a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование духовно - нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности"

Автор: Жукова Наталия Александровна Опубликовано: 2024-10-31 16:52:46

Документы для скачивания

Формирование духовно- нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности» Цель: Создание условий для передачи опыта финансового просвещения и воспитания детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности и формирование духовно- нравственных ценностей в процессе преподавания. Задачи: сформировать первичные экономические понятия научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость — с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер ( покупка в магазине, плата за прое зд в тр анспорте и т. д. ) Форма организации мероприятия: мастер- класс   Ход мастер- класса: Слайд 2- 3 С уществует общепризнанное мнение о том, что деньги и нравственность несовместимы, но и в русской истории и в современном мире есть яркие примеры сочетания материальной обеспеченности и истинной духовности: Павел Третьяков, Савва Морозов, Михаил Прохоров, Алишер Усманов, Константин Хабенский. Эти и другие неравнодушные люди создавали на собственные деньги картинные галереи, библиотеки, открывали сиротские дома, школы и больницы для бедных, восстанавливали исторические здания, оказывали помощь театральным труппам или отдельным актерам. Благодаря их стараниям раньше организовывались благотворительные балы, устраивались елки для малоимущих, и сегодня собираются большие суммы для лечения больных и поддержки талантливых детей. Есть люди, которые не богаты, но готовы оказать посильную помощь нуждающимся. Всем нам хотелось бы, чтобы такие примеры не были исключением, а людей, способных проявлять милосердие было больше. Поэтому важно воспитать в детях правильное отношение к деньгам – не только как к средству улучшения своей жизни, но и возможности сохранять и развивать культуру и искусство, помогать тем, кому плохо. Целесообразность обучения детей ( даже школьного возраста)  финансовой грамотности широко обсуждается в нашем обществе. Многие считают, что такие уроки приведут к культу богатства и обесцениванию духовного мира подрастающего поколения. Да, такие риски действительно существуют и чтобы их избежать нужно подойти к вопросу преподавания финансовой грамотности очень осторожно. Необходимо построить работу с детьми так, чтобы ценностные основы нравственности и духовности не только не уходили на второй план, но, напротив превалировали на фоне экономических понятий. Слайд 4 Современные дети рано включаются в финансовую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Однако, полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово- экономических отношениях опасно, ведь такие понятия как  «деньги»,   «богатство»,   «бедность»,   «реклама»,   «кредит»  должны нести не только экономический смысл, но и воспитательный потенциал. Отрадно, что наше мнение по данному вопросу совпадает с мнением великого педагога Антона Семёновича Макаренко. Слайд 5 Действительно, знакомить дошкольников с деньгами необходимо, а помочь в этом способны программы финансовой грамотности. Стоит отметить, что на сегодняшний день идея ознакомления дошкольников с основами экономики широко поддерживается на уровне государства. В помощь педагогам и парциальные программы, разработанные Банком России, и методические разработки практических педагогов на эту тему. Слайд 6 В своей работе пользуюсь программой « Азы финансовой культуры для дошкольников»  Слайд 7 Н а уровне предмет ного содержания реализуемой мной программы создаются условия для воспитания таких духовно- нравственных категорий как: патриотические чувства, основы трудолюбия, ценностное отношение к природным ресурсам; основы нравственного поведения в экономике. Слайд8 В месте с детьми осваивают финансовую грамотность и путешествуют по стране Финансов 2 героя ( Зайка и Незнайка) . Зайка на все вопросы всегда отвечает  «Нужно подумать! ». А Незнайка – не задумываясь, говорит  «Ай, пусть будет так». Сла йд 9 Программа состоит из 7 тематических блоков. На занятиях дети знакомятся с понятием  «Деньги»: с историей их появления, современными деньгами и их стоимостью. Узнают, как заработать и грамотно потратить деньги, знакомятся с понятием  «меценатство». Учатся экономить и копить деньги, разбираются как приобрести недорогой, но полезный и приятный подарок, уясняют, что все же лучший подарок тот, что сделан своими руками. Мы рассказываем о том, как дети могут увеличить свои сбережения. Знакомим с круговоротом денег в производстве, с безопасностью, учим бережливости в различных смыслах этого слова: как сберечь свои накопления и ресурсы на нашей планете. Особенно нравится детям почувствовать себя маленькими бизнесменами, проявить свою находчивость, предприимчивость. Они осознают, что предприимчивый человек, имеющий какие- то сбережения, вещи или навыки, может поделиться ими с нуждающимися. Слайд 10 А главное, дети понимают, что в жизни не все продается и покупается. Радость, любовь родных – за деньги не купишь. Вы еще сомневаетесь в том, что можно поставить рядом финансовую грамотность и нравственность? Да, вопрос этот сложный, но решаемый, и я надеюсь, что вместе мы в нем разберемся. Давайте попробуем заработать и правильно потратить определенную сумму денег. За каждое грамотно выполненное задание мы сможем получить монетки. Слайд11- 14 А начать я предлагаю с  «Виртуального диалога с великими людьми». Писатель Джош Биллингс однажды высказал следующую мысль: " За деньги можно, конечно, купить очаровательного пса, но никакие деньги не смогут заставить его радостно вилять хвостом. " Присоединитесь ли вы к его мнению? Почему вы так считаете? Интересно, как вы отнесетесь к высказыванию писателя Генри Торо: " На лишние деньги можно купить только лишнее. А из того, что необходимо душе, ничто за деньги не покупается" Приведите примеры из своего опыта Философ Фрэнсис Бэкон рассуждал о богатстве следующим образом: " Богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо – когда повелевает нами. " Согласны ли вы с ним? Слайд- 15 Вы проявили активную жизненную позицию в этом диалоге и получаете 1- ю монету. Слайд 16А сейчас предлагаю вам стать участниками экономической викторины с нравственным уклоном. 1. Кто, согласно пословице, платит дважды? Скупой 2. Продолжите известную русскую поговорку: «Хороший товар сам себя… Хвалит» 3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама? Двигатель 4. Название какого насекомого положено в основу названия рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха «ПЕРЕДЕЛКИ»     ( ОТГАДАТЬ ПЕРЕДЕЛАННУЮ ПОСЛОВИЦУ) 1. Экономист сказал – экономист сделал( СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ НЕ ПОЙМАЕШЬ) 2. Лучше рубль в руках, чем доллар в мечтах( ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ, Ч ЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ) 3. Не имей миллион долларов, а имей сто партнеров( НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ) 4. Скажи мне сколько у тебя денег и я скажу кем ты работаеш ь( СКАЖИ МНЕ КТО ТВОЙ ДРУГ И Я СКАЖУ КТО ТЫ) 5. Под матрас проценты не потекут( ПОД ЛЕЖАЩИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЕТ) 6. Без дела жить- без прибыли быть( КТО НЕ РАБОТАЕТ, Т ОТ НЕ ЕСТ) 7. Без экономии и на базар не сходишь( БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА) 8. Вкладывай деньги в дело, пока инфляция не съела( СДЕЛАЛ ДЕЛО- ГУЛЯЙ СМЕЛО) Слайд 17 Нам удалось заработать еще 2 монеты. Одной из форм передачи детям житейской мудрости, в том числе и в отношении финансов, являются сказки. И сейчас я предлагаю вам в очередной раз в этом убедиться. Для этого я приглашаю фокус группу из 3- х человек. Задание, следующее: в указанной сказке выделить 2 составляющие: экономическую и нравственную. Свои выводы можно изложить произвольно, а можно с помощью пословиц и поговорок. Например, чему может научить сказка  «Курочка Ряба»  с финансовой точки зрения, а с нравственной? А теперь возьмите карточки и поработайте со сказками, указанными на них. А пока девушки готовятся, предлагаю всем остальным найти в сказках экономическую составляющую. Слайд 18- 22 1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия из печи до потребителя? «Колобок» 2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка» 3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? «Золотая антилопа» 4. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.   «Кот в сапогах» Слайд 23 И нам удалось заработать еще 4 монеты.   Слайд 24 А теперь послушаем ответы участников фокус- группы. Уважаемые участники фокус- группы, я благодарю вас. С вашей помощью мы заработали еще 3 монеты. Пройдите, пожалуйста, в зал. Слайд 25 И так, благодаря умственному труду мы заработали 10 монет. Слайд 26 П редлагаю посмотреть, что мы можем с ними сделать: Потратить на путешествие, но для этого вам придется взять еще 10 монет в кредит. Поучаствовать в благотворительности и порадовать своих близких. Положить в банк под хорошие проценты. Интересно, а что думают об этом мои помощники? Незнайка  «Ай, мне всё равно! »  Зайка  «Нужно подумать! ». А как поступите вы? Предлагаю коллегиально и в тоже время учитывая мнение каждого, решить, как потратить или все же сохранить наши деньги. У каждого из вас есть жетоны ( они двухсторонние) , цвета которых соответствуют цветам сегментов на нашем рекламном плакате. Выберите, к какому варианту вы больше склоняетесь и поднимите жетон данного цвета ( голосовать можно только один раз) . Если вы сделали другой выбор, то поднимите белый жетон. Предлагаю Вам немного подумать, а пока вы делаете свой выбор я расскажу немного о методах и приемах, которыми я пользуюсь для достижения своей цели по воспитанию духовно нравственных качеств в процессе занятий по финансовой грамотности, некоторые из которых сегодня использовала при общении с вами. Внимание на экран. Слайд 27 Словесные: объяснение, инструкция, беседа, художественное слово Наглядные: наблюдение, демонстрация, использование ТСО Практические: моделирование, элементарные опыты и эксперименты Игровые: сюрпризный момент, использование героев; игровые действия и ситуации; элементы соревнования Слайд 28 Анализ выбора: Уважаемые коллеги. Вы подумали, сделали свой выбор. А сейчас я попрошу вас поднять свои жетоны. Вижу, что часть нашей аудитории планируют отправиться в путешествие. Есть коллеги, которые предлагают сохранить и приумножить сбережения. Но большинство из нас выбрали благотворительность, значит наше общение не прошло даром. И мы уверены, что в работе с детьми также будут положительные результаты. Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что- либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по- разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке? Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. Я вам желаю стабильного финансового благополучия! Уважаемые коллеги! Если вы будете делать что- либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по- разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке? Запомните:  вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия! Спасибо за внимание слайд 29

Оставить комментарий: