Детский проект "Подводный мир"
Документы для скачивания
Проект « Подводный мир »
Руководитель: Тюменцева О.П., Лавринович А.В.
Образовательные области: «Познавательное развитие», Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Участники: дети подготовительной группы
Тип проекта: творческий
Цель проекта: изготовление рыбок для макета.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о морских и речных обитателях; правильно называть обитателей морей.
Развивающие: развивать умение сравнивать и анализировать, обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; самостоятельность, трудолюбие.
Ожидаемый результат: Иметь представление об обитателях морского мира, об уникальности каждого вида;
Материал для продуктивной деятельности: глобус; картинки с морскими обитателями; карточки с названиями морских обитателей и других животных; цветная бумага.
Актуальность. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. По количеству видов растений, рыб и млекопитающих Мировой океан значительно превосходит сушу. Подводный мир настолько удивителен, что ребенку никогда не наскучит открывать для себя новые виды животных и растений. Загадочный мир подводных обитателей вызывает особый интерес у детей. Часто дети задают вопросы, связанные с морем, с его обитателями, с образом их жизни, с их особенностями. Хотелось бы познакомить детей с этим загадочным и таинственным миром. Удивительные факты из жизни морских обитателей вызовут у ребенка желание еще глубже познать мир, который его окружает, и совершать новые открытия. Именно для этого и был создан данный проект «Обитатели подводного мира».
Продукт проекта: изготовление рыбок из бумаги в макет аквариума.
Этапы проекта: подготовительный, практический, заключительный
1 этап: подготовительный
- Подобрать наглядный материал о подводных жителях
- Выявить знания детей о подводных жителях .
3.Разработать картотеку дидактических игр о подводном мире.
- Разработать беседу.
5.Подобрать стихи и загадки о морских обитателях.
- 6. Подбор иллюстраций по теме проекта.
- Разработка занятия.
- Реализация плана и действия проекта
- Практический этап:
Формы работы: рассматривание, продуктивная деятельность
Реализация проекта
- Ребята, кто скажет, что это такое? (Глобус)
- Какими цветами раскрашен глобус (ответы детей)
- Да, наша планета разноцветная. На глобусе мы можем увидеть моря, горы , пустыни.
- А какого цвета больше на глобусе? (голубого)
- Что означает голубой цвет на макете Земли? (моря, океаны, реки , озера)
Воспитатель: А помните сказку А.С.Пушкина «Сказка о Золотой рыбке», которая живет в глубоком синем море.
Воспитатель. А вы ребята хотите побывать на дне морском и попасть в царство Золотой Рыбки?
Воспитатель.
Раз, два, три – все замри!
В мир подводный попади!
Сейчас начнутся чудеса!
Закрывай скорей глаза!
Воспитатель. Вот мы попали на дно морское дно.
Воспитатель: Как вы думаете, кого мы можем увидеть на морском дне?
(рассматривают иллюстрации с морскими обитателями)
Послушайте, почему-то здесь очень тихо и не видно морских обитателей! Наверное, что-то случилось? Ребята, послушайте, кто то плачет...(появляется Рыбка)
Воспитатель. Что случилось? Почему ты так не весела?
Рыбка: Как же я могу веселиться? Всё моё подводное царство заколдовала злая волшебница! Я осталась совсем одна. Никто больше не живёт в моих владениях.
Воспитатель. Не печалься Золотая Рыбка, мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?
Воспитатель. Мы хоть и не волшебники, но умеем рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.
Рыбка: но у меня нет ни ножниц ни клея, ни карандашей, только цветная бумага.
Воспитатель: как же помочь рыбке (сделать из бумаги)
Воспитатель: каких бы вы хотели сделать рыбок,
-какого цвета и размера должна быть ваша рыбка,
-каким способом делать будем (на доске висят несколько способов изготовления рыбок)
Дети с помощью воспитатель изготавливают рыбок.
Рыбка: Какие красивые рыбки получились, как вы их делали.
Заключительный этап:
Воспитатель: этих рыбок мы подарим тебе, чтобы ты не была одна.
Создание макета «Аквариум с рыбками»
Вывод: В процессе осуществления проекта дети проявили активный познавательный интерес. Дети узнали об обитателях самых глубоких мест в океане. Знания, полученные в ходе проекта, ребята применяли во время изготовления рыб.
Приложение №1.
Беседа «Подводный мир океанов»
Цель: расширять представления учеников о подводном мире океанов.
Оборудование: иллюстрации с изображением животного мира океанов.
Природа нашего мира удивительно по своей сути, но мы стремимся ее переделать, вырубая леса для постройки домов или облагораживая дикую природу, внося в нее всевозможные элементы цивилизации. Однако мало кто знает о красоте подводного мира морей и океанов, где водятся красивейшие морские обитатели. В наше время все больше и больше людей начинают заниматься дайвингом и познавать эту уникальную природу океанских вод, хранящую в себе многочисленные тайны и загадки. Примечателен он не только большим количеством разнообразных видов рыб и кораллов, еще встречаются здесь и необычные пещеры, мистические территории, затонувшие города и сокровища.
На земном шаре существует 4 океана, каждый из которых несет в себе свои собственные впечатления и обладает особенной «местной» флорой и фауной.
Тихий океан. Тихий океан является первым по величине водоемом на планете и вмещает в себя более ста тысяч самых разнообразных видов рыб. Самым большим обитателем этого океана и всего подводного мира считается серый кит ригели, плавающий в нижних слоях водного пространства. Масса таких китов доходит до 35 тонн, а увидеть их можно в период их размножения, когда киты выплывают на мелководье заливов. Конечно, в тихом океане водятся и хищники, среди которых наиболее опасными можно назвать леопардовую акулу, смертельно ядовитую рыбу-камень, морских ежей, змей и дракончиков, которые парализуют человека своим ядом. Конечно, таких рыб довольно много, поэтому прежде чем отправиться в подводное плавание, обязательно нужно поинтересоваться какие рыбы представляют для человека опасность и стараться не приближаться к ним. Хватает здесь и мелких рыб, стаями которых хотят полюбоваться заядлые дайверы со всего света. В океане можно встретить морских котиков, лососевых рыб, рыбу-телескоп, малоротую макропинну, а также совсем необычную рыбу – сельдяного короля. Практически весь океан окружен горными рельефами, отчего дно тихого океана образует вулканическое «огненное кольцо». Неподалеку от Австралии пролегает большой Барьерный риф, окружающий самую большую коралловую лагуну. Повсюду в океане наблюдается движение земной коры, что производит на свет мировые катастрофы в виде цунами.
Атлантический океан. Атлантический океан по своей величине занимает второе место после Тихого. Дно океана разделено на две практически равные части Серединно-Атлантическим хребтом. Его пространство также населено огромным количеством рыб и млекопитающих. Среди самых необычных и редко встречающихся видов отмечают летучих рыб, луну-рыбу, синих акул, гигантских раков, морского волка и многих других. За последние годы изучения глубин Атлантического океана ученые нашли несколько видов рыб, которые не были известны до сегодняшнего дня современной науке. Таким образом на морском дне были найдены новые разновидности морских червей и огурцов, гребневики и медузы, которые отличаются яркой окраской и необычным строением. Также следует отметить, что именно воды Атлантического океана полны многочисленными загадками потонувших кораблей. Здесь же находится знаменитый Бермудский треугольник, потонувший Титаник, многочисленные кладбища кораблей, подводные айсберги и бесконечные мистические легенды.
Индийский океан. Большая часть Индийского океана омывает южные материки, где температура воды достигает 23-25 градусов. В этой части акватории океана существует богатый подводный мир морских жителей от маленьких рыбок до тигровых акул. На мелководье встречаются многочисленные коралловые рифы, разноцветные водоросли и полипы, где обитают илистые прыгуны. Среди крупных рыб в Индийском океане можно увидеть семейства китовых рыб, кашалотов, дельфинов, морских котиков, касаток и несколько видов акул, среди которых большая белая, тигровая и другие их представители. Среди местной фауны встречаются многие светящиеся рыбки, например, рыба платитрокт. На территории Индийского океана расположился остров Амстердам, который облюбовали тюлени и пингвины. Популярными местами для дайвинга индийских вод являются побережья Австралии и курорта Шри-Ланка, где местным ремеслом славится добыча жемчуга.
Приложение №2.
Загадки
Друг за другом мчится стая, волны телом разрезая,
То хвосты, то снова спины, кто вперёд, плывут (дельфины)
Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно.(Кит)
Плоский он. Размером разный.
Хвост его бичеобразный.
Лишь один несёт отряд
Электричества заряд!(Скат)
Короткое тело покрыто шипами!
Шипами умело сразится с врагами.
Раздуется важно, как шарик. И всё ж…
Порою хоть страшно, плывёт.(Рыба-ёж)
По всем морям оставил след,
И лишь в Балтийском море – нет,
Имеет панцирь как футляр,
Десятиногий рак.(Омар)
Головоногий то моллюск -
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его?(Кальмар)
Из иглокожих, но красиво
В морской пучине это диво.
Пять рук обычно - пять лучей!
Бывает хищной. Образ чей?(Морская звезда)
Симпатичный он на вид,
Хоть бывает ядовит!
У моллюска – восемь ног.
То придонный… (Осьминог)
Как торпеда с плавниками.
С очень страшными клыками!
Острым нюхом жертву чует,
Днём и ночью всё кочует.(Акула)
По волнам гуляет зонтик –
Вот так чудо,
Вот так диво!
Зонтик жжётся,
Как крапива.(медуза)
Приложение №3.
Стихи об обитателях морей и рек
Автор: Эдит Сницарук
РЫБАКИ
Сидели два приятеля
На берегу реки
И были у них удочки,
И были червяки.
Всё с вечера, конечно же,
Готовили они
И вот теперь, друзья, сидят
На мостике одни.
Ещё и солнце не взошло,
Но начало светать,
И тут вдруг рыбка начала
У мальчиков клевать.
Идёт карась за карасём
И вот плотва клюёт.
Какой же будет здесь улов,
Ведь рыба так идёт!
Мальчишки рады, знать не зря,
Пришли они сюда,
Ведь дома ждут с уловом их
Друзья и вся родня.
Наварят вкусную уху,
Нажарят карасей
И угостят тогда родню,
И всех своих друзей
ПОДВОДНЫЙ МИР
Подводный мир такой красивый,
Что глаз не оторвать и там,
Какие рыбы и растенья,
Волшебным кажется он нам.
Там жизнь своя, закон подводный,
Негласный, но он есть такой,
Все соблюдают непременно.
Там мир особенный, другой!
МОРСКИЕ ЕЖИ
Ёж, как ёж, но только в море
Обитает он всегда.
Дно морское, мир чудесный,
Там живёт его семья.
Иглы тонкие имеют,
Круглые, как колобки,
А едят они моллюсков,
Водоросли им нужны.
Падаль разную и губок,
Да и мелких звёзд морских,
Также, раков-богомолов,
Это лакомство для них.
Но бывает, нападают
На своих же, на ежей,
Только меньшего размера,
Съев в тиши их поскорей.
Дышат жабрами, как рыбы,
В углубленьях скал живут.
Рыбы и морские звёзды
Их подстерегают тут.
Служат пищей для омаров.
Птицы очень любят их,
И представьте, что каланы –
Это главный враг для них.
Ёж морской, для человека,
Наступившего на них,
Представляют всю опасность.
Берегитесь, люди, их!
Иглы тонкие, впиваясь,
Остаются все в ноге,
Надо очень постараться,
Чтобы вытащить их все.
Вот какой он, ёж из моря.
Жизнь его – борьба всегда.
Но он счастлив, что родился
Там, где вся его семья!
МОРСКАЯ ЗВЕЗДА
Форма тела необычна,
Есть и выросты всегда,
Называют их лучами,
Иль руками иногда.
Луч потоньше и поуже,
Или просто коротки,
Или треугольной формы,
Что почти и не видны.
А окраска поражает
И включает все цвета -
Это красный, бурый, жёлтый,
Синий тоже, иногда.
И фактурная поверхность
Отличает их от всех -
Бархатистые, с шипами,
Иль колючий, гладкий верх.
Может ползать, рыть и плавать,
Изгибаться без конца,
Иль лежать на мелководье,
Эта яркая звезда.
А едят они такое,
Что способны удержать.
Их "резиновый" желудок,
Может всё переживать.
МОРСКОЙ ПЕТУХ
Шесть ног растут их плавников,
Как длинные лучи,
На них и движется петух
И утром, и в ночи.
Еду добудет он на дне -
Креветок, крабов, рыб,
А наедается и спит
Среди подземных глыб.
То отдыхает он в траве,
Что стелется по дну,
То от врагов и от друзей
Уйдёт на глубину.
А может выпрыгнуть наверх
И пролетев вперёд,
Добычу, что почуял он,
Всегда свою найдёт.
ОСЬМИНОЖКА
В глубинах моря, осьминожка жил
И никогда, поверьте, не тужил.
Он каждой встрече под водой был рад,
О чём всегда сказать его мог взгляд.
И восемь щупалец с присосками имел -
Шесть для еды, двумя ходить умел.
Отталкиваясь ими он от дна,
Передвигался быстро, без труда.
А при желании, мог цвет менять,
Проблемы, что возникнут, их решать,
Пускал струю чернил и был таков,
И так спасался даже от врагов.
Активный образ вёл он по ночам,
Днём отсыпался, прячась среди скал,
Иль сам устраивал укрытие себе
И отдыхал в нём там, наедине.
Жилище мыл и был чистюлей он,
И мусор выносил из дома вон,
На кучу складывал и рад был оттого,
Что в доме было чисто у него.
Питался крабами, лангустами всегда,
Моллюсками и рыбкой иногда,
Своей слюной парализует их,
И в дом утащит, скушав в тот же миг.
Вот так и жил наш осторожный друг,
Охотился и видел всё вокруг.
Зимой в глубоких водах обитал,
А летом он усталости не знал.
КОТИКИ МОРСКИЕ
Котики морские,
Рядышком лежат,
Зорко все за детками
Мамочки следят:
"Никуда от мамы
Уходить нельзя,
Белые медведи
Встретят вас, друзья.
А в воде смотрите,
Вы по сторонам,
Ведь киты большие
Могут съесть вас там.
Будьте осторожны
Вы всегда, везде,
А не то, поверьте,
Быть большой беде."
РЫБА — КАМЕНЬ
Рыба — камень, ядовита!
Ядовиты и шипы,
Что растут на спине рыбы,
Так опасны все они!
Лишь дотронешься ногою
И вонзятся в тот же миг
Ядовитые иголки,
Словно острый, острый штык.
Она прячется в кораллах,
Зарывается в песок
И за рыбкой наблюдает
Лишь прищуривши глазок.
Берегитесь, рыбу — камень,
Обходите стороной,
Лишь заметите ту рыбу
В море, в иле под водой!
ОН ЗДЕСЬ ХОЗЯИН
Огромный кит, как пароход,
По морю проплывал,
Фонтан воды из глубины,
Как свой привет, послал.
И по волнам качаясь плыл,
Навстречу всем ветрам -
Красивый, сильный и большой,
Он самый смелый там.
Ему не страшен холод, зной
И глубина воды.
Он здесь хозяин и его,
Все уважать должны.
ДЕЛЬФИНЫ
Смотрите, дельфины резвятся в воде,
Ныряя а большую волну!
То, словно, взлетают легко над водой,
То быстро уйдут в глубину.
И все улыбаются весело нам,
Зовут нас с собою играть.
Спасибо вам, добрые наши друзья,
За щедрую ту благодать!
Приложение №4. Схемы изготовления рыбки