a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Зачем учить детей фантазировать?"

Автор: Бутенко Елена Александровна Опубликовано: 2024-04-30 13:52:02

Документы для скачивания

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Зачем учить детей фантазированию? ( Типовые приемы фантазирования ТРИЗ- технологии) В наш век готовой, «разжеванной» визуальной информации, когда не надо ничего додумывать, все можно увидеть на экране, далеко не у всех детей развито воображение. Воображение – это фундамент творческой личности.     Уметь фантазировать – значит учиться рассуждать, строить цепочки причинно- следственных связей, придумывать фантастические сюжеты. У наших детей разные способности, таланты, жизненное предназначение. Но, не обладая развитой фантазией и воображением, невозможно достигнуть высот ни в одной области человеческой деятельности. Они необходимы инженерам и конструкторам, художникам и музыкантам, физикам и лирикам… Любой продукт интеллектуальной человеческой деятельности сначала появляется как мысль, идея, замысел, - на основе воображения и фантазирования. Лишите человека фантазии- и прогресс остановится! Но есть одно непременное условие-  фантазирование не должно быть «пустым». Оно должно давать толчок для творческих прорывов в реальном мире. Живое, гибкое, творческое воображение нужно не само по себе, а в целях улучшения и своей собственной жизни, и жизни окружающих людей, и всего человечества. Вам будет гораздо легче и интереснее фантазировать с детьми и исследовать сказочные объекты, если Вы познакомитесь с работами по приемам фантазирования, сделанными в ТРИЗ и ТРИЗ- педагогике. Базовые приемы фантазирования можно пересчитать по пальцам руки:  увеличение- уменьшение, дробление- объединение, прием наоборот, ускорение- замедление,  динамичность – статичность и другие. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них. Прием «Уменьшение- увеличение»  заключается в уменьшении или увеличении выбранного объекта или его части. Результаты этих действий будут совершенно различны. Увеличивать или уменьшать можно абсолютно все: размеры, вес, расстояния, скорость, громкость, богатство и др. Пример из жизни. Первые ЭВМ были очень большими, громоздкими. С развитием техники происходит изменение масштабов Тот объем материалов, хранение которых раньше занимало полкомнаты, сейчас помещается на крошечную флешку. В ракетостроении наоборот, шло увеличение размеров – от первых небольших ракет до гигантов типа «Энергия».  С приемом «уменьшение- увеличение»  дети знакомятся во многих сказках, баснях, рассказах: «Дюймовочка», «Мальчик- с- пальчик», «Приключение Гулливера»,  «Кот в сапогах», «Маленький Мук», «Лиса и журавль», «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Я. Ларри и др. Этот прием особенно понятен и доступен детям, стимулирует фантазирование и доставляет большое удовольствие. Они представляют, что какой- то объект стал большим- пребольшим или наоборот очень- очень маленьким. Каково им будет существовать в новом образе среди других предметов, это предстоит решить детям. Аналогично можно увеличивать и уменьшать любой объект. А если увеличить зонтик, карандаш, плюшевого медведя. При этом не менять всего остального в окружении. Как по- новому можно использовать этот огромный предмет? Что будет хорошего, а что плохого в таком новом качестве? Зонтик- крыша от скамьи, карандаш- светильник, медведь- кровать. Можно придумать еще множество вариантов. Представляю парный прием, помогающий придумывать новые усовершенствования или просто забавные объекты. Дробление и объединение часто применяют в строительстве, в дизайне для удобства, функциональности или для красоты. Поясню, в чем суть. «Объединение- Дробление» Назначение приёма объединение — добавить новые грани к образу, сделать объект более выразительным или более функциональным. Или то и другое вместе. Модели применения приема фантазирования объединение используют, когда соединяют одинаковые объекты. Дома наглядно демонстрируют суть приема. Хотя, выглядят сумбурно. В случае объединения разных предметов, можно говорить о повышении степени универсальности, потому что объект стал выполнять дополнительные функции. ( Это зеркало и гладильная доска) «Дробление» Помните притчу о том, легко ли сломать веник? А если разделить его на прутики? Часто, чтоб произвести над объектом сложное действие, необходимо его раздробить, а потом нужное действие выполнить с каждой частью. Либо объект изначально делают раздельным для изолированного осуществления действий. Можно увидеть такие примеры, когда предмет сначала разделяют на части, а затем части снова собирают в целое,  оставляя исходный объект раздробленным.  «Объединение- дробление», как изобретательский принцип, применяется в решении ТРИЗовских задачек для устранения противоречия. Прием «Наоборот» или" связка ключей" для любых замков Молодой художник жаловался Рафаэлю: - Пишу картину два- три дня, а потом год не могу её продать. - А ты попробуй наоборот, - ответил Рафаэль. Суть этого приема- показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные. К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д. он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие: движущуюся часть объекта сделать неподвижной, а неподвижную часть подвижной; попробовать перевернуть или вывернуть объект; гнев сменить на милость; функцию сменить на антифункцию; общепринятые решения сменить на обратные. . . А вдруг будет хорошо? ! - Как строят высокие башни? - Спросили однажды Ходжу Насредина. - Очень просто, - ответил лукавый Насредин. - Сначала копают глубокие колодцы, а потом выворачивают их наизнанку.  Очень часто мы сами применяем этот прием в своей работе, выворачиваясь наизнанку) ) ) ) Спасибо! - Классическая задача про конфету: Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает шоколад и конфета портится. Как быть? Полезно знать" сладкую" классическую ТРИЗовскую задачу: Есть очень вкусные шоколадные конфеты- " бутылочки с ромом" . При их изготовлении сталкиваются с противоречием: - " Ром" ( сладкий желеподобный сироп) должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад. - Если ром холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать? Делают наоборот: ром не нагревают, а замораживают. Изменить какое- либо качество объекта, факта( или сам факт) на противоположное. «Ускорение–замедление» Ускорить( замедлить) действие так, чтобы получилось новое качество. Тучка по небу идет. Бочка по морю плывет. И растет ребенок там Не по дням, а по часам. ”( А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”) «Квантование – непрерывность» Если действие факта было непрерывным – сделать его прерывистым, если было прерывистым- сделать непрерывным. “Однажды девочка ушла из дому, а мать и говорит: “Горшочек, вари! ”- и стала вариться в нем каша, и наелась мать досыта, но как остановить горшочек, она позабыла. И вот варит он и варит… Вот уже кухня полна, и вся изба полна, и ползет каша в другую избу, и улица вся полна, словно хочет он весь мир накормить. ”( Братья Гримм “Сладкая каша”) «Динамичность – статичность» Если факт статичен- сделать его изменчивым, если изменчив- сделать статичным. “Емеля сказал: “По щучьему велению, по моему прошению, печка, ступай к королю! ” Сам сел на печь, печка и пошла. ”( “По щучьему велению”) «Изменение свойств»( Изменение внешних связей) Меняются связи объекта с окружающей средой" Ей в приданое дано Было зеркальце одно. Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело»( А. С. Пушкин) «Внесение – вынесение» Какую- либо функцию объекта перенести к другому или сам рассматриваемый объект перевести в с овершенно другой класс явлений. “Вот это да! – подумала Алиса. –Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала. ”( Льюис Кэрролл “ Приключения Алисы в стране чудес”) Примеры: Огнедышащий дракон( внесена способность извергать огонь) . Шапка- невидимка делает человека невидимым( убирает свойство «видимость») . «Универсализация – ограничение» Сделать объект универсальным( способным выполнять различные функции) или, наоборот, ограничить действия объекта. Примеры Универсальные объекты в сказках – волшебная палочка, скатерть- самобранка.  «Оживления – омертвления» Придать неживому объекту свойства живого и наоборот. Примеры Источником этого приема в сказках является живая и мертвая вода. Многие волшебные предметы получены этим приемом. Например, говорящий камень. В мифологии прием окаменения связывают с медузой Горгоной( ее взгляд превращал человека в камень) .  «Смещение во времени» Перенести объект во времени в прошлое или будущее. Примеры: собственно идея путешествия по времени возникла, видимо, все- таки в научной фантастике. В мифологии путешествовали, в основном, к предкам( в иной мир) . В ТРИЗ работе с фантастическими объектами посвящен отдельный курс развития творческого воображения( РТВ) . Появился он не сразу. Автор теории – Генрих Саулович Альтшуллер был выдающимся писателем- фантастом( фантастикой и РТВ он занимался под псевдонимом Генрих Альтов) , входил в двадцатку лучших фантастов мира. Но он фактически оставил фантастику, чтобы разрабатывать ТРИЗ и не планировал вначале совмещать эти два направления. Однако в процессе преподавания ТРИЗ было замечено, что более сильные, смелые решения дают люди, которые любят и знают научную фантастику. Они не искали в фантастике решения своих проблем, но, решая изобретательские задачи с помощью ТРИЗ, они легче принимали новые, нестандартные, смелые идеи. Тогда было решено ввести в программу курс развития творческого воображения – РТВ. Курс РТВ на базе ТРИЗ включает целый ряд методов снятия психологической инерции мышления, получения фантастических идей. Центральный инструмент курса – простые приемы фантазирования( ППФ) , в классическом РТВ их 12. Приемы были выделены Г. С. Альтшуллером( Г. Альтовым) в результате анализа большого массива научной фантастики. ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей. ТРИЗ позволяет преподносить знания детей в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей.

Оставить комментарий: