Художественно-эстетическое развитие согласно ФОП ДО
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №244 Основные задачи и содержание образовательной деятельн ости с детьми раннего возраста по разделу «Художественно- эстетическое развитие» согласно ФОП ДО Оснащение РППС по разделу художественно- эстетическое развитие Подготовил воспитатель группы раннего возраста группы №7 Титова Ю. А. В области художественно- эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются: Приобщение к искусству: развивать у детей художественное восприятие( смотреть, слушать и испытывать радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного искусства, природой; интерес, внимание, любознательность, стремлению к эмоциональному отклику детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности; развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке( в процессе прослушивания классической и народной музыки) , изобразительному искусству( в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделии декоративно- прикладного искусства) ; познакомить детей с народными игрушками( дымковской, богородской, матрешкой и другими) . п оддерживать интерес к малым формам фольклора( пестушки, заклички, прибаутки) . поддерживать стремление детей выражать свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства или наблюдений за природными явлениями; Изобразительная деятельность: воспитывать интерес к изобразительной деятельности( рисованию, лепке) совместно со взрослым и самостоятельно; развивать положительные эмоции на предложение нарисовать, слепить; научить правильно держать карандаш, кисть; развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предмета разной формы, цвета( начиная с контрастных цветов) ; включать движение рук по предмету при знакомстве с его формой; познакомить со свойствами глины, пластилина, пластической массы; развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства. Конструктивная деятельность: знакомить детей с деталями( кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр) , с вариантами расположения строительных форм на плоскости; 81 ФОП ДО- 03 развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей строить самостоятельно. Музыкальная деятельность: воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения; приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать. Театрализованная деятельность: пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем( кукла Катя показывает концерт) , расширения контактов со взрослым( бабушка приглашает на деревенский двор) ; побуждать детей отзываться на игры- действия со звуками( живой и неживой природы) , подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово( в произведениях малых фольклорных форм) ; способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками; развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них; способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев; создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра( взрослых) . Культурно- досуговая деятельность: создавать эмоционально- положительный климат в группе и ДОО, обеспечение у детей чувства комфортности, уюта и защищенности; формировать умение самостоятельной работы детей с художественными материалами; привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках; развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них; формировать навык перевоплощения детей в образы сказочных героев. Содержание образовательной деятельности. Приобщение к искусству. Педагог развивает у детей художественное восприятие; воспитывает эмоциональную отзывчивость на доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства. Знакомит с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой- встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Педагог обращает внимание детей на характер игрушек( веселая, забавная и др. ) , их форму, цветовое оформление. Педагог воспитывает интерес к природе и отражению представлений( впечатлений) в доступной изобразительной и музыкальной деятельности. Изобразительная деятельность: Рисование. Педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие; способствует обогащению их сенсорного опыта путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой. Побуждает, поощряет и подводит детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Педагог обращает внимание детей на то, что карандаш( кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша( фломастером, ворсом кисти) . Учит следить за движением карандаша по бумаге. Педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждает задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Педагог побуждает детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих предметов. Учит детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии( длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные) , пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводит детей к рисованию предметов округлой формы. При рисовании педагог формирует у ребенка правильную позу( сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги) , свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш. Педагог учит держать карандаш и кисть свободно: карандаш ‒ тремя пальцами выше отточенного конца, кисть ‒ чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. Лепка. Педагог поощряет у детей интерес к лепке. Знакомит с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой( отдавая предпочтение глине) . Учит аккуратно пользоваться материалами. Педагог учит детей отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу( колечко, бараночка, колесо и др. ) . Педагог учит раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы( шарик, яблоко, ягода и др. ) , сплющивать комочек между ладонями( лепешки, печенье, пряники) ; делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка( миска, блюдце) . Педагог учит соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик( погремушка или грибок) , два шарика( неваляшка) и т. п. Педагог приучает детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку Конструктивная деятельность. В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом педагог продолжает знакомить детей с деталями( кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр) , с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживает желание строить чтото самостоятельно; способствует пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек( маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п. ) . По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. В летнее время педагог развивает интерес у детей к строительным играм с использованием природного материала( песок, вода, желуди, камешки и т. п. ) . Музыкальная деятельность: Слушание. Педагог учит детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем( о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учит детей различать звуки по высоте( высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона) . Пение. Педагог вызывает активность детей при подпевании и пении. Развивает умение подпевать фразы в песне( совместно с педагогом) . Поощряет сольное пение. Музыкально- ритмические движения. Педагог развивает у детей эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Педагог продолжает формировать у детей способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым( хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д. ) . Учит детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы( птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет) . Педагог совершенствует умение ходить и бегать( на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом) , выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. Театрализованная деятельность: Педагог пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает условия для ее проведения. Формирует умение следить за развитием действия в играхдраматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Педагог учит детей имитировать характерные действия персонажей( птички 84 ФОП ДО- 03 летают, козленок скачет) , передавать эмоциональное состояние человека( мимикой, позой, жестом, движением) . Знакомит детей с приемами вождения настольных кукол. Учит сопровождать движения простой песенкой. Педагог поощряет у детей желание действовать с элементами костюмов( шапочки, воротнички и т. д. ) и атрибутами как внешними символами роли. Культурно- досуговая деятельность: Педагог создает эмоционально- положительный климат в группе и ДОО, для обеспечения у детей чувства комфортности, уюта и защищенности; формирует у детей умение самостоятельной работы детей с художественными материалами. Привлекает детей к посильному участию в играх с пением, театрализованных представлениях( кукольный театр; инсценирование русских народных сказок) , забавах, развлечениях( тематических, спортивных) и праздниках. Развивает умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них. Формирует навык перевоплощения детей в образы сказочных героев. Примерный перечень музыкальных произведений Слушание. «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Кошечка»( к игре «Кошка и котята») , муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; « Микита », белорус. н ар. мелодия, обраб. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. н ар. мелодия, обраб. Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой. Пение. «Баю»( колыбельная) , муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Дождик», рус. н ар. мелодия, обраб. B. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. н ар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой. Музыкально- ритмические движения. «Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. 209 ФОП ДО- 03 Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная прогулка», муз. Ан. Александрова. Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кто у нас хороший? », рус. н ар. песня. Музыкальные забавы. «Из- за леса, из- за гор», Т. Казакова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи. Инсценирование песен. «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Неваляшки», муз. З. Левиной; Компанейца В соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть содержательно- насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной. В группах раннего возраста достаточно шести центров детской активности: 1. двигательной активности – для развития основных движений детей; 2. сенсорики и конструирования – для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения сенсорных эталонов формы, цвета, размера; 3. организации предметных и предметно- манипуляторных игр – для совместных игр со сверстниками под руководством взрослого; 4. творчества и продуктивной деятельности – для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения разнообразных изобразительных средств; 5. познания и коммуникации( книжный уголок) – для восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок; 6. экспериментирования и труда – для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами( песок, вода, тесто и др. ) , развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами- орудиями( ложка, совок, лопатка и т. д. ) . Перечень средств обучения и воспитания в Центрах активности в группах от 1, 5 до 3 лет Бумага различного формата, плотности, цвета и качества; - безопасные ножницы и клей; - карандаши, мелки для рисования и открытые контейнеры для их хранения, отсортированные для младших детей по цвету; - штампы, печатки, ватные палочки, ватные диски; - кисти разных размеров, разных форм: плоские и круглые; - салфетки для кистей и рук; - глина, песок; картины и репродукции произведений искусства; - коллекц ия игрушек народного творчества. Конструктор разного размера и материалы для конструирования; - мягкие модули разного размера; - грузовые, легковые автомобили, служебные машинки Кукольный, пальчиковый, настольный театр, театр рукавичек, театр Би- Ба- Бо, театр на фланелеграфе, театр на липучках; театр своими руками; - маски для инсценировки и подвижных игр; - уголок ряженья( комплект элементов костюмов) ; - музыкальный уголок( звучащие игрушки: бубен, барабан, маракасы, колокольчик, погремушки, металлофон, шуршунчики своими руками) ; - конструктор деревянный с элементами декораций и персонажами сказок; - кукла в одежде крупная, кукла в одежде, кукла- младенец среднего размера в одежде; - комплект мебели для игры с куклой, комплект кукольного постельного белья; - комплект кухонной посуды для игры с куклой, столовой посуды; - игровой модуль «Парикмахерская», «Кухня»( соразмерная ребенку) с аксессуарами; - игровой модуль «Мастерская » Примерный перечень музыкальных произведений Слушание. «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Кошечка»( к игре «Кошка и котята») , муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; « Микита », белорус. н ар. мелодия, обраб. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской; «Полянка», рус. н ар. мелодия, обраб. Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С. Прокофьевой. Пение. «Баю»( колыбельная) , муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Дождик», рус. н ар. мелодия, обраб. B. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. н ар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой. Музыкально- ритмические движения. «Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой; «Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель. 209 ФОП ДО- 03 Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная прогулка», муз. Ан. Александрова. Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кто у нас хороший? », рус. н ар. песня. Музыкальные забавы. «Из- за леса, из- за гор», Т. Казакова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи. Инсценирование песен. «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О. Высотской; «Неваляшки», муз. З. Левиной; Компанейца Перечень средств обучения и воспитания в Центрах активности в группах от 1, 5 до 3 лет Бумага различного формата, плотности, цвета и качества; - безопасные ножницы и клей; - карандаши, мелки для рисования и открытые контейнеры для их хранения, отсортированные для младших детей по цвету; - штампы, печатки, ватные палочки, ватные диски; - кисти разных размеров, разных форм: плоские и круглые; - салфетки для кистей и рук; - глина, песок; картины и репродукции произведений искусства; - коллекц ия игрушек народного творчества. Конструктор разного размера и материалы для конструирования; - мягкие модули разного размера; - грузовые, легковые автомобили, служебные машинки Кукольный, пальчиковый, настольный театр, театр рукавичек, театр Би- Ба- Бо, театр на фланелеграфе, театр на липучках; театр своими руками; - маски для инсценировки и подвижных игр; - уголок ряженья( комплект элементов костюмов) ; - музыкальный уголок( звучащие игрушки: бубен, барабан, маракасы, колокольчик, погремушки, металлофон, шуршунчики своими руками) ; - конструктор деревянный с элементами декораций и персонажами сказок; - кукла в одежде крупная, кукла в одежде, кукла- младенец среднего размера в одежде; - комплект мебели для игры с куклой, комплект кукольного постельного белья; - комплект кухонной посуды для игры с куклой, столовой посуды; - игровой модуль «Парикмахерская», «Кухня»( соразмерная ребенку) с аксессуарами; - игровой модуль «Мастерская ».
- Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Л]" (по мотивам сказки "Гуси-лебеди)
- Семинар - практикум "Социальные акции в ДОУ"
- «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
- Речевые карты для детей с РАС
- Художественно-эстетическое развитие согласно ФОП ДО