Конспект занятия по познавательному развитию " Юные исследователи" в средней группе
Документы для скачивания
Цель: развивать познавательный интерес детей к окружающему миру в процессе экспериментирования.
Программные задачи:
- Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.
- Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
- Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, не имеет запаха и вкуса.
- Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование: экран, слайды, полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, салфетки, веера, мольберт, книга, эмблемы, лимон, чеснок.
Ход ООД:
Воспитатель: Давайте пройдем на ковер станем в круг и поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Доброе утро, ребята!
Воспитатель: Сегодня мы с вами проведем эксперименты, как настоящие ученые – исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, экспериментов, там они делают разные открытия, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: И мы с вами попытаемся тоже сделать открытие, а результат будем записывать в нашу книгу знаний.
А полетим мы в нашу лабораторию на воздушном шаре. Чтобы нам взлететь, нужно сказать волшебные слова:
На большом воздушном шаре (руки вверх, образуя шар)
Край родной мы пролетаем. (руку к голове, смотрим вниз)
Шарик круглый как земля, (руки вверх, образуя шар)
Где живём и ты, и я (руки друг к другу, потом к груди)
Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели. Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. А какое это вещество вы узнаете, отгадав загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
- Что это?
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе. А как вы думаете, что такое воздух?
Дети: Воздухом мы дышим.
Воспитатель: Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим. Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям. А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Воспитатель: В лаборатории необходимо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Итак, попрошу вас пройти в первую лабораторию. Мы сегодня говорим о воздухе. Скажите, а мы можем воздух увидеть? Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Мы видим воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух невидимый.
Воспитатель: А можем мы определить какого цвета воздух? Посмотрите вокруг. Какого он цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: У него нет цвета. Он прозрачный, бесцветный. Дети, а как вы считаете, воздух имеет какую-нибудь форму.
Ответы детей.
Воспитатель: Воздух не имеет формы. Попробуйте поймать воздух. Получается? Хотите, я научу вас ловить воздух.
Дети: Хотим!
Опыт №1 «Поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Смотрите какой он тонкий. Его можно сложить. Убедились, ничего нет в пакете? (да)
Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстый.
Воспитатель: На что пакет похож?
Дети: Он похож на подушку, на, на…
Воспитатель: Правильно. А вы видите воздух в пакете?
Дети: Нет.
Воспитатель: Приложите руку к пакету, вы видите свою руку через пакет?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Теперь пакет развяжем и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? (Ответы детей)
Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким, почему?
Дети: Нет воздуха, вышел.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый, не имеет формы, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.
Воспитатель: Молодцы! Какую картинку мы разместим в нашей книге знаний? (Дети прикрепляют эмблемы на мольберт)
Отправляемся в следующую лабораторию.
Опыт 2 «Воздух внутри нас».
Воспитатель: Как вы думаете, внутри нас есть воздух? (ответы)
Давайте проверим. Перед вами стаканчики с водой и трубочки. Возьмите трубочки, опустите их в стаканчики с водой. Не пейте воду, а аккуратно подуйте, что происходит?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Правильно, пузырьки появляются. Что это за пузырьки?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это пузырьки воздуха. Попробуйте ещё раз. Откуда они берутся?
Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри.
Воспитатель: Почему пузыри поднимаются вверх, а не падают на дно?
Дети: Воздух лёгкий.
Воспитатель: Правильно. Значит, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Внутри нас есть воздух и воздух легче воды. (Дети прикрепляют эмблему)
Воспитатель: Давайте пройдём в следующую лабораторию.
Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает к нам во внутрь?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Конечно. Все люди обычно дышат через нос. Давайте покажем, как дышат наши носики. Вдохнули - выдохнули. И ещё раз! Вдох-выдох! Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?
Дети: Нет.
Опыт 3 (С бумажной салфеткой)
Воспитатель: Возьмите салфетки за уголок, поднимите перед собой и подышите, вдох и выдох.
Что вы заметили? Что происходит с салфеткой?
Дети: Салфетка шевелится.
Воспитатель: Правильно, при выдохе образуется ветерок и салфетка приходит в движение. Попробуйте ещё раз. Подуйте на салфетку. Положите салфетку на стол.
Опыт 4 (с веером)
Воспитатель: Хотите ещё почувствовать ветер. Возьмите веера, помашите на себя. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок, воздух.
Воспитатель: Правильно, ребята. Опустите веер, а сейчас ощущаете ветерок? Помашите ещё раз. Чувствуете? (Да)
Воспитатель: Итак, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Воздух мы не видим, но ощущаем. Ветер – это движение воздуха. (Дети прикрепляют эмблему)
Опыт 5 (воздух не имеет вкуса и запаха)
Воспитатель: Как вы считаете, имеет ли воздух вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поймайте воздух ротиком. Есть вкус?
Воспитатель: Верно, воздух не имеет вкуса.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах? Понюхайте.
Дети: Нет. Не пахнет.
Воспитатель: А как же получается, что мы чувствуем запах еды, духов или лекарств? Оказывается, воздух движется и доносит запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет. Проверим? Закройте глаза (Воспитатель подносит к детям разрезанный лимон в контейнере). Чем пахнет?
Дети:- Лимонами.
Воспитатель: Ещё раз закрывайте глаза. (Воспитатель подносит к детям разрезанный чеснок в контейнере)
Чем пахнет?
Дети: Чесноком.
Воспитатель: Так воздух имеет запах или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Вывод: Воздух не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. (Поместим эмблемы в нашу книгу.)
Воспитатель: Выходите, ребята. Наше путешествие в научную лабораторию подошло к концу. Вам понравилось работать в лаборатории? Что же такое воздух? Кому необходим воздух? Можно жить без воздуха?
С какими свойствами воздуха познакомились? Давайте вспомним.
- Воздух невидимый.
- Не имеет цвета.
- Не имеет форму.
- Не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи.
- Ветер – это движение воздуха.
- Воздух – лёгкий.
- Воздух есть везде, даже внутри человека.
Воспитатель: На этом наши исследования закончены. Пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на воздушном шаре. Книгу знаний мы забираем с собой, разместим её в нашей лаборатории.
Чтобы нам взлететь, нужно сказать волшебные слова:
На большом воздушном шаре (руки вверх, образуя шар)
Край родной мы пролетаем. (руку к голове, смотрим вниз)
Шарик круглый как земля, (руки вверх, образуя шар)
Где живём и ты, и я (руки друг к другу, потом к груди)
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Ребята, вы узнали сегодня, что такое воздух, и я думаю, что, придя домой, вы обязательно расскажите о своём открытии друзьям и родителям.
- Мастер- класс «Нравственно-патриотические и народные игры» (для воспитателей)
- Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники лепки»
- Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития
- Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста
- ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ