План-конспект экскурсии в музей в старшей группе
Документы для скачивания
План – конспект экскурсии в музей
для детей старшего дошкольного возраста
«Дон – наш дом родной»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ д/с «Радость» г. Цимлянска
Донецкая Е.Р.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста норм и правил жизнедеятельности посредством приобщения к исторически сложившимся традициям Донского края.
Задачи:
1.Сформировать у детей представление о жилище казака, его особенностях и убранстве. Познакомить с традиционным казачьим костюмом, его символикой и традициями, связанными с одеждой казака.
2.Развивать интерес к истории и культуре Донского края; формировать эстетическое и нравственное их восприятие.
Формировать интерес к подлинным предметам старины и способности извлекать информацию из различных источников.
Развивать логическое мышление, любознательность, умение анализировать и делать выводы.
3.Воспитывать активную гражданскую позицию, патриотизм на примерах истории и культуры Дона; бережное отношение к культурному наследию своего края, своей малой Родины, гордости за свой край.
Ход экскурсии:
I Организационный момент:
Воспитатель: - Ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательную экскурсию в краеведческий музей нашего города.
-А как вы думаете, что такое музей?
-Музей – это место, где собраны коллекции различных, интересных, редких вещей, предметов, картин. Все эти предметы являются экспонатами музея.
Музей нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разные времена.
-Как нужно вести себя в музее?
-А кто проводит экскурсии в музее?
Ребята! Я очень рада вас видеть в Цимлянском районном краеведческом музее. Это один из самых молодых музеев Ростовской области.
В нашем музее открыта комната Боевой Славы, где находятся экспонаты, посвящённые Великой Отечественной войне, картинная галерея, где выставлены картины донских художников.
II Основная часть:
-А сегодня я хочу представить вашему вниманию выставку под названием «Дон – наш дом родной», где вы узнаете о быте и традициях наших предков – донских казаков.
-Ребята, посмотрите на карту Ростовской области. Найдите на ней наш город.
-А какие города, станицы нашей области вы ещё знаете?
-Славится наш донской край красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она и тем, что с незапамятных времён живут здесь казаки.
-Первые поселения казаков появились на берегу Дона ещё в древности. Тогда на нашей земле жили кочевые народы, которые пасли огромные стада лошадей, быков, овец и перебирались с места на место, захватывая земли других народов. Поэтому казакам приходилось всю жизнь проводить в военных походах: отвоёвывать территорию у кочевников, а позже – защищать свою землю от набегов.
-А вы знаете пословицы и поговорки о воинской славе и доблести казаков?
-Можно ли сказать о казаках словами пословицы: «Жить – Родине служить»? (Можно, так как военная служба была делом чести, делом всей жизни казака).
-Действительно, вся жизнь казака, его быт и даже его дом были подчинены военной службе.
-Когда поселения стали разрастаться, превращаться в станицы, казаки стали строить курени. Курени строили одноэтажные, с плетнёвыми стенами, обмазанными глиной. Крыши делали из камыша или соломы. Само слово «курень» означает «круг». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома. Рядом с куренем казаки рыли глубокий погреб, где в холоде хранили продукты (рассматривание макета).
-А вот это более современный курень. Такие курени встречаются и в наше время (показ макета)
-Чем он отличается от прежнего? Он двухэтажный, много окон, на верхний этаж ведёт широкая лестница. Верхний этаж окружён баясами – узким балконом под крышей. В жаркую погоду в «низах» всегда прохладно, поэтому летом вся семья жила там.
-А сейчас я вас приглашаю заглянуть внутрь куреня. На втором этаже в центре куреня – зало – нарядно убранная комната, где принимали гостей.
В красном углу находилась молельня: на покрытой расшитыми полотенцами полочке выставлялись семейные иконы. Если хозяин куреня погибал в бою, то под иконы клали его фуражку – считалось, что семья находилась под Божьей защитой. Направо от зала располагалась кунацкая – комната, где жили холостые казаки и подростки. Здесь мебель была скромная, на стенах висело оружие. В кунацкую женщины и дети не заходили. У них была своя половина – тёплая и уютная.
-А теперь обратите внимание, как казаки украшали свой дом – красивыми полотенцами, вышивками, вязаными салфетками, покрывалами и множеством подушек с накидками; на стены вешали фотографии и зеркала. Украшали курень не только внутри, но и снаружи – искусной резьбой и затейливой росписью.
-Ребята мы с вами познакомились с тем, где жили казаки, а теперь рассмотрим, во что они одевались.
-В народе говорят: «По одёжке встречают, а провожают по уму».
-Как вы думаете, что это означает?
-По одёжке многое можно узнать о донском казаке. Посмотрите на традиционный костюм донского казака (манекен).
-Это шаровары – широкие штаны, собранные внизу. В них удобно сидеть на коне. Старики носили белые шаровары, на праздники казаки надевали красные, а в будние дни носили синие. На шаровары обязательно нашивались лампасы – символ казачьей вольности. Цвет лампас показывал, к какому войску принадлежал казак. Шаровары заправляли в сапоги.
-Ребята, а вы заметили, какого цвета лампасы носят донские казаки? (красные)
-На шаровары выпускался бешмет – присобранная от талии рубаха, застёгивающаяся на крючки. Сверху надевался чекмень, на котором были знаки воинского отличия.
Главными казачьими головными уборами были фуражка и папаха. Фуражки торжественно вручали мальчикам, когда начинали их обучение воинскому искусству.
-А теперь поиграем в игру, в которую играли молодые казачата.
Проводится игра «Надень фуражку»
-Молодцы! Настоящие казачата!
-А теперь посмотрите на традиционный наряд донской казачки (манекен): пышную юбку и кофту с баской. Казачки украшали одежду вышивкой и кружевами. Кружева носили и на голове. Любили казачки и цветные платки и никогда не показывались с непокрытой головой.
-А эту одежду носили девочки – казачки (манекен).
-Как это называется? (Сарафан)
-Что вы знаете о сарафане? (дети рассказывают о традициях украшения сарафана, символике цвета и орнамента)
III Заключительная часть:
-Вот и подошла наша встреча к концу.
-Вам было интересно? А что больше всего понравилось, запомнилось?
-Я была очень рада совершить с вами это увлекательное путешествие в музей! Надеюсь, что вы ещё не раз посетите наш музей.
-До встречи!
- Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе "Лето для белого мишки"
- Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе по аппликации "Поможем матрешкам"
- Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с природным миром "День птиц"
- Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "На помощь Деду Морозу"
- Отчет по работе с родителями за 2023-2024 учебный год