Конспект занятия "Путешествие по России" в средней группе.
Документы для скачивания
Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе «Путешествие по России».
Подготовила воспитатель: Чернышова О. В.
Цель: развитие патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о России;
- формировать уважительное отношение к государственным символам;
- воспитывать любовь к Родине, гражданско- патриотические чувства.
Материалы: наглядно- дидактические пособия.
Предварительная работа: 1) беседы о своём селе, о России, её символике; 2) чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине; 3) Рассматривание альбома с достопримечательностями России и своего родного города.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с гостями и всем, что нас окружает:
Здравствуйте, гости! (Руки к гостям)
Здравствуй, небо, (Руки вверх)
Здравствуй, земля, (Приседают)
Здравствуйте, мои друзья! (Руки вперёд)
Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие россияне! Ребята, а почему я вас так назвала- россияне? ( Ответы детей) Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – РОССИЯ! Давайте вместе повторим это слово – «Россия». А мы с вами граждане России – россияне. Ребятки, ответьте мне, пожалуйста, а как зовут жителей Франции? Во Франции живут? . . . В Испании живут? . . . В Китае живут? . . . В Италии живут? . . . В Германии живут? ! . . . ( Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок символизирующий Россию. Я бы выбрала ромашку (воспитатель берёт в руки ромашку и ею любуется). Белая ромашка – это истинно русский цветок. Вот только РОМАШКА наша грустит …( На доске расположена жёлтая серединка ромашки с грустным личиком, без лепестков) Ах, это же проказник ветер сорвал лепестки с ромашки и раздул их по всей нашей огромной стране. Надо бы Ромашке помочь. Ребятки, поможем Ромашке собрать лепестки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда предлагаю отправиться в путешествие по России, чтобы разыскать лепестки и вернуть их нашей Ромашке. Вы любите путешествовать, а на каком транспорте можно отправиться в путешествие? (Ответы детей: на машине, н а самолете, на поезде, пешком, на корабле, на воздушном шаре. . . . ) Я предлагаю отпра виться в путешествие на поезде, который нас уже ждёт. Но для того, чтобы занять места в салоне, надо приобрести билеты. Цена билета – одна улыбка! (Дети подходят к воспитателю и приобретают билеты)
Остановка № 1: «Широка страна моя родная! » Ребята, а как можно увидеть сразу всю страну? (На глобусе, на карте) А что такое глобус? ( Маленькая модель Земли) Посмотрите, это карта России. ( Карта расположена на мольберте) Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. (Воспитатель обводит указкой территорию нашей страны) . Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться на поезде с одного края нашей страны на другой надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.
Физминутка «Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы- высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх) А мы- ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: Ой, ребятки, кажется, я вижу лепесток Ромашки! (Воспитатель поднимает с пола спрятанный лепесток) . Ура! Мы его нашли и отдадим нашей Ромашке! (Ребёнок прикрепляет на доске лепесток) . Ну, что отправляемся дальше! Поехали!
Мы садимся в самолет, (дети приседают)
Отправляемся в полет! (заводят самолет, встают)
Мы летим над облаками. (руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (машут руками)
Осторожнее: гора! (наклон)
Приземляться нам пора. (приседают)
Остановка № 2: «Государственные с имволы России»
Воспитатель: У каждой страны есть свои государственные символы. А какие государственные символы Вы знаете. (Ответы: герб, флаг и гимн) Что это звучит? ( Это звучит гимн России. ) А что такое гимн? ( Гимн- это главная песня страны) Как надо слушать гимн? (Стоя, не баловаться, не шуметь) Проявляя уважение. Наш гимн написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков. Посмотрите пожалуйста на картинки. Выберите нужный символ. (Флаг России)
Дидактическая игра" Выбери нужное" .
Цель: закреплять зрительное восприятие и знания государственной символики, развивать логическое мышление.
Ход игры: изображены разные флаги, нужно выбрать флаг России. Какие цвета у флага России? (белый, синий, красный)
Воспитатель: Что же за секреты хранят полосы нашего флага? Три полоски флага — это неспроста: Белая полоска — мир и чистота, Синяя полоска — это цвет небес, Куполов нарядных, радости, чудес, Красная полоска — подвиги солдат, Что свою Отчизну от врагов хранят. Что означает белый цвет? - Это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира. А что означает синий цвет? - Это голубое небо, реки и озера. Символ веры и верности; И красный цвет, что означает? Красный- это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля, п обеда, любовь к своей родине. Кроме флага есть еще один государственный символ, который отличает нашу страну от других. Подойдите к столу. Наша задача: из частей нужно собрать одно целое и сказать, что мы собрали.
Игра "Собери картинку"
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Герб России.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите на герб. Что изображено на гербе? Герб – это эмблема государства. Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом- три исторические короны Петра Великого (над головами- две малые и над ними- одна большего размера) ; в лапах орла- скипетр и держава; на груди орла на красном щите- всадник, поражающий копьем дракона" . (Находим с ребятами ещё один лепесток) Продолжаем наше путешествие по России. (На доске иллюстрация с изображением Москвы) Вот мы с вами прибыли в самое сердце России! Ребята, как называется столица нашей Родины?
Дети: Город Москва.
Воспитатель: Ребята, а почему город Москва- это главный город страны? Там живет президент. Как зовут нашего президента? Владимир Владимирович Путин? Что делает президент?
Дети: Он руководит нашей страной.
Воспитатель: Вы правы, В. В. Путин уже много лет управляет страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надежного человека. Посмотрите на портрет нашего президента В. В. Путина. /Показ портрета президента России/. Продолжаем наше путешествие по России.
Станция 3. " Праздничная"
Воспитатель: Ребята, а какой государственный праздник наш народ будет отмечать в мае? 9 мая- День Победы. Правильно, молодцы. День Победы- великий праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех тех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, тех кто подарил нам мир. А как мы с вами можем защищать нашу Родину? ( Делая правильные, хорошие поступки, мы с вами сможем защитить свою Родину)
Давайте поиграем в игру "Защитники Родины". Я буду называть ситуацию, а вы будете поднимать кружок красного или зеленого цвета. Если вы считаете, что мальчики и девочки защищают Родину, поднимаете – зеленый цвет, а если не защищают – красный. Запомнили? Давайте повторим. ( Повторяем)
Ситуации: 1. Мальчик оказывает помощь упавшей девочке.
2. Мальчик оставил открытым кран в доме.
3. Девочка поливает и подвязывает сломанную кем- то ветку дерева.
4. Мальчик бросает найденный на тропинке мусор в урну.
5. Мальчик играл со спичками и поджег квартиру.
6. Мальчик защищает слабую маленькую девочку.
7. Мальчик ломает куст.
8. Девочка обидела мальчика и забрала у него игрушку.
9. Мальчики выясняют отношения мирно, не дерясь.
10. Ребята, увидев, что костер стал разгораться сильнее и подбирается по сухой траве к молодым деревцам, решили тушить его водой, землей и тканью.
(Находим с ребятами ещё один лепесток, ребёнок прикрепляет лепесток на доску и отправляемся в путь)
Воспитатель: Теперь продолжим наше путешествие пешком. В пути нас могут ожидать трудности. Но мы ведь справимся с ними? ! Мы должны быть смелыми, ловкими, сильными и внимательными. Покажите свои ладошки (показывают) Давайте потрем их друг о друга( трут) Что вы чувствуете? (тепло) Ребята, это тепло ваших добрых рук и ваших душ, давайте передадим его друг другу и улыбнемся. Какие вы молодцы! Вот теперь мы обязательно придем на выручку друг другу в пути. ( Дети путь начинают шагом на месте, а потом по канату, представляя переход реки по упавшему дереву в грозу. Оказывают помощь друг другу. )
Воспитатель: А вот и река. Упавшее дерево совсем узкое Нам надо перейти реку по дереву. Оказывайте помощь друг другу! Не бросайте друзей в беде! Ну вот и полянка. (Звучит музыка природы)
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Что растет на нашей полянке? -
Дети: Цветы.
Воспитатель: Какие цветы растут на полянке? Давайте почувствуем аромат цветов. Вдохнем и выдохнем. Набираем носиком воздух и выдыхаем. (2 раза)
Посмотрите вокруг. Что мы видим еще? Еще мы видим Лес. Что растет в лесу? Деревья, травы, цветы, ягоды. Лес – это огромный дом. А кто живет, ребята, в лесу? Животные и птицы. Присядем на полянке.
Рассматривание альбома" Мой край родной "
Воспитатель: Ребята, эти места вам ничего не напоминают? Это наш город. Как называется наш город?
Дети: Данков.
Воспитатель: Правильно, ребята, город Данков- это наша малая Родина. Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находитс я наш родной дом – это наш город, это наш родной край, это наша малая Родина. Как называется ваша малая Родина- город, в котором вы родились?
Остановка № 4: « Малая РОДИНА»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? ( Ответы детей) Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы нашего дома.
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине? Вероника читает с тихотворение:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Ева читает стихотворение: «Малая родина»
Малая родина- Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая родина малая моя!
Воспитатель: Запомните- Родина у каждого человека одна, как мама. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра называется «Передай сердечко и скажи словечко». Для вас приготовила вот такое сердце, это наш а любовь к Малой Родине. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать лишь одно слов о, за что мы любим наш город. Я начинаю: «Мой город любимый». (Ответы детей: красивый, цветущий, зеленый, молодой, удивительный, родной, солнечный, праздничный, спортивный, уютный, лучший, развивающийся, сверкающий, чистый, любимый, гостеприимный, замечательный и т. д.)
Ситуация: " Собачка потерялась"
Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой адрес? Чтобы с вами такого не случилось! Давайте назовём свой домашний адрес. Забираем собачку и доставляем ее по адресу в детский сад.
Остановка" Детский сад"
Воспитатель: Какие мы все молодцы, но к сожалению наше путешествие подходит к концу. Нам нужно возвращаться в детский сад, а повезет нас туда замечательный поезд.
Поезд наш по рельсам мчится
Дружно смотрим мы в окно,
Поезд наш остановился все мы вышли из него.
И оказались на станции, которая называется" Детский сад".
- Ой! Я, кажется, заметила последний лепесток нашей Ромашки. Ура! Давайте его отдадим ромашке.
Прикрепляем лепесток к Ромашке. Меняю желтую «грустную» серединку на «улыбающуюся» и читаем с детьми, что нам говорит Ромашка: «Я ЛЮБЛЮ Данков! »( На лепестках были заранее написаны буквы)
Воспитатель: Ромашка любит Данков, потому, что она здесь выросла. Данков - это и её Родина тоже. Ребятки, а вы любите свою Родину? Тогда вас можно назвать юными патриотами. Патриот – это человек, который любит свою Родину. Дорогие ребята, на этом наше занятие подходит к концу. Вы сегодня были большими молодцами!
Итог: Чем мы занимались? Ребята, вам понравилось наше путешествие? О чем мы с вами беседовали? Что вы узнали нового? Что вы запомнили? Что вам понравилось больше всего? Ребятки, любите свою Родину и гордитесь ею!