a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ

Автор: Корякова Татьяна Дмитриевна Опубликовано: 2024-02-21 08:29:35

Документы для скачивания

« Духовно- нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ» Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. В связи с этим ключевая роль детского сада- создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно- нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности. Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным. Крылатая фраза «Все начинается с детства»- как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Духовно- нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.          Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.         Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Своей яркостью, колоритностью, простотой праздники особенно нравятся детям. Они разнообразны по содержанию, тесно связаны с народным календарем, природными явлениями, сезонными работами. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это работа, которая направлена, на воспитание духовно- нравственных чувств у дошкольников. Цель моей работы: разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к народной национальной   культуре, направленную на  развитие  духовно- нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников вы сокого патриотического сознания Работая по этому направлению использую различные виды деятельности: Особое внимание уделяю различным видам народных игр: Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Особенность народных игр в том, что они, учат малыша обретать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно- нравственных чувств. - пальчиковые: «Ладушки», «Моя семья», «Дом»; - сюжетно – ролевые: «Дочки – матери», «Строим дом ». В орг анизации сюжетно- ролевых игр я учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив; - дидактические: «Праздники и традиции», «Собери яйцо», «Угадай по описанию», «Добрые дела». - конструктивные: «Выложи из палочек» и др. - подвижные игры: «Помоги бабушке и дедушке», мордовские народные хороводные игры: ( «Горелки», «В круги», «Горшочек», «Гори, гори ясно» и др. ) Про дуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах. Продуктивная деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к народным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений мордовских писателей, аппликации с элементами мордовской национальной одежды. Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях( «Как бы ты поступил») , ( «Давай помиримся»…) Показ детьми и воспитателями кукольных спектаклей: сказка «Масленица», «Пасхальная сказка », мордовские сказки «Горячие сани», «Как собака друга искала». «Как ворона лисицу обманула» и другие. Чтения сказок: «Кукушка» ненецкая сказка, « Айога » нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка, а также чтение мордовских сказок: «Горячие сани», «Сабан – богаты рь», «Черная корова», « Юртай », « Куйгорож », « Вирява»и др. Беседы на нравственные темы: « Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело». Чтение рассказов мордовского писателя Н. М. Мирской «Капелька», «Ленка- Ленушка », Н. Ф. Мокшина «Письмо дедушке», «Липовая дудочка». Они учат дружбе, товариществу. И почти каж дое занятие предполагает использова ние в практической части различных видов художественной деятельности рисовании, аппликации, лепки. Одним из важнейших средств духовно – нравственного воспитания является народные праздники с традициями и обычаями родного края, которые проходят в течении всего года: Покров( рисуем платок с элементами мордовского орнамента) , Рождество( знакомим с калядками) , Святки, Масленица( хороводные игры «Ручеек», «Гори, гори ясно», разучивание закличек, пословиц, поговорок) , Верба( украшаем веточки вербы лентами) , Пасха( традиции праздника, расписываем яйца) , мордовский праздник «Встреча весны»( с прилетом жаворонков лепка птиц) , Троица( украшение березки лентами, хоровод вокруг березки) . В нашем детском саду народные праздники являются традиционными. Уже многолетней традицией является проведение праздника Масленица, в процессе подготовки и проведения которого дети знакомятся с произведениями устного народного творчества( пословицами, поговорками, потешками, загадками, закличками, играми, персонажами( скоморохи, Весна- красна, Масленица и др. ) Традиционно праздник проводится на игровых площадках с участием воспитателей. Дети и взрослые исполняют народные песни, частушки, рассказывают пословицы и поговорки о весне и солнышке, загадывают загадки. Приятным и ожидаемым завершением является угощение участников праздника пышными, душистыми, «с пылу, с жару» блинами. В течении года детей знакомим с национальным мордовским народным костюмом, ( рубаха, передник, головной убор) , произведениями декоративно- прикладного искусства( матрешка, глиняные игрушки –конь, барыня, птичка- свистулька) , народным бытом( салфетка, полотенце, фартук) , ремеслами( изделия изготовленные на территории Мордовии: керамическая посуда: ваза, ковш, кадка для воды) , песнями, музыкой и песнями мордовских композиторов. Зимой, после новогодних каникул в детском саду весело и задорно проходят « Святки- колядки». Ребята старшего дошкольного возраста заранее вместе с родителями готовятся к празднику- разучивают колядки, мастерят костюмы. Начало праздника проходит в музыкальном зале, в центре которого прощально сверкает огням и новогодняя елка. Прощаясь с ней, дети поют и пляшут, вспоминая ве селые новогодние деньки. На святочный праздник пришла « матушка Коляда », в этом году мы впервые ввели этот фольклорный персонаж. Коляда играла с детьми в народные мордовские игры «День Коляды», «Колечко», закружилась в хороводе с ряжеными, пели калядку « Каляда, каляда ». Весной, в первую неделю апреля отмечаем «День птиц». Ждем и кликаем перелетных птиц. Распеваем весенние песенки, лепим птиц – жаворонков. Теплым июньским днем отмечаем летний праздник русской березки «Троицу». Перед праздником дети и взрослые украшают участок, из молоденьких веток березки плетем венки, играем в мордовские игры. Поддерживая интерес детей, насыщаем народные праздники творческими импровизациями, сюрпризными моментами, обеспечивая естественное приобщение детей к национальным традициям. На каждом празднике используем кладези народной мудрости- приметы, пословицы и поговорки о сезоне года, труде людей. Особое внимание уделяю привлечению родителей к праздничной народной культуре. В деле духовно- нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с народными традициями утрачен. Для родителей оформлены у голки, включающие информацию о праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно- нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. В детском саду созданы все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно- нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах духовно- нравственного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно- нравственное развитие детей. Результаты работы по духовно- нравственному воспитанию проявляются в том, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Таким образом, совместными усилиями коллектива детского сада и родителей осуществляется приобщение детей к народной праздничной культуре, национальным традициям, утверждаются в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности. В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно- нравственные достижения человека.

Оставить комментарий: