Статья "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха"
Документы для скачивания
Шевлякова Ирина Владимировна, воспитатель, КГБОУ «Минусинская школа- интернат», г. Минусинск, Красноярский край Сказкотерапия как сре дство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха Снижение слуха в раннем детстве отрицательно сказывается на формировании речи ребёнка и без специального обучения он не овладевает е ю. Нарушение слуха ведёт не только к задержке речевого развития, но и к целому ряду вторичных и последующих нарушений в психическом развитии. Отмечаются сенсорные, двигательные, эмоциональные, интеллектуальные отклонения. Оказываются несформированными другие фундаментальные психические новообразования. Актуальным методом работы в области воспитания и развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха является сказкотерапия. Сказкотерапия- через проигрывание образов сказочных героев, через пластику, жесты, движение, музыку- дает возможность к самовыражению, помогает ребенку позитивно принять внешний мир. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, они способствуют развитию у детей воображения, мышления, речевого творчества и акти вного воспитания добрых чувств. Для развития речи дошкольника с нарушением слуха необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь окружающих его людей. Эти качества формируются и разви ваются в театрализованных играх- драматизациях. Основой в работе по театрализованным играм служит именно сказка. Сказка– наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Тексты для рассказывания и чтения воспитатель выбирает по своему усмотрению, так как процесс общения с книгой у таких детей имеет свою специфику и определённые трудности. Работа с книгой развивает у детей зрительное восприятие, логическое мышление, эстетический вкус, способствует развитию навыков чтения и речевых возможностей. Таким образом, сказкотерапия развивает у дошкольников интерес к миру театра, творческие способности и эмоциональный фон, приобщает их к окружающему миру. Театральная деятельность интересна и любима неслышащему ребёнку. Она помогает дошкольни ку понять эмоциональное состояние персонажа и передать его образ через соответствующие выразительные средства( мимика, жест, поза, движение, голос, интонация) , проявить творческий подход, импровизировать выразительные образы. Работая над репликами героев, незаметно активизируется словарь неслышащих детей. Даже маленькая исполняемая роль ставит ребенка, изъяснятся ясно, четко и понятно, и хорошо согласовывать свои действия с действиями других детей. Мне было важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максима льно реализовать их творческие способности. Решением данной задачи стало создание проект а «Волшебный занавес», участниками которого являются педагоги, воспитанники школы- интернат и их родители. Работа над проектом начиналась со знакомства детей с театром, авторскими и русскими народными сказками, в доступной им форме с использованием наглядности: настольный театр, плоскостные фигуры персонажей на фланелеграфе, пальчиковый театр, перчаточные куклы, маски, так как словарь у детей с нарушениями слуха очень ограничен, с организации театрализованных игр и показа мимических этюдов, соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа. Во время каждого этюда давали установку на любой характер персонажа – грустный зайчик, сердитая кукла, весёлый медведь, хитрая лиса и т. д. Большое внимание в театрализации уделяю речи детей, их движениям, жестам, мимике и эмоциям маленьких актёров. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с большим интересом и удовольствием выполняют задания, исполняют роли, произносят диалоги героев. Через сказку ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей. Ежегодно работаем над театрализованными постановками по сказкам и принима ем участие в городском конкурсе- фестивале детских коллективов «Театральная юность Минусинска». «Муха – Цокотуха» К. И. Чуковский Русская народная сказка «Гуси- лебеди» Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ является весьма эффективным и многофункциональным. Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике, является средством развития творческих способностей детей. Помогает ребёнку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, устанавливать взаимоотношения друг с другом в процессе игры, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности. Список литературы: Методика сказкотерапии в социально- педагогической работе с детьми дошкольного возраста. Сертакова Н. М. : - Детство- Пресс, 2012 г. Основы сказкотерапии. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. - СПб. : Речь, 2006. Практикум по сказкотерапии. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. — СПб. : Речь, 2002. Формы и методы работы со сказками. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. - СПб. : Речь, 2006. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
- Статья "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха"
- Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
- Сценарий театрализованного представления по мотивам К.Чуковского «Федорино горе»
- Сценарий "Весёлая ярмарка"
- Досуг "Герои любимых сказок"