a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Экологический проект «Зимующие и перелётные птицы»

Автор: Богомаз Ольга Сергеевна Опубликовано: 2024-09-01 14:30:54

Документы для скачивания

Экологический проект I. ТЕМА: «Зимующие и перелётные птицы»  II. Организация- исполнитель: МАДОУ «Детский сад №9 «Калинка»  гр. « Буратино»  III. Руководство проекта: Богомаз О. С.  IV. Сроки выполнения:   проект краткосрочный  с 16. 11. 23. - 10. 12. 23 г.   V. Участники проекта: дети, воспитатели.    Актуальность проекта: осенью перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух.  Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной, когда природа оживает  перелетные птицы снова возвращаются  в родные края.   В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. 1. Цель:  расширение и обогащение знаний детей  о перелетных и зимующих птицах. 2. Задачи: 1. Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах. 2. Обогатить словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие. 3. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. 3. Подготовительный этап: - определение уровня знаний детей о птицах; - подбор необходимой литературы, иллюстраций  по данной теме. 4. Основной этап.  Мероприятия по реализации проекта.   Рассмотреть иллюстрации  с изображением зимующих и перелётных птиц.   Вопросы: • Какие из птиц Вам знакомы? • Каких из птиц Вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой( синичка, воробей, голуби, снегири) • Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму( зимующие) • Каких птиц не видно в последнее время( ласточки, грачи, вороны) • Куда исчезли эти птицы( улетели в тёплые края) • Как называются птицы, которые улетают? ( перелётные) Как Вы думаете, почему перелётные птицы улетают( ответы детей) Игра «Доскажи словечко» 1. На полях гуляет вскачь За червями чёрный … грач 2. Резко в воздухе летает Словно небо разрезает Крыльев острых парочка Ловит мошек… ласточка 3. Заселяется он в домик, Что построил мальчик Вовик Рано слышен наш певец, Заливается. скворец. 4. Верещунья белобока, А зовут ее. ( сорока) 5. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. ( снегири)         Беседа о зимующих и перелётных птицах   Птицы улетают к югу, чтобы найти такие места, где они смогут находить для себя вдоволь пищи. Такие перелеты совершают ласточки, стрижи, скворцы и другие птицы. Птицы очень быстро расходуют энергию, которую они получают вместе с пищей, а это означает, что есть им нужно часто. Поэтому, когда земля замерзает и пищу( особенно насекомых) найти трудно, многие птицы отправляются на юг. Птицы, которые живут и кормятся возле рек и озер( утки, гуси, лебеди, улетают еще и потому, что водоемы замерзают. Для того, чтобы выжить, перелетные птицы совершают долгие путешествия к югу и возвращаются к нам, когда наступает весна.   Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернутся в родные края.   Откуда птицы знают, как находить дорогу в «теплые края» и потом возвращаться домой? птицы способны чувствовать магнитное поле земли и ориентироваться по нему. Умение птиц чувствовать магнитные поля зависит от света.    Зимующие птицы живут у нас круглый год. Эти птицы не боятся морозов, ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. И всё- таки очень тяжело птицам зимой. И мы с Вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять от них деревья. Игра «Один — много»( с мячом)   — Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много: Ласточка – ласточки – много ласточек Соловей –соловьи- много соловьёв Кукушка –кукушки- много кукушек Скворец –скворцы- много скворцов Грач –грачи- много грачей Синица – синицы- много синиц Воробей- воробьи- много воробьёв Снегирь- снегири- много снегирей Игра «Думаем и отвечаем» 1. Какая птица бывает почтовой? ( Голубь) 2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? ( Синица) 3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? ( Сова, филин) 4. Какую птицу называют санитаром леса? ( Дятел) 5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. ( Цапля) 6. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? ( Кукушка) 7. Как называется птичий дом? ( гнездо) 8. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? ( Пингвин) 9. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? ( Страус) 10. Какая самая маленькая птица в мире? ( Колибри) 11. Кто из птиц самый лучший певец? ( Соловей) 12. Кого из птиц называют «воровкой»? ( Сорока) 13. Кто выводит птенцов зимой? ( Снегирь)    Чтение художественной литературы: Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости».                                            В. Бианки «Птичий календарь », « Что увидела сорока», «Птичьи разговоры»; И. Токмакова «Десять птичек стайка»,                       Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Н. Сладков «Скворцы- молодцы», В. Флинт «Птицы в нашем лесу»,   О. Дриз «Птичий праздник». 5. Заключительный этап. Игра- викторина «Знатоки природы» Оформление стенгазеты «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Ожидаемый результат: - у детей сформирована система знаний о перелётных и зимующих птицах; - созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни перелётных и зимующих птиц; - у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.                      Игра – викторина «Знатоки природы»    Программное содержание: Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно- воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Закрепить названия птиц, их повадки, внешний вид. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать у детей эмоционально- положительное отношение к птицам, развивать желание помогать им.        Предварительная работа: чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы.                                                     Ход досуга.   Ведущий: Ребята, мы собрались, чтобы провести «Птичью почемучку». Посмотрите, сколько разных рисунков с птицами – зимующими, перелётными, водоплавающими( рассматривание рисунков, плакатов) .   Назовите птиц, которых вы узнали? ( ответы детей)   Ведущий: сейчас вы разделитесь на две команды. А поскольку разговор у нас о птицах, и названия команд должно быть связано с птицами. Как бы вы хотели назвать свою команду.   Дети выбирают названия.   Ведущий: Поприветствуем команду «Смышленый воробей» и команду «Мудрая сова».   Для начала предлагаю вам отгадать загадки. Отвечает тот кто первый поднимет руку. Чья команда больше наберёт правильных ответов та и победит.   Чик- чирик! Полюбуйтесь, детки,   Как легко я прыг да прыг  С веточки на ветку. Чик- чирик!   Я на ветке жить привык.   Я не чиж, не соловей, всем известный…( воробей)   У неё глаза большие,   Хищный клюв всегда крючком,   По полям она летает,   Спит на дереве лишь днём. ( сова)   Всё время стучит,   Деревья долбит,   Но их не калечит,   А только лечит. ( дятел) кар- кар! Я влечу на старый пень,   Буду каркать целый день.   У меня опять беда – птенчик выпал из гнезда»( ворона) Что за хищница:   Болтлива, воровата, суетлива,   Стрекотунья белобока,   А зовут её…( сорока)   Эту птицу всякий знает:  На шесте его дворец.                                                                                                         червячков птенцам таскает,   Да трещит весь день…( скворец)   Кто сидит на суку  И кричит: «КУ- КУ! КУ- КУ! »  Всех прилётных птиц черней,   Чистит пашню от червей,   Взад- вперёд по пашне ходит вскачь,   А зовётся птица…( грач)   Подведение итогов разминки.   Задание № 2  1. На доске расставлены картинки, изображающие домашних и диких птиц.   Вопросы:  - Покажите и назовите домашних птиц?  - Покажите и назовите диких птиц?   2. На доске расставлены картинки, изображающие взрослых домашних птиц.   Вопросы:  - Как называются птенцы этих птиц? ( цыплята, утята, гусята)   3. На доске расставлены картинки, изображающие взрослых домашних птиц и их детёнышей.   Вопрос:  - Найди каждой маме её птенца и назови его. ( курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусыня- гусёнок)   4. На доске расставлены сюжетные картинки различного содержания: дети оказывают помощь животным, развлекаются на природе.   Вопрос:  - Найди картинку на которой изображены дети, оказывающие помощь животным. ( мальчик кормит птиц, девочка перевязывает собаке лапу и т. д. )   Задание № 3   Вопросы- ответы по теме «Птицы»                                                                               Чем птицы отличаются от других животных?                                                       Каких птиц зимующих у нас вы знаете?   Каких вы знаете перелётных птиц?   Как называется домик для птиц, сделанный руками человека?   Что можно дать птицам на обед?   Назови домашних птиц, которые умеют плавать?   Какая птица зимой выводит птенцов?   Какая птица к зиме белеет?   Почему сороку в народе называют «сорокой- воровкой»?   Что строят птицы когда собираются заводить птенцов?   Назовите птиц не умеющих летать?   Назовите птиц занесённых в Красную книгу, объясните, почему они туда занесены? ( розовый фламинго, черный журавль, стерх, сокол, беркут, розовая чайка)   Подведение итогов.   Словесная игра: «Прилетели птицы».   По желанию подвижные игры «Воробьи и вороны», «Совушка- сова»

Оставить комментарий: