a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей 3 года жизни

Автор: Жальских Анна Александровна Опубликовано: 2024-03-18 17:36:23

Документы для скачивания

КАРТОТЕКА игр и упражнений по формирован ию элементарных математических представлений у детей 3 года жизни Цель: Активное воздействие на всестороннее развитие детей; Обогащение новыми представлениями и понятиями; Закрепление математических знаний; Активизация мыслительной деятельности( умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) . «Когда это бывает? » Цель: познакомить детей с частями суток: «утро», «день», «вечер», «ночь». Учить правильно употреблять эти термины в речи. * * * Доброе утро птицы запели, Добрые люди, вставайте с постели. Прячется вся темнота по углам, Солнце встаёт и идёт по делам. * * * Он кричит: «Ку- ка- ре- ку! », Солнцу, речке, ветерку. И летит на всю округу: «Добрый день! Ку- ка- ре- ку! »* * * Говорит зайчиха- мать: «Ну- ка, дети, все в кровать! Спать пора давным- давно, На дворе уже темно! »* * * Спят медведи и слоны, И лиса, и ёжик. Все вокруг спать должны, Наши дети – тоже. * * * Пусты поля, мокнет земля, День убывает – когда это бывает? ( осенью) * * * Снег на полях, лед на реках, Вьюга гуляет – когда это бывает? ( зимой) * * * Тает снежок, ожил лужок, День прибывает – когда это бывает? ( весной) * * * Солнце печёт, липа цветет, Золотится пшеница, Рожь колосится. Кто скажет, кто знает – когда это бывает? ( летом) «Посмотрим друг на друга» Цель: закрепить умение пользоваться понятием «один», «много», «ни одного», развивать речь. Содержание: у детей в руках игрушки: у кого- то – одна игрушка, у второго – три игрушки, у следующего – ни одной и т. д. Дети смотрят друг на друга и говорят сколько игрушек у соседа. «Игра с кубом» Цель: закрепит умение различать шар и куб. Содержание: воспитатель бьет по мячу и говорит: «Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет». Дети отгадывают, что это мяч. Воспитатель выясняет у детей почему мяч скачет( круглый, резиновый) и загадывает новую загадку: «Его бьют, а он не плачет, почему- то он не скачет»( куб) . Дети отгадывают, затем выясняют, почему куб не может кататься и скакать. Рассматривают, какие особенности имеет куб( состоит из квадратов, сторон и углов) . «Внимание» Цель: развивать способность внимательно рассматривать картинку и запоминать увиденное. Содержание: дети рассматривают несложные изображения предметов, например: домик и треугольной крышей и двумя окнами, кораблик, три ёлочки( большая, поменьше и еще меньше) и т. п. Воспитатель: «Я буду показывать картинку, потом буду прятать, а вы должны запомнить и нарисовать». «Воробьи» Цель: помочь усвоить названия и порядок следования первых пяти чисел. Содержание: воспитатель произносит слова и выполняет движения, дети повторяют: «Пять воробьёв на заборе сидели. ( показать пять пальцев) Один улетел, а другие запели. ( загнуть один палец) И пели, пока не сморила усталость, ( загнуть один палец) Один улетел, и их трое осталось. Сидели втроём и немного скучали, Один улетел, и их двое осталось». ( загнуть один палец) «Справа, как слева» Цель: развитие образного мышления, умения ориентироваться на листе бумаги. Содержание: на листе бумаги нарисовано пол рисунка. Нужно дорисовать рисунок так, чтобы одна половина была похожа на вторую. «Кукла Маша купила мебель» Цель: учит ориентироваться в пространстве, закрепит знание геометрических фигур. Содержание: стол, стул, диван заменяются геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник. Дети должны подумать, какая фигура будет вместо стола, какая вместо стула, какая вместо дивана. Дети вместе с воспитателем расставляют «мебель» в «комнате». «Сравни предметы» Цель: развитие мышления, внимания. Содержание: воспитатель предлагает детям рассмотреть две игрушки и говорит чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Например: рыбка и утка похожи тем, что они любят воду, есть глаза, а отличаются тем, что рыбка маленькая, а утка большая покрыта чешуёй, а утка- перьями и т. п. «Запомни узор» Цель: тренировать зрительную память, учить составлять алгоритм, закреплять знание геометрических фигур. Содержание: Кошечка принесла картинку с узором и хочет поиграть с детьми. Воспитатель показывает картинку с узором из геометрических фигур. Дети рассматривают, а затем рисуют точно такой же. « Угадай кого загадали» Цель: учить ориентироваться в пространстве и употреблять в речи предлоги Содержание: посадить ребенка в центре, а игрушки разместить вокруг. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить где какая находится. Загадывается одна игрушка. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя( или перед тобой и т. д. ) . Ребенок должен назвать игрушку. «Наш день» Цель: закрепит представление о частях суток, учить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». Содержание: дети сидят полукругом, воспитатель, при помощи куклы, производит действия, по которым дети должны определить части суток: кукла встает с постели, одевается, расчесывается( утро) , обедает( день) и т. д. Затем воспитатель называет действия: «кукла умывается»- предлагает ребенку сделать это действие и назвать часть суток. Затем показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток это происходит. «Самолеты» Цель: учит группировать предметы по цвету. Содержание: на стульчиках разложены бумажные самолетики разных цветов. Вопросы: сколько всего самолетов? Какого они цвета? По сколько самолетов на каждом стуле? Затем детям предлагается взять в руки самолет и присесть на стульчик. По команде: «Полетели красные, желтые …»- дети выполняют игровые действия. В такой же последовательности самолеты приземляются. «Скажи наоборот» Цель: развивать умение анализировать; развивать речь детей. Содержание: как сказать по- другому: не холодно – тепло; небольшой – маленький; недлинный – короткий; небыстрый – медленный; немного – мало; не громко – тихо и т. д. «Что изменилось или чего не стало» Цель: развивать память, воображение; активизировать в речи детей предлоги. Содержание: на столе стоят игрушки. Дети рассматривают их и запоминают место расположения. Воспитатель меняет местами игрушки( игрушку) или прячет игрушку. Задается вопрос: «Чего не стало или что изменилось? » «Где звенит колокольчик» Цель: развивать пространственные представления у детей. Содержание: дети сидят на ковре с закрытыми глазами. Воспитатель останавливается по очереди у каждого ребенка и звенит колокольчиком то справа, то слева, то вверху, то снизу. Ребенок определяет местонахождение колокольчика. «Закончи предложение» Цель: закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь. Содержание: воспитатель предлагает детям закончить предложения. Завтракаем мы утром, а ужинаем …( вечером) . Спим мы ночью, а делаем зарядку …( утром) . Делаем зарядку мы утром, а обедаем …( днем) . Солнышко светит днем, а луна …( ночью) . «Загадки и отгадки» Цель: учить отгадывать загадки и понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; закреплять умение различать и называть времена года( осень, зима, весна, лето) . Содержание: Пусты поля, Мокнет земля, День убывает, Когда это бывает? ( осенью) Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет … Когда это бывает? ( зимой) Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? ( весной) Солнце печет, Липа цветет, Золотится пшеница. Рожь колосится. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? ( летом) «Догадайся, что я вижу» Цель: учить различать и называть геометрические формы, пользуясь зрительным путем обследования. Содержание: воспитатель выбирает глазами предмет круглой( квадратной и т. д. ) формы, находящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу: «Отгадайте, что я вижу: оно – круглое( квадратное и т. д. ) ». Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с воспитателем. «Зеркало» Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве. Содержание: дети встают свободно перед воспитателем, который предлагает им стать его зеркалом и повторять все движения. Когда он поднимает одну руку, дети делают тоже самое; если он топает ногами – дети также, он взмахивает сначала одной рукой, а потом обеими – дети повторяют. Сначала лучше давать несложные движения. Затем, когда ребята научатся с легкость копировать, их можно усложнить. «Куда пойдёшь, то и найдёшь» Цель: развивать умение двигаться в правильном направлении. Содержание: в комнате спрятаны игрушки Воспитатель дает задание детям: «Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь – машинку найдешь, налево пойдешь – зайчика найдешь. Куда пойдешь? » Ребенок показывает и называет направление. Идет в этом направлении и берет игрушку. Игра повторяется несколько раз с различными детьми и игрушками. «Мы шагаем» Цель: развивать и применять понятия короткий- длинный. Содержание: дети ходят по комнате. При команде «Короткий! » они делают короткие шаги, а при команде «Длинный! »- очень длинные шаги. После игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный – короткий». В игру могут вноситься дополнения. Например, дети, которые физически более развиты, делают длинные или короткие шаги на цыпочках. «Отгадай длину» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине. Содержание: на столе лежат платочки, под каждым платочком палочка, палочки разной длины. Ребенок должен ощупать под платочком палочки; определить, какая длинная, а какая короткая; положить на стол сначала длинную палочку, а потом напротив – короткую. При этом называть их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра повторяется 3 раза. Каждый раз под платок кладут новые парные предметы( например, длинный и короткий брусок из строительного материала, карандаши и т. д. ) . Затем дети рассматривают ряды длинных и коротких предметов, убеждаются, что у всех предметов различная длина. «Достань из мешочка» Цель: различать понятия один, много, мало. Содержание: у воспитателя мешочек, в котором лежат пуговицы( орехи, бусины и п. р. ) . Воспитатель предлагает ребенку достать из мешочка много пуговиц, одну пуговицу. Усложнение: «Возьми в левую руку много пуговиц из мешочка, а в правую – мало», - говорит воспитатель. Если ребенок выполнил задание неверно, то пуговицы возвращаются в мешочек. Игра повторяется с другими предметами.

Оставить комментарий:

Предыдущие материалы
Следующие материалы