a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы

Автор: Володина Екатерина Олеговна Опубликовано: 2024-09-23 20:05:03

Документы для скачивания

Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками  Дьенеша  и палочками  Кюизенера для старшей группы. СЕНТЯБРЬ Занятие 1. Тема: «Магазин игрушек»( Блоки  Дьенеша) Задачи:   осваивать использование условных обозначений отдельных свойств( цвет, форма, величина) при анализе различных предметов; Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер( одно свойство) Занятие 2. Тема: «Игровое упражнение: Строим дорожку»( Палочки  Кюизенера) Задачи: учить детей группировать палочки( полоски) по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, тоже красная и так далее; развивать зрительный глазомер. Занятие 3 Тема: Игры «Поезд», «Дождик»( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать устойчивую связь между образом свойств и словами, которые они обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства; Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов( одно свойств о- цвет, потом размер) Занятие 4 Тема: Игровое упражнение «Моделируем квадрат»( Палочки  Кюизенера) Задачи: закреплять умение различать палочки по цвету; Осваивать эталоны цвета и их названия; Развивать представления о квадрате; Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки.   Занятие 5 Тема: Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник»( Палочки  Кюизенера) Задачи: учить детей осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова: такая же, тоже розовая, одинаковые по цвету и по длине и т д. развивать представления о прямоугольнике; развивать зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; ОКТЯБРЬ Занятие 6 Тема: Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу»( Палочки  Кюизенера) Задачи: и детей различать полоски по цвету; Осваивать эталоны цвета и их названия; Развивать зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. Занятие 7 Тема: Путешествие в волшебный лес. ( Блоки  Дьенеша)   Задачи: развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойство( цвет, размер, толщину) предметов( два свойства) ; Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам( одно свойство- форма) ; Познакомить детей с новыми карточками символами свойств( тонкий, толстый) ; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов( одно свойство – толщина) ; Развивать умение сравнивать предметы по высоте. Занятие 8 Тема: Игра- конструирование: «Дом и мебель для матрешки»( Палочки  Кюизенера) Задачи: учить детей выбирать палочки( полоски) по словесному указанию взрослого; Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом; Развивать воображение, зрительный глазомер; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. Занятие 9 Тема: Гномики( Блоки  Дьенеша)   Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по заданным свойствам( одно свойство) ; Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам; Развивать умение следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий( линейный алгоритм) . НОЯБРЬ Занятие 10 Тема: Цирк( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать умение выделять свойство в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение подбирать предметы( воздушные шарики) по самостоятельно выделенным свойствам; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов( одно свойство- размер) ; Осваивать идею видоизменения, трансформации; Развивать внимание детей. Занятие 11 Тема: Игра- конструирование «Пирамидка и лесенка»( Палочки  Кюизенера) Задачи: развивать у детей 1представление о цвете 2представление о длине( длинный- короткий и  тд) 3умени сравнивать полоски по длине( длиннее- короче и т д) 4зрительный глазомер. Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Занятие 12 Тема: Золушка( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать эти свойства от других,  следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойства( цвет, размер, толщину) предметов( два свойства) ; Развивать умение расшифровывать( декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств( одно свойство- толщина) у предметов по из знаково- символическим обозначениям( толщина, отрицание толщины) ; Развивать умение словом( с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого- либо конкретного свойства( «толщина »- ни толстый, не тонкий) . Занятие 13 Тема: Игровое упражнение «Коврик для кошки»( Палочки  Кюизенера) Задачи: учить детей различать полоски по цвету и длине; Учить детей составлять квадрат из палочек; Развивать зрительный глазомер детей; Учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.   ДЕКАБРЬ Занятие 14 Тема: Город геометрических фигур. ( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать классификационные умения; Развивать умения подбирать предметы( цветы) по самостоятельно- выделенным свойствам Занятие 15 Тема: Игра- конструирование «Разноцветные заборы»( Палочки  Кюизенера) Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета; представление о высоте( «высокий», «низкий» и т д) ; представление о длине; умение сравнивать предметы по высоте и длине; зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. Занятие 16 Тема: Красная шапочка( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно- выделенным свойствам, следовать определенны правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий; Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств( одно свойство- размер) у предметов по их знаково- символическим обозначениям( размер, отрицание размера) ; Развивать умение словом( с помощью частицы «не»0 обозначать отсутствие у предметов какого- либо конкретного свойства( разме р- не большой, не маленький) ; Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство( форма, размер, толщина) предметов( 2 свойства) . Занятие 17 Тема: Игра- конструирование «Поезд»( Палочки  Кюизенера) Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о длине( « длиннее- короче ») , зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. Занятие 18 Тема: Игра- конструирование «Заборы низкие и высокие»( Палочки  Кюизенера) Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о высоте( «высокий», «низкий» и т д) , представление о длине, умение сравнивать предметы по высоте и длине, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. ЯНВАРЬ   Занятие 18 Тема: Гирлянда( Блоки  Дьенеша) Задачи: Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать; Развивать внимание; Развивать классификационные умения; Развивать умение разбивать множества по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». Занятие 19 Тема: Игра- конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая»( Палочки  Кюизенера) Задачи: развивать у детей: представление о цвете, умение называть цвета, представление о ширине( «широкая», «узкая») , представление о толщине( «толстый», «худой», «тонкий») , зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки. Занятие 19 Тема: Поможем Диме. ( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать умение классифицировать; Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам игры при выполнении цепочки действий( разветвленный алгоритм – «выращивание дерева») ; творческое мышление, воображение; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов( 2 свойства- форма и толщина) . Занятие 20 Тема: Игровое упражнение «Цвет и число»( Палочки  Кюизенера) Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число; Развивать у детей: представление о ширине( «широкий», «Узкий» и т д) , умение сравнивать предметы по ширине, умение подбирать палочки по размеру, зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать навык самоконтроля и самооценки.   ФЕВРАЛЬ Занятие 21 Тема: Кондитерская фабрика( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать умение классифицировать; Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства( цвет, форму, размер, толщину) предметов( 2 свойства) , обозначать словом отсутствие какого- либо конкретного свойства предмета( не красный, не треугольный и т д) ; Развивать умение рассуждать логически; Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов( 2 свойства) . Занятие 22 Тема: Игровое упражнение «Число и цвет»( Палочки  Кюизенера) Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет. Занятие 23 Тема: Поездка фигур в лес. ( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать умение декодировать информацию о свойствах предмета( 2 свойства- цвет, размер) ; Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; Развивать умение разбивать множество по одному свойству на 2 подмножества, производить логическую операцию «не»; Развивать умение сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам( первый вариант занятия) ; Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основания классификации с помощью карточек- символов свойств( 2 вариант занятия) . Занятие 24 Тема: Игровое упражнение «Как разговаривают числа»( Палочки  Кюизенера) Задачи: учить детей оперировать числовыми значениями цветных полосок; На практике познакомить детей с понятиями «больше», «меньше»; Познакомить детей со знаками «& gt; », «& lt; », учить записывать и читать записи типа: «3& lt; 4», «4& gt; 3». МАРТ Занятие 25 Тема: Пятачок в городе Геометрических фигур( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов( 2 свойств а- форма и размер) ; Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги; Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства( цвет, форма, размер, толщина) предметов( 2 свойства) ; обозначать словом отсутствие какого- либо конкретного свойства предмета( не красный, не толстый и т д) . Занятие 26 Тема: игровое упражнение «Кто в домике живет? »( Палочки  Кюизенера) Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Занятие 27 Тема: Игровое упражнение «Как узнать номера домов на новой улице? »( Палочки  Кюизенера) Задачи: учить детей составлять число из двух меньших чисел; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Занятие 28 Тема: Красная Шапочка. ( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы( цветы) по заданным свойствам( одно свойство) ; Развивать умение подбирать предметы( цветы) по самостоятельно выделенным свойствам; Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов( одно свойств о- цвет) ; Познакомить с карточками- символами – отрицание свойств ( цвет, форма, размер, толщина) ; Развивать умение обозначать словом( с помощью частицы «не»)     АПРЕЛЬ Занятие 29 Тема: Игровое упражнение «Сломанная лесенка»( Палочки  Кюизенера) Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5( 10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Занятие 30 Тема: Роботы с далекой планеты  Раби- Руби( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий( разветвленный алгорит м- «выращивание дерева») , творческое мышление, воображение; Познакомить детей с карточками- символами видоизменение свойст в- цвет, форма, размер. Занятие 31 Тема: Игровое упражнение «Измерь дорожки шагами»( палочки  Кюизенера) Задачи: учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Занятие 32 Тема: Карнавал( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, сравнивать предметы по самостоятельно- выделенным свойствам; Развивать способность к анализу, абстрагированию; Развивать умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческое мышление, воображение. ; Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств( одно свойство- цвет) у предметов по их знаково- символическим обозначениям( цвет, отрицание цвета) ; Развивать умение словом( с помощью частицы «не») обозначать отсутствие у предметов какого- либо конкретного свойства( цвет- не желтый, не красный, не синий) ; Осваивать идею видоизменения, трансформация. МАЙ Занятие 33 Тема: Игровое упражнение «Число и цвет»( Палочки  Кюизенера) Задачи: учить детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет. Занятие 34 Тема: Поездка на швейную фабрику( Блоки  Дьенеша) Задачи: развивать умение решать логические задачи; Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке; Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации; обозначать основание классификации с помощью карточек- символов свойств; Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов( 2 свойства) Занятие 35 Тема: Как растут числа 7( повторение) ( Палочки  Кюизенера) Задачи: продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 5( 10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа; Учить детей сравнивать смежные числа; Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; Развивать у детей зрительный глазомер; Учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; Формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. Занятие 36 Тема: День рождения  Топтыжки( Блоки  Дьенеша) Задачи:   Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов( одно свойство- форма) Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам( одно свойство – цвет) .    

Оставить комментарий: