ШПАРГАЛКА ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ВОЗДУШНОЙ СТРУИ»
Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.
Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:
- сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков;
- увеличить количество произнесенных слов на выдохе;
- выработать четкую и внятную речь;
- достичь координации дыхания, речи и движений;
- повысить эффективность коррекции звукопроизношения.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При работе над речевым дыханием необходимо соблюдать следующие условия:
- Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
- Не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия.
- Вдох должен происходить через нос.
- Темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
- Не следует добиваться полного выдоха.
- Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями.
- Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
- Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
- Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.
- Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
- Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
- Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ВОЗДУШНОЙ СТРУИ
- «ЛИСТОПАД»: Сдувать листочки с ладони или листочки, закреплённые в тетради на нитке. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Инструкция: вдох через нос (плечи не поднимать, выдох через рот – подули на листочки (щёки не раздувать).
- «УЗНАЙ ОВОЩ»
Ребёнок рассматривает овощи (лук, чеснок, огурец), называет их. Затем на овощах делаются надрезы. Ребёнок нюхает овощи, запоминает запахи. Далее взрослый завязывает глаза ребенку, и он должен по запаху узнать предложенный овощ. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный выдох через нос.
- «УЗНАЙ ФРУКТ»
Ребёнок рассматривает фрукты (апельсин, лимон, яблоко, называет их. Затем на фруктах делаются надрезы. Ребёнок нюхает фрукты, запоминает ароматы. После с завязанными глазами узнаёт фрукт по запаху. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный выдох через нос.
- «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Предложить ребёнку выдувать мыльные пузыри. Если у него не получается, надо постараться помочь подобрать разные рамки и трубочки для выдувания, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: вдох через нос (плечи не поднимать, выдох через рот – дунуть на трубочку с рамкой (щёки не раздувать).
- «НАДУЕМ ШАРЫ»
Показать ребёнку, как надо надуть шар. Набирать воздух через нос и медленно выдыхать его через рот в отверстие шара. Научить ребёнка правильно держать шар, чтобы из него не выходил воздух. Эту игру предлагать только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: вдох через нос и медленно выдыхать его через рот в отверстие шара.
- «ФУТБОЛ»
1 вариант. Из комочка ваты скатать шарик – это мяч. Поставить 2 кубика – это ворота. Дуть на «мяч» пытаясь «забить гол».
2 вариант. Два игрока, сидя друг напротив друга, длительным, сильным выдохом в коктейльную трубочку, должны переместить горошины на поле соперника и забить гол в ворота. Выигрывает тот, кто забьёт больше голов. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, сильный выдох – дуем на мяч.
- «ВЕРТУШКИ»
На улице показать ребёнку, как вертушка начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложить подуть на вертушку. Вот как завертелась! Подуйте ещё сильнее – вертушка вертится ещё быстрее. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный выдох через рот – подуть на вертушку.
- «ПОДУЙ В ДУДОЧКУ»
Предложить ребёнку поиграть на дудочке. – Давай устроим музыкальный парад! Бери дудочку – начинаем играть! Если не получается извлечь из дудочки звук, нужно проследить, правильно ли он дует. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
- «ЧЕЙ ОДУВАНЧИК ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?»
Предложить подуть на одуванчик, который закреплён на нитке.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный выдох через рот – подуть на одуванчик (щёки не раздувать).
- «СНЕГОПАД»
Предложить подуть на бумажные снежинки на ленточках, прикрепленным к листочку или на тренажёре.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, сильный выдох через рот – подуть на снежинки (щёки не раздувать).
- «ЛЕТИ, БАБОЧКА»
Предложить подуть на бабочек. Необходимо следить, чтобы дети стояли прямо, при выдохе не поднимали плечи. Дуть на одном выдохе, не добирая воздух, не надувая щёки. Губы слегка выдвигать вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный длительный выдох через рот – подуть на бабочку (щёки не раздувать).
- «КАТИСЬ, КАРАНДАШ»
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ребёнок сидит за столом, на столе на расстоянии 20 см от ребёнка лежит карандаш, взрослый предлагает с силой подуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Можно устроить соревнование. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатится дальше. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, плавный длительный выдох через рот – подуть на карандаш (щёки не раздувать).
- «БУРЯ В СТАКАНЕ»
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного размера.
Давай устроим бурю! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получится маленькая буря. А если подуть сильно, то получится сильная буря!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Ребенок может держать трубочку в губах, вдыхать воздух через нос. Инструкция: глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, сильный ротовой выдох через рот – дуть через трубочку (щёки не раздувать).
- СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Консультация для педагогов "Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в математическом развитии дошкольников"
- Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера для старшей группы
- Буклет "Скоро в школу" (советы родителям будущих первоклассников)
- Письмо первокласснику