рассказа «Моя комната» Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. После составления рассказа зарисовать свою комнату. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов( длинные, короткие) Учить отгадывать загадки. Развивать внимание,   логическое мышление. Продолжать знакомить с моделированием. Формировать интерес к  речевой деятельности, инициативу в решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Игра" загадки- отгадки" Физкультминутка. Игра" Встреча друзей" Игра" Какие бывают слова" . Рисование" Иголки" Заучивание стихотворения Н. Кончаловской. Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах, правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи. Октябрь. Ноябрь. Методические приемы Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо; рисование солнышка. Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию. Учить рисовать округлые и прямые линии. Формировать интерес к речевой деятельности. Игровое упражнение" Кто в домике живет" Физкультминутка" Зарядка" Игра" Подскажи словечко" Игровое упражнение" Соедини правильно" Рисование" солнышко" . Вечер загадок. Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. Материал: предметы на подносе, иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, велосипед- игрушечный, подосиновик( возможна замена картинками) . Знакомство с многообразием слов, игра" Подскажи словечко" , нахождение несоответствий в рисунках Знакомить с протяжностью слов. Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить несоответствие в рисунке. Игровое упражнение" Соедини правильно" Игра" Подскажи словечко" Физкультминутке" Встреча друзей" Игровое упражнение" Найди ошибку художника" Заучивание стихотворения Н. Саконской. Предложить детям спеть стихотворение, подобрать нужную интонацию. Развивать внимание, музыкальный слух, интонационную выразительность речи. Учить высказывать свое мнение объяснять, почему именно я эту мелодию выбрала для этого стихотворения. Вопросы: А как бы вы поступили? Почему? Откуда берется ягодка? Какого цвета цветок земляники? Методические приемы «Невероятные истории» Предложить детям сочинить какую- нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей «Снежок» Работа над темпом и ритмом речи. Пальчиковая игра «Снежок» Игра «Много снега намело»( Обрывание бумаги) Звук" Ш" ( песенка" ветра" ) , рисование шариков, заучивание потешки. Учить интонационно выделять твердый согласный звук" Ш" в словах. Учить четко и ясно произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой деятельности Игра" Подскажи словечко" Игровое упражнение" будь внимательным" Физкультминутка" Шарик" Рисование" Шарики" Заучивание потешки. Дидактическая игра «Проведи дорожку» Учить детей составлять предложения связанные между собой по смыслу. Побеседовать о семье. Воспитывать желание играть дружно. Декабрь. Методические приемы Звук" Ж" ( песенка жука) , рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко Учить интонационно выделять звук" ж" в словах. Закреплять умение делить слова на слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно- образное. Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Игра" загадки и отгадки" Игровое упражнение" раздели правильно" Игровое упражнение" Будь внимательным" Физкультминутка" Жуки" Рисование" Желуди" Звуки" Ш- Ж" , рисование дорожек, повторение стихотворений. Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки" Ш- Ж" в словах. Продолжать знакомить с термином" звук" . Развивать поэтический слух. Формировать избирательность зрительного восприятия, интерес к речевой деятельности. Развивать графические навыки. Игровое упражнение" Помоги животным найти свой вагон" Игра" Подскажи словечко" Физкультминутка Игровое упражнение" Соедини правильно" , " Повторяем стихи" «Мои любимые животные» Работа над темпом и ритмом речи. Пальчиковая игра «У оленя» Рисование «Мои любимые животные». Январь. Февраль. Методические приемы Драматизация сказки «Колобок» Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы  сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству. Составление рассказа о зиме. Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей «Весёлый Снеговик» Работа над темпом и ритмом речи. Пальчиковая игра «Ладушки – ладошки» Игра «Много снега намело»( Обрывание бумаги) . Звук" Ц" , рисование огурцов, заучивание стихотворение Г. Сапгира. Учить различать и произносить твердый согласный звук" Ц" в словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой деятельности. Чтение рассказа А. Максакова" Цыпленок Цып" Игра" Закончи предложение" Физкультминутка" Игровое упражнение" Цапля" Рисование" Огурцы" . Методические приемы Заучивание чистоговорки. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. «Мимоза для мамы» Работа над темпом и ритмом речи. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. Пальчиковая игра «Цветочек» Рисование «Мимоза для мамы» Дидактическая игра «Огород» Учить активно сопровождать свою деятельность речью, развивать внимание. Импровизация( собираем овощи в корзины) . «Дружба» Работа над темпом и ритмом речи. Пальчиковая игра «Дружба» Игра «Шоферы» Март. Апрель. Методические приемы Звуки « Л- ЛЬ », рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. Учить называть первый звук в словах. Развивать активную речь детей, отвечать на вопросы строками из стихотворения, передавать свое отношение к окружающему. Развивать графические навыки. Рисование" Неваляшка" Игра" Подскажи словечко" Физкультминутка. " Мы немножко рисовали" Игровое упражнение" Раздели правильно" Заучивание стихотворения Заучивание стихотворения А. Кочергиной Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание. Воспитывать интерес к художественному слову. МЬ" , рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками" М- МЬ" . Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах. Учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки, развивать графические навыки. Заучивание стихотворения Рисование" Мишка" Физкультминутка Игровое упражнение" Раскрась правильно" Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка» Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по формированию интереса книге. Методические приемы Составление необыкновенной,   интересной истории  о лесных жителях весной. Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. Использование картинок с дикими животными для составления рассказа. Звуки" г- к" , закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки" Г- К" . Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь. Игровое упражнение" Раскрась и обведи правильно" Игровое упражнение" Соедини правильно" Физкультминутка" Пальчики" Игра" скворечник" Заучивание стихотворение. «Чудесный вечер» Вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год. Перспективный план работы самообразованию: 2.  Разработка конспектов и проведение занятий  . 1. Проведение Н ОД в соответствии с рабочей программой. Внедрение в практику: 1. Составить конспекты занятий по развитию связной речи у дошкольников. 2. Семинар- практикум для родителей «Развиваем пальчик и- улучшаем речь». 3. Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама». 4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. БЕСЕДЫ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ Конспект занятия- беседы «Вредная и полезная пища» Цель:  формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Формировать знания детей о правильном и рациональном питании. 2. Познакомить детей с понятием «витамины». 3. Воспитывать у детей желание и потребность быть здоровым. Материал:  иллюстрации овощей и фруктов, вредной пищи, кукла, тарелочки( зеленая и красная) Ход беседы. Дети сидят полукругом на стульчиках. - Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша, а пришла она не просто так, а спросить у нас совет. У ее младшей сестренки разболелся живот, потому что она съела целую коробку конфет. Ребята, можно ли съедать целую коробку конфет за раз? ( Нет, нельзя. ) - Давайте вместе с вами разберемся, какая пища полезная, а какая вредная и подскажем Маше, как вылечить сестренку. - Ребята, как вы думаете, зачем человеку нужна еда? ( Чтобы расти, быть сильным и здоровым) . Если дети затрудняются ответить, задать наводящие вопросы. - Как вы думаете еда нужна чтобы расти? А чтобы быть сильными и здоровыми? - А вся ли еда полезна для нашего здоровья. ( Нет, не вся еда полезна для здоровья) . - Да вы правы. Тогда скажите, какие полезные продукты вы знаете? ( Овощи, фрукты, каша) . - Да эти продукты очень полезны, потому что в них находятся витамины. Сейчас я расскажу, какие витамины для чего нужны. Витамин А важен для зрения. Он содержится в моркови, рыбе, сладком перце, яйцах, петрушке. Витамин В нужен нашему сердцу. Он находится в мясе, молоке, орехах, хлебе, курице, горохе. Витамин С помогает бороться с простудой. Он содержится в цитрусовые( апельсинах, лимонах, капусте, луке, редисе, смородине. Витамин Д помогает укреплять наши кости. Он находится в рыбе и рыбьем жире. Воспитатель показывает называемые продукты на картинках. - Вот сколько много полезных продуктов я назвала. А теперь подумайте, шоколадки, чипсы, газированная вода это полезные продукты? ( Нет, это вредные продукты) . - Да, ребята, эти продукты вредны для здоровья. Если много их есть можно заболеть, как сестренка Маши. - Теперь, дети, давайте немного поиграем. У меня на столе есть зеленая тарелочка и красная. В зеленую мы положим полезные продукты, а в красную вредные. Воспитатель приглашает детей к столу где заранее разложены картинки с продуктами. Дети берут по две картинки, по- очереди подходят к столу, решают в какую тарелку положить картинки. Когда все картинки разложены, дети садятся на стульчики. Воспитатель вместе с детьми разбирает, правильно ли разложены картинки, если нет, просит детей объяснить почему, мотивирует детей давать полный ответ. Если ребенок не может сформулировать полный ответ, воспитатель помогает ему и просит повторить. - Молодцы, ребята, теперь Маша и мы узнали, какие продукты полезны для нашего здоровья, а какие наоборот вредные. Маша говорит вам «спасибо» за помощь, она обязательно передаст своей сестренке, что нужно есть, чтобы быть здоровым и не болеть. Конспект занятия- беседы по ОБЖ «Шалости с огнём» Цель: ознакомление детей с опасностью, возникающей из- за неправильного обращения с огнём. Материал: свеча, сюжетные картинки. Ход занятия. Воспитатель зажигает свечу, тем самым привлекая внимание детей. - Ребята, идите сюда, посмотрите, что это такое? ( свеча, огонь, и т. д. ) . Правильно. Посмотрите, как он горит ровно, спокойно. Давайте красиво сядем и посмотрим на наш огонёк. Ребята, как вы считаете, какого он цвета? ( красный, желтый, оранжевый и т. д. ) . Ребята, он разноцветный. Как вы думаете, ребята, для чего нужен огонь? ( для того, чтобы было тепло, светло, для приготовления пищи и т. д. ) . Молодцы, ребята, вы знаете, для чего нужен огонь. Но, кроме того, что огонь полезен, он ещё и очень опасен. Как вы думаете, чем опасен огонь? ( пожар, дым) . Посмотрите, что может случиться даже от маленького огонька( воспитатель зажигает маленький лист бумаги) . Видите, как огонь легко сжёг бумагу? Так же легко огонь может сжечь целый дом. Физминутка. В детском садике ребятки Могут ловко встать на пятки, Пошагать, и покружиться, Влево, вправо наклониться, Снова встать – и потянуться. И друг другу улыбнуться. - А сейчас давайте посмотрим на картинки. Что на них изображено? ( Буратино, спички, огонь, и т. д. ) . - Как вы думаете, ребята, что случилось? - Почему могло такое случиться? - Правильно ли ведёт себя Буратино? - Ребята, для того, чтобы избежать беды, нужно запомнить несколько правил обращения с огнем: 1. Не играй со спичками и зажигалками! 2. Не бросай в костёр незнакомые предметы! 3. Не подбирай и не нагревай незнакомые предметы! 4. Никогда не прячься при пожаре! 5. Свечи, хлопушки, бенгальские огни опасны! 6. Если в комнате пожар, выбирайся из неё, зови взрослых! Запомните эти правила, ребята, и расскажите своим друзьям. И тогда беды не случится. Конспект совместной деятельности педагога с детьми — беседы. Тема: «Умение жить дружно» Цель: Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях. Задачи: 1. Формировать представления детей о дружбе, умение распознавать настроение и чувство других, умение определять и различать эмоции. 2. Развивать разговорную речь детей, фантазию, продуктивную деятельность, обогащать словарный запас. 3. Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживание, желание придти на помощь. Предварительная работа: Чтение р. н. с. " Теремок" , занятия по теме: " Мои друзья" , " С чего начинается дружба" , дидактическая игра" Помоги зайчику" , пальчиковая игра" Домик" , театрализация сказки" Теремок" , раскрашивание героев сказки, показ настольного театра" Теремок" . Словарная работа: друзья, грустный, веселый. Ход беседы: Воспитатель обращает внимание детей, на то, что в группе кто- то плачет. ( Дети находят мишку) . Воспитатель спрашивает у медведя, что у него случилось? Медведь: Стоял домик расписной Он красивый был такой. По полю, зверюшки шли, Остались в доме жить они. ДДружно жили, не тужили, ППечку в домике топили. ЯА я домик развалил. ЧЧуть друзей не раздавил. Воспитатель: Дети вы догадались, из какой сказки к нам пришел медведь? А какие зверюшки жили в теремочке? ( Воспитатель побуждает детей вспомнить ход сказки) . Пересказ сказки с использованием наглядного пособия" Теремок" . Воспитатель: Дети посмотрите на медведя, и скажите, какое настроение у него стало, когда он сломал теремок. Воспитатель: Очень расстроился медведь, что раздавил теремок. Как вы думаете, какой поступок совершил медведь( Плохой, он сломал домик) . Что же делать? Как нам быть? ( Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок) . Дети предлагают свои варианты постройки дома- построить из строительного набора, нарисовать. II. Пальчиковая игра: " Домик" «Тук- тук» молотком!  ( стучат кулачком о кулачок) Друзья строят новый дом! Крыша большая  –( дети поднимают руки вверх) Вот такая! Окошки большие  –( раздвигают руки широко в стороны) Вот такие! Друзья строят целый день  ( стучат кулачком о кулачок) Строить дом совсем не лень. Позовут они гостей  ( дети «зовут», махая рукой к себе) Будет в доме веселей! ( хлопают в ладоши) III. Продуктивная деятельность. Воспитатель предлагает детям построить новый теремок для зверей. Дети выбирают по желанию, из какого материала будут строить. Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение стало у мишки после того как мы построили новый теремок? В новом теремке всем место хватило. Предлагаю вам дети, показать какой у нас получился теремок. IV. Подвижная игра: Теремок" В чистом поле теремок Был ни низок, не высок. ( Присели, встали, руки вытянуты) Звери разные там жили, Жили дружно, не тужили. ( Поклон) Там и мышка  ( Руки перед собой, бег на носочках) И лягушка, ( Присели) Зайчик  ( Прыжки) С лисонькой- подружкой  ( Повертели" хвостиком" ) Серый волк- зубами щелк  ( Показали руками" пасть" ) В дружбе знали они толк. ( Поклон) Но набрел на теремок Мишка косолапый  ( Изобразить мишку) Раздавил он теремок Своей огромной лапой  ( Кулачок об кулачок) Звери очень испугались, Поскорее разбежались  ( Бег по кругу) А потом собрались снова Чтоб построить терем новый. ( Собираются в маленький круг и обнимают соседа) . V. Итог беседы. Воспитатель: Что помогло нам построить теремок? Дети: Дружба. Воспитатель: Правильно. Дружба всегда побеждает. Дружным быть, значит помогать друг другу. Беседа о зиме Цель. Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях. Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениям. Воспитывать любовь к природе. Материал. Ёжик, белка( игрушки, зимние картинки) . Ход беседы. Воспитатель. Сегодня мы поговорим о зиме. К нам в гости пришли белка и ежик. Подумайте и скажите: что делает ежик зимой? Дети. Ежик зимой спит. Воспитатель. А белки спят зимой? Дети. Нет, они зимой не спят. Воспитатель. Ёжик проспал всю зиму и не знает, как выглядит зимний лес. Он попросил белку рассказать ему об этом. Но белочка ещё не научилась хорошо рассказывать, и ежик ничего не понял. Давайте поможем белочке вспомнить, а ежику узнать, что происходит зимой в природе. Как сказать про зиму: какая она? ( Снежная, морозная, холодная. ) Какой снег? ( Белый, пушистый, холодный, мягкий. ) А если была оттепель, что стало со снегом? ( Снег стал влажный и липкий. ) Как выглядит снег в солнечный день? ( Снег блестит и сверкает на солнце. ) Какая погода была зимой? ( Было холодно, морозно, часто выпадал снег. ) Что происходит зимой с реками и озерами? ( Реки и озера зимой покрываются льдом. ) Как выглядит зимой деревья и кустарники? ( На деревьях и кустарниках нет листьев, ветки засыпаны снегом. ) Какие деревья остаются зимой зелеными? ( Сосна и ель) . Много ли птиц зимой в лесу? ( Нет, они держатся поближе к домам, где живут люди. ) Чем занимаются дети зимой на прогулке? ( Катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика. ) Каждый вопрос и ответ сопровождаются соответствующей иллюстрацией. Физкультминутка. Посмотрите – за окном Белые дорожки ( обзорный жест рукой) . Все равно гулять пойдем!  ( Шагают на месте. ) Наденем на ножки ( наклонились, указывают на ноги) Теплые сапожки. Этот с правой ножки ( «надевают сапожок» на правую ногу) , Этот с левой ножки ( «надевают сапожок» на левую ногу) . На ручки – рукавички ( руки вверх) , Теплые сестрички ( Крутят ладошками) . В эту правый кулачок ( показывают) , В эту левый кулачок ( показывают) . Пальтишки меховые ( «надевают пальто») , Сапожки пуховые ( указывают на сапоги, наклон) . Дидактическая игра «Игра в загадки» Воспитатель: Вы сейчас будете отгадывать загадки. Я загадываю загадки про зиму. За отгадывание вы получаете по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Загадки. 1.   Мягкий он, а не подушка, Липнет он, а не пушок, Он холодный, как лягушка А согреешь – ручеек. ( с нег) 2.   Не драгоценный камень, А светится. ( л ед) 3.   Художни к- невидимка По городу идет: Всем щеки нарумянит, Всех за нос ущипнет. ( м ороз) 4.   Я прихожу с подарками И яркими огнями. На новый год – я главная. ( ё лка) 5.   Морковка бела Все зиму росла. ( с осулька) 6.   И не снег, и не лед, а деревья одевает. ( и ней) 7.   Что за белый человек Пробрался на наш садик. Шапка – ведерко, нос – морковка Боится солнца и тепла. ( снеговик) 8.   Вот так загадка! Глянешь – летает, На нос присядет – сразу растает. ( снежинка) . Воспитатель. Хорошая беседа сегодня у нас получилась? ( да) . А кто же к нам сегодня в гости пришел? ( ежик, белка) . Молодцы! КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ «ГОВОРИ НАОБОРОТ» Цель:  развитие мышления, активизация словарного запаса. Ход: Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый- грустный быстрый- медленный красивый- безобразный пустой- полный худой- толстый умный- глупый трудолюбивый- ленивый тяжелый- легкий трусливый- храбрый твердый- мягкий светлый- темный длинный- короткий высокий- низкий острый- тупой горячий- холодный больной- здоровый широкий- узкий «НАОБОРОТ» Цель:   совершенствовать умение детей подбирать к словам антонимы. Ход: - Подбери к словам противоположные слова. «Большой – маленький»- Сравни предметы по величине. ОБРАЗЕЦ: КОШКА большая, а КОТЁНОК маленький СЛОН большой, а МЫШКА. . . СТОЛ большой, а СТОЛИК. . . РЕБЁНОК маленький, а ВЗРОСЛЫЙ … АРБУЗ большой, а ЯБЛОКО. . . ЧЕМОДАН большой, а СУМКА … ГОРОД большой, а ДЕРЕВНЯ. . . МОРЕ большое, а ОЗЕРО. . . ГРЯДКА маленькая, а ПОЛЕ. . . ТУЧА большая, а ОБЛАЧКО. . . «Длинный – короткий»- Сравни предметы по длине. ОБРАЗЕЦ: У КРОКОДИЛА ХВОСТ длинный, а у ЗАЙЦА короткий У ЖИРАФА ШЕЯ длинная, а у БЕГЕМОТА. . . У ДЕВОЧКИ ВОЛОСЫ длинные, а у МАЛЬЧИКА. . . ВЕРЁВКА длинная, а ЛЕНТА. . . У СТРАУСА НОГИ длинные, а у ПИНГВИНА. . . ШОРТЫ короткие, а БРЮКИ. . . ЗИМОЙ ДЕНЬ короткий, а ЛЕТОМ. . . ГОД длинный, а ДЕНЬ. . . ПОЛЕНО короткое, а БРЕВНО. . . « Высокий – низкий»- Сравни предметы по высоте, правильно подбери слова к предложениям. ОБРАЗЕЦ: ЁЛКА высокая, а ЗЕМЛЯНИКА низкая ФОНАРЬ высокий, а ЗАБОР. . . ДОМ высокий, а ИЗБУШКА. . . БЕГЕМОТ низкий, а ЖИРАФ. . . СОСНА высокая, а КУСТ … ХОЛМ низкий, а ГОРА. . . ОДИН БЕРЕГ высокий, а ДРУГОЙ. . . КУСТ высокий, а ТРАВА. . . ШКАФ высокий, а СТОЛИК. . . ФИКУС высокий, а КАКТУС. . . «Узкий – широкий»- Какие предметы шире, а какие уже. ОБРАЗЕЦ: ДОРОГА широкая, а ТРОПИНКА узкая. ЛЕНТА узкая, а ПОЛОТЕНЦЕ. . . РЕКА широкая, а РУЧЕЁК. . . ПРОСПЕКТ широкий, а ПЕРЕУЛОК. . . КОРИДОР узкий, а КОМНАТА. . . ЮБКА узкая, а ПЛАТЬЕ. . . ТУФЛИ узкие, а БОТИНКИ. . . КОВЁР широкий, а ПОЛОВИЧОК. . . МОСТ широкий, а МОСТИК. . . «Тонкий – толстый»- Сравни предметы по толщине. Какой предмет тоньше, а какой толще. ОБРАЗЕЦ: Бегемот ТОЛСТЫЙ, а змея ТОНКАЯ. СУК толстый, а ВЕТКА … БРЕВНО толстое, а ПАЛКА … ГУСЕНИЦА толстая, а ЧЕРВЯК… НИТКА тонкая, а ВЕРЁВКА … КАНАТ толстый, а ВЕРЁВКА … У ОБЕЗЬЯНЫ ХВОСТ тонкий, а у ЛИСЫ… ДУБ толстый, а БЕРЁЗА. . . КОЛБАСА толстая, а СОСИСКА. . . КАРТОН толстый, а БУМАГА. . . КАРАНДАШ тонкий, а РУЧКА. . . КНИГА толстая, а ЖУРНАЛ. . . « Легкий – тяжелый»- Сравни, кто легче, а кто тяжелее. ОБРАЗЕЦ: АРБУЗ тяжёлый, а СЛИВА легкая. КОВЁР тяжёлый, а КОВРИК … ПОДУШКА лёгкая, а ОДЕЯЛО. . . ОБЛАКО лёгкое, а ТУЧА. . . ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК лёгкий, а КИРПИЧ… ПЛАТЬЕ лёгкое, а ПАЛЬТО. . . СТУЛ лёгкий, а ДИВАН. . . КНИГА тяжёлая, а ТЕТРАДЬ. . . БЕГЕМОТ тяжёлый, а ВОРОБЕЙ. . . ВЕДРО тяжёлое, а БЛЮДЦЕ. . . КАМЕНЬ тяжёлый, а ЯБЛОКО. . . ЩЕНОК лёгкий, а СОБАКА. . . «КАКИЕ ИГЛЫ БЫВАЮТ» Цель:   дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. Ход: — Какие иглы вы знаете?  ( Швейные, сосновые, еловые, медицинские) . Чем похожи все иголки?  ( Они острые, тонкие, колючие. ) — Какой иглой мы шьем и вышиваем?  ( Швейной) .  Что шьют швейной иглой?  ( Одежду) .   Что делают медицинской иглой?  ( Укол. ) Есть у ежика и елки Очень колкие иголки. В остальном на елку еж Совершенно не похож. — Где живет еж? Для чего ему нужны иголки?  ( Защищаться) .  От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа: —  Что ж ты, еж, такой колючий? —  Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи. — Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку? — Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он. . .  ( колючий) . Лиса потрогала ежа и. . .  ( укололась) ». — У папы- ежа иголки длинные и толстые, а у ежат. . .  ( короткие и тонкие) . Иглы на елке еловые, а на сосне. . .  ( сосновые) . Отвечай поскорей, какие из них длинней? — Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика. «КОГО МОЖНО ГЛАДИТЬ» Цель:   познакомить детей с многозначным глаголом «гладить». Ход: — Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить?  ( Зайчика, котенка, ребенка. )  А что можно погладить?  ( Брюки, платье, юбку. )   Как одним словом все это назвать?  ( Одежда. ) Глажу платье утюгом, А кота и кошку, Что гуляют под окном, Глажу я ладошкой. — Что делает котенок, когда его гладят?  ( Мурлычет, выгибает спинку. )  У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана. . . «ШИШКА» Цель:   познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка». Ход: Что растет на елке? Шишки да иголки. Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле, А на лбах у ребятишек Никому не нужно шишек. — Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором? — Подбери к слову «шишка» складные слова ( «малышка», «мышка», «мишка». . . ) .  Вспомните стихотворение про мишку.  ( «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет». ) — Про кого эта загадка? « Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». ( Белка. ) Белка- шалунья сидела на елке, Бросила шишку прямо на волка. Ох, какая она шалунишка! У волка на лбу сразу выросла. . . ( шишка) . «НАЙДИ РУЧКУ» Цель:  учить детей составлять предложения с многозначным словом «ручка». Ход: Воспитатель здоровается с детьми и начинает гладить утюгом. - Чем беру я утюг?  ( рукой, ручкой) , а за что я держу утюг?  ( за ручку) . - У меня рука большая, а у вас?  ( маленькая) .  Как мы называем ласково руку ребенка?  ( ручка) .  Какие еще предметы называются словом «ручка» ( ручкой пишут) . Ответьте мне, что я делаю: кладу ручку на стол, беру чашку, держу ее за ручку. Дети отвечают: кладете, берете, держите. Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте?  ( ручка у двери, сумки, сковородки, холодильника, шкафа, посуды и т. п. ) . Закончите предложение, которое я начну. Ручкой можно. . .  ( писать) .  Ручку можно на стол. . .  ( положить) .  За ручку можно чашку. . .  ( держать, брать, взять) .  У кастрюли две. . .  ( ручки) . Для чего нужна ручка? Вспомните, что я сказала, когда пришла к вам ( сказала: «здравствуйте», поздоровалась) .  А теперь что я делаю?  ( прощается, машет ручкой, говорит «до свидания! ») «НАЙДИ НОЖКУ» Цель:  упражнять детей в составлении предложений с многозначным словом «ножка», понимать разные значения этого слова. Ход: Воспитатель говорит детям, что она знает еще одно слово, которым называют разные предметы. Это слово «ножка». — А теперь назовите, что мы называем слоном «ножка» ( ножка у стула, стола, ди вана, шкафа, у куклы ножка, у гриба) . Скажите про свою ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите ( «У стула сломалась ножка», «У стола ножки крепкие», «У гриба ножки бывают толстые и тонкие») . Кто больше назовет предметов, у которых есть ножки? «ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ» Цель:  упражнять детей в понимании и объяснении сложных слов. Ход: - Объясните, почему так называется. Рыболов ( рыбу ловит) , листопад ( листья падают) , пчеловод ( пчел разводит) , ледоход ( лед ходит, идет) , землекоп( землю копает) , самокат ( сам катается) , пешеход ( ходит пешком) , вездеход ( везде ходит) . «ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ» Цель:  активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. Ход: — Что можно делать в лесу?  ( Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать. )  Что можно делать на реке?  ( Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке( катере, теплоходе) , ловить рыбу. ) После этого предлагается сюжет: собрались в лес – отдыхали – собирали грибы, ягоды; пошли на речку – купались – загорали – весело отдохнули. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель:  совершенствовать умение подбирать глаголы, обозначающие окончание действий. Ход: Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и. . .  ( пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку) . Коля оделся и. . .  ( пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу) . Зайчик испугался и. . .  ( спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь) . Ира обиделась и. . .  ( заплакала, не стала разговаривать с детьми) . Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией. «КАРТИНКИ – ЗАГАДКИ» Цель:   учить детей описывать нарисованные предметы, узнавать предметы по харак терным признакам; активизировать словарь( в соответствии с подбором предметов, используются имена существительные, глаголы, прилагательные) . Дидактический материал:  картинки с предметами( «Детское лото») Игровые правила:   Описывать и угадывать предмет. Ход: Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов( можно использовать картинки от детского лото) . Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ. «КТО ИЛИ МОЖЕТ ЭТО ДЕЛАТЬ? » Цель:  продолжать учить детей к глаголам подбирать имена существительные, активизировать словарь именами существительными. Ход: - Кто или что может это делать? Бегать —. . . скакать —. . . летать —. . . плавать —. . . ползать —. . . катиться —. . . стоять —. . . «ОДИН – МНОГО» Цель:   упражняться детей в образовании множественного числа названия домашних и диких животных. Ход: кошка- кошки собака- собаки корова- коровы лошадь- лошади котенок- котята щенок- щенки теленок- телята жеребенок- жеребята заяц- зайцы лиса- лисы волк- волки медведь- медведи зайчонок- зайчата лисенок- лисята волчонок- волчата медвежонок- медвежата «ЧТО ЭТО? » Цель:   формировать умение относить определенный предмет к определенному понятию. Ход: Воспитатель называет предмет, ребенок должен правильно соотносить к понятию: - кофта, халат, шуба, рубашка – это… ( одежда) ; - сапоги, тапочки, сандалии, чешки, валенки – это… ( обувь) ; - стол, стул, диван, шкаф – это… ( мебель) ; - линейка, ручка, карандаш, тетрадь – это… ( школьные принадлежности) ; - чашка, тарелка, вилка, кастрюля – это… ( посуда)   и т. д. Так же для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, мы используем такие игровые приемы: «Чудесный мешочек», «Что спрятано? », «Угадай на ощупь», «Парные картинки», «Кому что нужно? »,   «Один – много», «Лото» и т. д. В этих играх мы закрепляем в речи детей правильное употребление существительных единственного и множественного числа в разных падежах.   Активный словарный запас пополняется не только названиями предметов, но и определением их состояний, признаков( цвет, форма, величина, вкус) , действий людей и животных( идет, бежит, спит) ; м естоимениями( я, ты, мой) и предлогами( в, на, с, под) и др. С этой целью проводим игры «Угадай, где находится? », «Скажи одним словом», «Скажи какой? », «Что делает, что делают? », «Жадина», «Скажи наоборот», и др. Обогащение словаря создается за счет изменения слова, овладения его различными формами: уменьшительно- ласкательными, степенями сравнения и пр. Для этого можно провести игры: «Скажи ласково», «Скажи по- другому», «Чем отличается? ». Словесные дидактические игры такие как «Угадай по описанию», «Я начну, а ты продолжи», позволяют ребенку услышать от педагога образец описания предмета и способствуют не только формированию отчетливых представлений о нем, но так, же обогащению и активизации словаря детей. Дети учатся отнесению конкретных предметов к обобщающим словам с помощью настольно- печатных игр: разнообразные лото, «Назови одним словом», «Четвертый лишний». Систематически выполняя указанные задания, дети, учатся пользоваться приобретенными знаниями, т. е. отбирать из всех своих знаний о предмете или явлении в каждом случае те, которые нужны для наиболее точного решения стоящей задачи. Методика проведения дидактических игр на развитие словаря Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, она не изолирована от других форм и средств воспитания и обучения. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят: - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов( речь, память, внимание, мышление) ; - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры, где дети могут спокойно играть; определение количество играющих; - подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; - подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; - подготовка к игре детей: обобщение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни. Проведение дидактических игр включает: - ознакомление детей с содержанием игры; с дидактическим материалом, который будет использован в игре; - объяснение хода, а правила игры. Про этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил; - показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату; - определение роли воспитателя в игре, его участие в роли играющего, болельщика или орбита. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих; - подведение итогов игры. Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые рассказывают содержание игры и поведение персонажей, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. При помощи словесных пояснений, указаний, создание образных представлений воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, расширяет опыт. Одновременно он способствует развитию речи детей, обогащению их словаря, овладению разнообразными формами речи. Многие так называемые «словесные игры» проводятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игр ы- загадки, игры на противопоставления, на классификацию и другие. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. Лексические упражнения Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребёнка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образцом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательно усвоения такова знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. По мере развития ребёнка роль языка расширяется, значение его как средства развития увеличивается. Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которы х- расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений: 1. а) Подбор эпитетов к предмету; б) Узнавание по эпитетам предмета. 2. а) Подбор к предмету действий( глаголов) . ( например: ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья гоняет, парус надувает. ) б) П одбор к действиям предмета, ( например: На небе сверкает, землю согревает, освещает. Что это? - Солнце) в) П одбор объектов к действию. ( Кто и что плавает? Кто и что летает? ) 3. Подбор обстоятельств, ( например: Учиться можно как? - х орошо, лениво, долго и т. п. ) Нюансы смысла слова: домик, дом, домище. Детям предлагают составить с этими словами фразы. Вставление детьми пропущенных слов. Распространение предложений( например: Садовник поливает. . . ( Что? Где? Когда? Зачем? ) ) Надо обращать внимание на правильность построения предложения. Добавление придаточных предложений. Воспитатель читает главное предложение, а дети добавляют придаточное. Составление из частей целого предмета, т. е. берётся предмет и определяются его составные части( например: дерево- ствол, ветки, листья и т. д. ) . 9. Составление предложений с определенным словом. Составление предложения с несколькими данными словами. Отгадывание и составление загадок. Заучивание и произношение скороговорок. Классификация предметов. Объяснение слов. Детям предлагаются слова для объяснения, лишь обозначающие абсолютно знакомые им предметы и явления. Воспитатель должен замечать новые слова и выражения, появляющиеся в речи детей впервые, стараться возвращаться к ним, употреблять их самому и приводить детей к их употреблению, содействовать тому, чтобы слово мало- помалу переходило из пассивного запаса в активный. Целями обогащения и активизации словаря служит также занятия по рассматриванию сложных картин. Обобщая ответы детей, педагогу целесообразно использовать различные образные средства, которые впоследствии помогут детям характеризовать содержательную и эмоциональную стороны изображенного. Для уточнения представлений об окружающем и активизации словаря проводятся занятия в виде дидактических игр( «Лето- Осень», «В сад у- на огороде» и т. д. ) и бесед( о зиме, весне) . При беседах с детьми в рассказах детей следует отмечать каждое, меткое слово, предлагать заменять слова, мало удачные более подходящим, придумывать новые эпитеты, избегать повторений и т. д. Хорошо после прочитанного рассказа спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поощрять их спрашивать о значении непонятных слов. Дети, с которыми много и сознательно говорят люди вдумчивые, развиваются быстрее, и говорят лучше. Игра «Подберите эпитеты к словам» Снег( белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д. ) Родитель( вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д. ) Ветер( сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д. ) Ребенок( веселый, добрый, радостный и т. д. ) Игра «Назови предмет» Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. Перебрасывая мяч  различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч капитану корабля. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него. 1. Что бывает круглым? ( мяч, шар, сыр…) 2. Что бывает длинным? ( шарф, пальто, шнурок…) 3. Что бывает гладким? ( стекло, зеркало…) и т. д. КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ Игра «Давайте познакомимся! » Цель:  закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова. Оборудование: кукла. Ход игры. К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться. Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла. Давай познакомимся, меня зовут Людмила Геннадьевна, а тебя? Очень приятно! ». Дети по одному подходят к кукле и называют свое имя. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы. Игра «Оцени поступок». Цель:  развивать представления детей о добрых и плохих поступках с с опорой на сюжетные картинки; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать доброжелательность и чуткость у детей. Оборудование:   сюжетные картинки. Ход игры Дети играют в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети рассматривают картинку, описывают, что видят и оценивают поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки куклу, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя». Игра «Как зовут членов семьи». Цель:  закреплять умение детей четко называть всех членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье. Ход игры Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Мариной, папой Димой, братом Женей. У меня есть бабушка Люда, бабушка Лена, дедушка Миша и дедушка Гена». Проблемная игровая ситуация, направленная на формирование культурно- гигиенических навыков средней группе Цель:   владеет культурно- гигиеническими навыками, знает предметы личной гигиены и их назначение. Задачи: - продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены, уточнить знания детей об элементах личной гигиены; - приобщить к фольклору. - развивать свободное общение со взрослыми и детьми, навыки устной речи; - продолжать формировать умение связно, последовательно отвечать на вопросы воспитателя; Обогащение словаря: чистюля, душистое. Активизация словаря: предметы личной гигиены. - воспитывать культурно- гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным; - вызвать положительные эмоции у детей и создать хорошую позитивную атмосферу в группе. Виды деятельности:  коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная, познавательная. Методы и приемы: Наглядный: демонстрация умывания куклы. Словесный: вопросы к детям, беседа, пояснение, объяснение, указание, использование потешек. Практический: поисково- практические действия. Игровой: создание игровой ситуации, игры. Материалы:   предметы туалета, тазик с водой, кукла. Предварительная работа:  чтение художественной литературы: « Мойдодыр » К. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, игра «Чудесный мешочек», заучивание потешек, ежедневное пользование предметами туалета. Ход занятия: Дети проходят в группу и видят на полу маленькие грязные следы. В: Ребята, смотрите, пока нас не было, в группу кто- то приходил и натоптал. Кто же это к нам приходил? Давайте, посмотрим, куда ведут следы? Идут по следам и находят куклу Катю( кукла знакома детям по другим занятиям) . Кукла Катя грязная. В: Ребята, кто это к нам пришел? ( ответы детей) . Давайте поздороваемся с ней! ( приветствуют) . В: А Катя такая же красивая, как всегда к нам приходит? Д: Нет. В: А какая она сегодня? ( ответы детей хоровые и индивидуальные) . Воспитатель помогает: «Как можно одним словом сказать, кто она? Катя сегодня похожа на грязнулю! В: Ребята, а вы хотели бы играть с грязнулей? Д: Нет! Нет! В: Ребята, как вы думаете, что нужно сделать Кате, чтобы стать чистой? Д: Умыться! Причесаться! ( Хоровые и индивидуальные ответы) . В: Правильно! Поможем Кате? Научим ее правильно умываться и пользоваться предметами личной гигиены? Д: Да! Да! В: Ира, а Катя может вытереться твоим полотенцем? Д: Нет! У каждого должно быть свое. В: Правильно! Полотенц е- это предмет личной гигиены, и у каждого должно быть свое полотенце. А какие еще вы знаете предметы личной гигиены? Д: Расческа, зубная щетка. В: Правильно! Давайте подарим их Кате! Что мы подарили? ( предметы личной гигиены) . А теперь давайте покажем, как правильно надо умываться! Что сначала необходимо сделать, прежде чем включить воду? Д: Закатать рукава Потешка: Закатаем рукава Открываем кран, вода Взяли в руки мыло Чтоб микробов смыло. Моем пальчики, ладошки. Поглядите крошки, Чистые ладошки? В: Варя, помоги, мне пожалуйста, будешь держать Катю, а я ее умою. Встаньте ребята, так, чтобы всем было видно. ( мою) Ребята, а покажите как мы умываем личико. Потешка: Водичка- водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток Чтоб кусался зубок. В: Молодцы, ребята! Кате понравились ваши потешки! Ну и в самом конце, что нужно сделать, чтоб пол оставался сухим? Стряхиваем правильно капельки, замочком. Покажите, как надо стряхивать карельки? И осталось нам ее причесать! Вова, подержи Катю, а я ей сделаю прическу. ( делаю хвост быстро) . В: А пока я ее причесываю, Настя скажи Кате, когда необходимо мыть руки( перед едой, после прогулки, после туалета) . Ира, а сколько раз в день чистить зубы надо? Правильно! Ребята, посмотрите, Катя стала у нас чистой красивой? Д: Да! В: Мы все ей показали и рассказали? Д: В: Ребята, Катя что- то мне говорит( поднести к уху) . Она говорит большое спасибо, что вы из грязнули превратили ее в чистюлю. Давайте дружно скажем «Катя чистюля» Теперь она будет всегда пользоваться предметами личной гигиены и соблюдать правила гигиены. Прощается. Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей» В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны( дикция, темп, произнесение звуков, слов и т. д. ) и в отношении богатство словаря, точности словоупотребления, грамматически правильности, связности. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности. В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимных моментах, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Обучающая роль взрослого наиболее чётко выражается в режимных моментах и на занятиях. Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему отношение взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Общение – это такое взаимоотношение взрослого с ребёнком, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответ ребёнка на его обращение. Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи детей. Задачи разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками. Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения и т. д, а так же в повседневной жизни( режимные моменты, самостоятельная игра) . Воспитатель определяет содержание( что делать) и способы( как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия; при ознакомлении с окружающим – наблюдение, на занятиях с картинками –р ассматривание. В процессе наблюдения за живыми объектами детей знакомят с особенностями  внешнего вида, с повадками, как и что они едят. На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей, воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, если ответы не являются полными, воспитатель всё время дополняет ответы детей, а в случаи затруднения сам ведёт рассказ, призывая детей повторят за ним. В процессе наблюдений следует не только константировать то, что происходит, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство и различия. Для развития речевой активности у детей широко используются картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова в след за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассматривать картинки, но и рассказ о том, что написано в книге. Это развивает память, заставляет ребёнка размышлять. При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации, рисовании, музыке и т. д. , дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. В результате накапливается словарь: существительных, прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный словарь постепенно переходит в активный. В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и воспитателями практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым. Поэтому в ходе занятий надо ставить больше вопросов. Общение со взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения, не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других, привлекают их внимание к чему –л ибо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности. Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребёнок, и повторять за нем все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, который произносит ребёнок. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм, важными являются приёмы договаривания( потешка, стихотворение) и подсказывания нужного слова( ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого- нибудь слова, воспитатель во время помогает ему) . Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей. Консультация для родителей Учим ребенка говорить красиво и с выражением  . Учить ребенка говорить красиво с выражением необходимо с  раннего детства. Как это сделать? Согласитесь, умение красиво говорить – это  немаловажный фактор  успеха в жизни, и этому искусству нужно учиться с самого детства. Умение четко и ясно изъясняться можно и нужно развивать у ребенка с тех самых пор, как он начинает говорить первые в своей жизни слова. На самом деле, научить ребенка красиво, с выражением выступать( читать стихи, играть свою роль в спектакле и т. д. ) перед зрителями – не так уж сложно. Существует несколько простых рекомендаций, которые помогут вам научить ребенка красиво и внятно говорить. Прежде всего, запомни: от того, как вы сейчас постараетесь, в будущем будет зависеть очень многое. Ведь красивая речь ребенка – это не только гордость на утренниках и спектаклях. В дальнейшем – это еще и уверенность ребенка в общении с друзьями и сверстниками, его помощь на любом экзамене, а в дальнейшем – успех на собеседовании при приеме на работу, авторитет как руководителя и т. д. Несомненно, есть ради чего потрудиться. . Итак, чтобы научить ребенка красиво и внятно говорить, нужно: Показать ребенку, как нужно говорить, на собственном примере. Возьмем, например, тот же стих из программы детсадовского утренника. Усадите ребенка в кресло в качестве зрителя, а сами встаньте перед ним, и красиво прочтите стихотворение. Не спеша, с выражением, выдерживая нужные паузы, четко выговаривая слова. Видя своего авторитетного родителя в роли выступающего, ребенок и сам с радостью попытается воспроизвести нечто подобное. Спросите у ребенка, понравилось ли ему ваше выступление, все ли слова он хорошо расслышал. Теперь прочитайте тот же стих, но быстро, тихо и невнятно. Спросите у ребенка, почувствовал ли он разницу, и какой вариант понравился ему больше. Объясните, что если ребенок будет быстро тараторить и плохо выговаривать слова, то зрители ничего не поймут, и такое выступление им не понравится. Внимательно слушайте своего ребенка О чень хорошо, если вы находите время для того, чтобы послушать речь своего ребенка. Слушайте, как он разговаривает, и, если нужно, поправляйте его, подсказывайте  правильное произношение  и ударение, рассказывайте значение слов. Запишите его выступление на диктофон( веб- камеру, камеру телефона и т. д. ) Чтобы ребенок прочувствовал, что и где он делает не так, обязательно дайте ему послушать собственное выступление, записанное на цифровой носитель. После прослушивания вместе с ребенком обсудите, хорошо ли он прочел стихотворение, что в его выступлении было хорошо, а что – не очень. Обязательно найдите, за что похвалить своего оратора. Сплошная критика – это не наш метод. После того, как все замечания учтены, запишите выступление еще раз. Ребенок привыкнет к своему голосу, будет меньше стесняться, и его записи будут с каждым разом все лучше. И не забывайте про похвалу – это огромный стимул к новым свершениям. Предоставьте ребенку свободу выбора Е сли есть такая возможность, то выбирайте стихотворение для выступления вместе с ребенком. Те строки, которые придутся ему по душе, где он будет понимать суть прочитанного, ребенок выучит с гораздо большим удовольствием, чем тот стих, который ему навязали. Читать, читать, и еще раз читать Е сли ваш малыш еще не умеет читать, то читайте ему вслух и как можно чаще. Конечно же, читать стихи и сказки нужно с выражением, интересно, чтобы ребенок на подсознательном уровне впитал то, как нужно правильно говорить, чтобы было интересно слушать. Если ребенок умеет читать сам, то пусть читает как можно больше. И опять же, пусть не просто бубнит себе под нос, а медленно, четко произносит все слова, выдерживает интонацию и паузы. Иногда давайте ребенку передохнуть, и почитайте пару страниц сами. Это будет очень интересно. Хвалите ребенка, замечайте его успехи  . Очень важно, чтобы в процессе обучения ребенок чувствовал вашу поддержку и любовь. Напоминайте ему, какой он молодец, какой он способный ученик, что у него обязательно все получится. Ваша похвала может выглядеть примерно так: – «Мне очень нравится, как ты сегодня читаешь», – «С тобой очень весело читать сказки, ты молодец», – «Сегодня ты постарался, мне особенно понравилась интонация», – «Как приятно видеть тебя с книгой в руках! », – «У тебя приятный голос, мне он очень нравится» и т. д. Это придаст ребенку дополнительную уверенность в  собственных силах. Успехов вам, и пусть у вас всегда будет повод для того, чтобы гордиться своим ребенком! Консультация для родителей: Роль семьи в развитии речи детей. Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родитель просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», не « заплотишь », а «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: « балов` а ться », а не « б` аловаться », «свёкла» а не « свекл` а ». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее  интеллектуальное развитие  человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то вероятно  большое количество  ошибок при письме и чтении. Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т. к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора. Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. Ниже я хочу привести пример того, как проводить домашние задания по развитию речи. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы. Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «подбери словечко»( Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое) . Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате. Следующая игра будет назваться «Вспомни сказку». ( В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси- лебеди», «Белоснежка и семь гномов», « Молодильные яблочки» и др. ) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а»- «Сравни два яблока»( 1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д. ) Аналогичным образом  любо предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи. На прогулке. Вы можете прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица? », «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал? ». На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей( гороховый суп, картофельное пюре) . Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете( «нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д. , часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает») . Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства( цвет, форму, размер, вкус) продуктов( горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д. ) . Задавайте ребенку соответствующие вопросы( «Попробуй, какой получился салат? », «Что мы еще забыли положить в суп? », «Какую морковку выберем? » и др. ) . Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние( летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода( рост, цветение, плодоношение, увядание) . Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух( нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др. ) . На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас. Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало? », «Что поменялось местами? », «Что изменилось? », «Подбери пару», «Кому что подходит? », «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», « Угадай о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д. Не стоит упускать малейшего повода что- то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная( умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения) . При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми … Н о, например, простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозора ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – ребенок молчит, я уж не говорю о содержательной части телепередач. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что- то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая  семейная традиция  отразится не только не речи, но и на ваших отношениях с ребенком. Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут для положительного результата. в се части. Памятка для родителей «Как читать детям». 1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все  интересные игрушки, занимательные бытовые вещи- всё то, что может помешать, ребёнку слушать рассказ или сказку. 2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка. 3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы. 4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны. 5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка. 6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. 7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней. Список использованной литературы  : 1. Ушакова О. С. Программа  развития речи детей дошкольного возраста в детском саду  . М. , 1994. 2. Ушакова О. С.   Развитие речи и творчества дошкольников  : . Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007. 3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. , 2004. 4. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2- е изд. , испр. и доп. Гербова В. В. - М. : Мозаика- Синтез, 2010 г. 5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. с ада. / Под ред. 6. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа»- М. : Мозаика – Синтез, 2014 г. 7. Интернет

Оставить комментарий: