a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование активной познавательной деятельности обучающихся во время тренировочного процесса

Автор: Нуритдинова Юлия Раитовна Опубликовано: 2015-02-07 20:40:53

Документы для скачивания

«Формирование активной познавательной деятельности обучающихся во время тренировочного процесса» Нуритдинова Юлия Раитовна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе МОБУ ДОД ДЮСШ № 1 г. Белорецк, yulya. yagafarova@ mail. ru «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь» Василий Осипович Ключевский В современном обществе и литературе часто мо жно встретить термин «современные педагогические технологии». А что же они означают для многих остается загадкой. Учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности,   общества, государства. Это не просто место обучения детей, а пространство разнообразных форм общения. Педагог дополнительного образования должен уметь организовать естественные виды деятельности ребенка и педагогически грамотно, компетентно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности. Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей – такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами – это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы. И главная цель учреждений дополнительного образования – всестороннее развитие личности ребенка, посредством его же увлечения выбранной деятельностью. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Педагогические технологии. «Технология»- происходит от греческих techno – искусство, мастерство, умение и logos- наука закон. А это значит, что «технология» – это наука о мастерстве. Понятие «Педагогическая технология» часто трактуется следующим образом: Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. ( М. В. Кларин) Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. ( В. М. Монахов) Подробно на рассмотрении всех педагогических технологий я останавливаться не буду, так как они часто встречаются в современной литературе. В своей статье, я рассмотрю технологию применения активных форм обучения, на примере метода проблемного обучения. Вопросы активизации учения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся, остается формализм, который проявляется в отрыве заученных обучающимися теоретических положений от умения применить их на практике. Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются: Каким образом активизировать обучающихся на занятиях? Какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность обучающихся на занятиях? Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации детей. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т. е. личности само развивающейся и само реализующейся. В учреждениях дополнительного образования детей особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого обучающегося на занятиях, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность ребенка за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения. Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы и приемы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо- поисковой деятельности. Творческо- поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приемы учения. Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд, которые трудно достигаются в традиционном обучении: Формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление обучающихся; Учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучающихся( производительный и общественно полезный труд, ценностно- ориентационная и художественно- эстетическая деятельность, общение) , а также путем выполнения различных предметно- практических действий в учебном процессе( экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т. п. ) . Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно- познавательной деятельности или учении. Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения обучающегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно- исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности. Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности обучающихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретениям знаний, умений и навыков, их активностью. В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят обучающихся к индивидуальной поисково- исследовательской деятельности. Рассмотрим метод проблемного обучения. Он составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формировка проблем, подведение обучающихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность воспитанников на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве. Предлагаю рассмотреть применение этого метода на занятиях в спортивной школе. В разрешении учебной проблемы выделяют главные этапы: Создание проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление её в виде одной или нескольких проблемных задач. Решение проблемных задач путём выдвижения гипотез и последовательной проверки. Проверка решения проблемы. Рассмотрим фрагмент проблемного обучения воспитанников спортивной школы на учебно- тренировочном занятии: № п/ п ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 Педагогическая характеристика упражнений ОФП: название, описание, назначение, дозировка, последовательность выполнения, правила составления и смены комплексов, определение педагогического эффекта занятий. Изучить литературу. Самостоятельный подбор упражнений, обоснование и демонстрация на тренировке индивидуализированных упражнений ОФП, комплексов утренней гимнастики, Ведение дневника самостоятельной тренировки и самоконтроля. 2 Баскетбол: передвижения, броски, стойки, передачи. Недосказанные объяснения и выполнения упражнений. Обучение различным способам передачи, броскам. Поиск рациональных способов передачи, бросков, передвижений в зависимости от ситуации игры. Избежание нарушения правил. 3 Ходьба как основной жизненно необходимый двигательный акт человека, значение в жизнедеятельности, осанка, улыбка, мужская и женская ходьба, походка. Варианты ходьбы в зависимости от характера опоры( в гору, под гору, по пересечённой местности, по снегу, песку, воде) . Самостоятельное изучение теории ходьбы обучающимися по книгам. Ходьба на месте перед зеркалом. Самостоятельное освоение различных видов ходьбы. Выработка красивой ритмичной ходьбы, с правильной осанкой и приятной улыбкой. Из таблицы видно, что методика проблемного обучения идёт от приобретения знаний к постановке задач и двигательных действий обучающегося в направлении проверки знаний и умений опытным путём. Воспитанники должны быть хорошо знакомы с гигиеническими нормами и правилами безопасности выполнения физического упражнения. Изложенная методика способствует развитию репродуктивного мышления, формирует логическую память, содействует решению задач индивидуального воспитания обучающихся, приучает их решать различные вопросы личностно- ориентированной физической и двигательной подготовки. Таким образом, обучающийся, приходит к пониманию физической культуры и спорта как части современной культуры общества, к развитию личности ребенка, формирует своё физическое и духовное здоровье. В свете сказанного выше о продуктивных методах, можно отметить достоинства проблемного обучения в целом: Проблемное обучение учит мыс лить логично, творчески, научно; Проблемное обучение учит самостоятел ьному творческому поиску знаний; Проблемное об учение преодолевает затруднение; Проблемное обучение делает учебный материал более доказательным, способствует превращению знаний в убеждения; Проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению зан ятиям физическими упражнениями; Проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы. Занятие, пробуждающее творчество и педагога и обучающихся, – это занятие, вовлекающее обучающихся в совместную с педагогом творческую учебную деятельность. На таком занятии обучающиеся вместе со мной находят ответы на поставленные им вопросы. Физкультурная познавательная деятельность стимулируется постановкой разнообразных задач, которые обучающиеся решают в совместной работе. Причем при выполнении двигательных действий они могут видоизменять упражнения в зависимости от индивидуальной подготовленности, особенностей развития, склонностей к тому или иному виду деятельности. Пример: На тренировочном занятии по баскетболу в задачи урока входит: обучение техники перемещения, техники сочетания приемов, таких как ведение, бросок, передача. развитие скоростно–силовых качеств, координации. воспитание чувства коллективизма, активности, дисциплинированности. Тип занятия: обучающий. Метод проведения: групповой, игровой, индивидуальный. При выполнении задач тренировочного занятия видоизменяется игра в баскетбол. Одним из таких видов является «стритбол» – баскетбол 3х3, игра на один щит, в итоге игра осуществляется на два щита, игра протекает не по официальным правилам баскетбола, а по правилам, составленным исходя из условий. Исключительно важно, чтобы обучающиеся понимали смысл и значение выполняемых упражнений( призывая себе на помощь уже полученные ранее знания, в том числе и из других предметов) и на основании этого постигали способы овладения различными движениями. Именно в этом заключен путь к самостоятельности, к самосовершенствованию. Необходимо не только обучить обучающихся тем или иным умениям, но и обязательно научить их учиться. И опять – таки без совместного творчества педагога и обучающихся достичь этого невозможно. Занятие должно носить четко выраженный индивидуальный подход к обучающимся. Необходимость индивидуального подхода в учете реальных знаний, умений, навыков обучающихся и определение возможностей их перспективного развития в данной деятельности вызвана тем, что задания поискового характера всегда сопряжены с постановкой проблемы. Осознание проблемы зависит от уровня знаний воспитанника. Распределение заданий нуждается в четкой дифференциации. То, что проблемно для одного, может и не быть проблемным для другого. «Каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем обширнее круг его знаний; умение видеть проблему – функция знаний», ( Рубинштейн С. П. Основы общей психологии) . Чтобы помочь обучающимся увидеть проблему, я использую различные приемы, способы активизации. Суть их в следующем: не все объяснять, преподносить в готовом виде, не сразу оговаривать условия выполнения заданий, определенную часть оставлять для самостоятельного поиска. Используемая литература: Буйлова Л. Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М. : 2002 Педагогика/ под ред. П. И. Педкасистого. – М. : 1996 «Активные методы обучения»/ Смолкин А. М. – М. , 1991. «Проблемное обучение»/ Н. Я. Лернер. – М. 1974. http: / / www. bestReferat. ru http: / / www. 5ballov. ru

Оставить комментарий: