«Безопасность детей дома»
Документы для скачивания
Консультация для родителей по теме: «Безопасность детей дома» Детская безопасность. Как редко мы об этом задумываемся, особенно когда ребенок еще мал… Заботливым родителям важно знать правила безопасности для малыша дома! Дом или квартира — это первая “среда обитания”, в которой ребенок начинает свои самостоятельные передвижения. Пока маленький человек под присмотром, есть гарантия, что здравый смысл, внимательность и забота уберегут его от серьезных опасностей. Как только ребенок начинает ходить, возникает риск того, что он может сам создать себе неприятности. Опасный домашний быт. Несмотря на то, что слово “опасность” чаще всего ассоциируется с криминалом, стихийными бедствиями и катаклизмами, в быту для ребенка существуют серьезные угрозы его здоровью. Что же грозит малышу в своем доме? И как избежать неприятностей? Как только ребёнок начал передвигаться по дому, у него появилась возможность не только исследовать окружающий мир, но и что- то на себя опрокинуть, перевернуть, порезаться об острые предметы, с разбегу налететь на выступающие углы мебели, ради развлечения включить газ или воду… Мебель: как обеспечить безопасность детей. Очень опасны незакрепленные к стене стеллажи( или шкафы) с книгами, сувенирами и посудой. Играя, ребенок может схватиться за полку и свалить на себя все, что располагается на стеллаже. Острые края тяжелых книг, упавших с высоты, могут серьезно поранить малыша, не говоря уже о хрустальной вазе или статуэтке. Внимание! Все шкафы и стеллажи в доме должны быть прикреплены к стене специальными кронштейнами, чтобы их невозможно было опрокинуть или раскачать! Не забудьте и об острых углах мебели. Запретить бегать и играть вашему непоседе невозможно. Поэтому о стрые углы столов и другой мебели нужно закрыть мягкими накладками из резины, поролона и любого другого мягкого материала, который не позволит ребенку сильно пораниться. Существуют также специальные накладки для углов мебели. Как видите, и эта проблема решается несложно. Окна и балкон. Для ребёнка, который уже научился ходить и залезать на стулья, опасными становятся открытые окна и незастекленные балконы. Возможность забраться на подоконник при открытом окне порой оборачивается трагедией. К сожалению, подобное происходит часто. На незастекленные балконы детей пускать запрещено. Слишком велик риск! Внимание! Когда в доме малыш, окна и незастекленные балконы должны быть закрыты. Окна следует оборудовать цепочками или специальными устройствами безопасности, благодаря которым ребёнок не сможет самостоятельно распахнуть окно. Электричество. Как обезопасить детей дошкольного возраста. Эта опасность давно всем известна, потому на розетки ставятся специальные заглушки, чтобы малыши не могли засунуть туда пальцы. Провода от электроприборов желательно размещать за мебелью вдоль стен, чтобы ребенок не мог до них добраться. Одна из типичных ситуаций: малыш игрушечными ножницами( или еще хуже — настоящими) пытается перерезать провод. Телеэкраны, дисплеи компьютера — также источник проблем. Запрещайте крохе подходить близко к экрану работающего телевизора и играть в непосредственной близости от него. Вообще от любых электроприборов маленького ребенка желательно держать подальше. Дети любят играть с выключателями, проводами, разбирать и откручивать всевозможные гайки, ручки и т. д. Внимание! Берегите малышей от поражения током. Закрывайте розетки заглушками, размещайте электропровода за мебелью. Следите, чтобы дети не играли рядом с экраном включенного телевизора и компьютера. Бытовой газ и вода. В тех квартирах или домах, где используется бытовой газ, всегда есть вероятность, что ребенок может включить вентиль и произойдет утечка газа. Этого не случится, если вентили будут размещены так, что малышам до них невозможно будет добраться. Безопасные места их расположения подскажет специалист из службы по ремонту газового оборудования. Кроме этого, важно учитывать, что если ребенку не добраться до общего вентиля, открывающего поток бытового газа в плиту, то до ручек, управляющих конфорками, доступ есть всегда. Поэтому когда взрослых нет на кухне, и плита не используется, нужно обязательно перекрывать газ общим вентилем для того, чтобы малыш не смог включить одну из конфорок. Что касается воды, то опасность представляет сама возможность для ребенка открыть краны и затопить квартиру. Отдельное беспокойство — горячая вода. Ясно, что за этим важно следить взрослым. Пока ребенок еще мал, нужно закрывать ванную комнату на защелку. Внимание! Размещайте вентили газового оборудования в недоступном для детей месте. Игры с огнем дома Предупреждения о том, что в детских руках огонь опасен, слышали все. Тем не менее взрослые часто об этом забывают и оставляют в доме без присмотра спички, зажигалки и пиротехнику, приготовленную для праздников. Требовать от крохи осторожное обращение с огнем сложно. Ребенок есть ребенок — он играет со всем, что под рукой. Единственный ВЫХОД: нельзя допустить того, чтобы дети смогли воспользоваться спичками, зажигалками или пиротехникой. Внимание! Все предметы, с помощью которых можно зажечь огонь, необходимо хранить в недоступном для детей месте. Опасные для детей предметы на кухне. Чаще всего трагические происшествия случаются на кухне. В первую очередь опасность представляют острые и режущие предметы: кухонные ножи, вилки. Один из родителей готовит еду, а рядом крутится ребенок. Взрослый только положил нож на стол, а малыш, схватив его. Опасность представляют также иголки, бритвы, инструменты( отвертки, шила) и даже деревянные зубочистки. Кстати, предмет не обязательно может быть острым. Любые мелкие предметы, которые ребенок способен взять в рот и проглотить, потенциально опасны. Лекарства, оставленные в пределах досягаемости крохи, представляют серьезную угрозу. Малыш видит, как взрослые принимают лекарства, многие лекарства имеют форму драже, которая привлекает детей. В итоге малыш без страха может наесться таблеток. Опасность для детей представляет и кухонная плита. Во- первых, дети способны включить газ. Во- вторых, они могут перевернуть на себя кастрюли с кипящим или горячим содержимым. Чтобы обезопасить ребёнка дошкольного возраста, следует приобрести плиту с газ- контролем, либо каждый раз закрывать газовый вентиль после окончания готовки. Также нужно оборудовать плиту защитным экраном, либо стараться готовить пищу только на дальних конфорках – у стены, куда ребёнок не дотянется. Внимание! Убирайте все опасные острые и режущие предметы подальше и следите за ребенком, когда готовите на кухне или делаете мелкий ремонт, пользуясь инструментами. Убирайте все, без исключения, лекарства в недоступное для ребенка место и старайтесь не принимать их у него на глазах. Лучше беду предупредить. Здоровье ваших детей зависят от вас. Будьте внимательны! Памятка для родителей Безопасность ребенка в быту Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка. Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио и видео технике и взрывоопасным предметам. Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома( кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д. ) ! Ребенок- дошкольник должен находиться под присмотром взрослых( родителей, воспитателя, няни) . Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время! Но если Вам всё- таки пришлось уйти, то сначала: Проведите с ним профилактическую беседу, объясните, какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено. Займите ребенка безопасными играми. Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги. Перекройте газовый вентиль на трубе. Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги. Проверьте правильность размещения игрушек, они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок, пытаясь достать игрушку со шкафа, может получить травму при падении. Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате! Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность. Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы. Изолируйте от ребенка лекарства и медицинские препараты( таблетки, растворы, мази) , средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление. Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности! Источники потенциальной опасности для детей Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться: спички; газовые плиты; печка; электрические розетки; включенные электроприборы. Предметы, с которыми детей нужно научить обращаться ( зависит от возраста) : иголка; ножницы; нож. 3. Предметы, которые необходимо хранить в недоступных для детей местах: бытовая химия; лекарства; спиртные напитки; сигареты; пищевые кислоты; режуще- колющие инструменты. Ребенок должен запомнить: Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься, добавляй горячую воду постепенно. Никогда не прикасайся к электрическому прибору( стиральная машина, чайник, фен и т. д. ) , когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током. Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током. Уважаемые родители! Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка! «Как уберечь ребёнка от опасности» Из опыта работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Почему работу по формированию основ безопасной жизнедеятельности нужно начинать уже в дошкольном возрасте? Потому что: Дети наименее защищены и подготовлены к действиям в опасных ситуациях. Ребенка дошкольного возраста отличает чрезвычайная любознательность и эмоциональность. Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослым. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей. Неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с опасностью. Недостаточность у дошкольника самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, различной техникой. Задача нас, педагогов и родителей, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Я в своей работе по социально – коммуникативному развитию, в том числе по формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе использую учебно- методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной. Оно включает программу для дошкольных образовательных учреждений и систему развивающих заданий. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер. Яцек Палкевич дал чёткое определение: " Предвидеть опасность. По возможности избегать ее. При необходимости – действовать" Можно выделить 3 вида опасностей: природные – стихийные явления природы( землетрясения, наводнения, ураганы, понижения и повышения температуры воздуха, солнечное излучение) , а также контакт с дикими животными, ядовитыми насекомыми и растениями; техногенные – связанные с техникой( транспорт, электрический ток, газ, острые колющие и режущие предметы и многое другое) ; социальные – связанные с человеческим обществом( криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества) . Какие умения и навыки должны сформироваться у детей дошкольного возраста? Навык самосохранения ( младшая группа) . Владение способами поведения, позволяющими избежать неблагоприятных последствий( средняя группа) . Умение оказать помощь другим в преодолении чрезвычайной ситуации, информирование других о вероятности тех или иных последствий ( старшая группа) . Оказание посильной помощи себе и пострадавшему в происшествии ( подготовительная группа) . В соответствии с современными психолого- педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я веду по следующим разделам: «Ребёнок и другие люди»; «Ребёнок и природа»; «Ребёнок дома»; «Здоровье ребёнка»; «Эмоциональное благополучие ребёнка»; «Ребёнок на улице" . В своей работе использую разнообразные методы ознакомления детей с основами безопасности: наблюдения, сравнения, игру, метод моделирования ситуаций, повторение, придумывание сказок на разные темы, игры- драматизации. Чтобы определить уровень знаний в определённой области я предлагала детям ответить на вопросы: как бы ты поступил, если остался один дома, встретил незнакомую собаку, «добрых» тётю или дядю, предлагающих тебе конфеты или игрушки, увидел лежащий на земле пакет, сумку, коробку, началась гроза и т. п. , ответы детей говорят о том, знают они или нет, как нужно правильно поступить в той или иной ситуации. Это даёт возможность правильно спланировать предстоящую работу с детьми: беседы, рассказывания из личного опыта, рассматривание иллюстраций, обыгрывание спланированных ситуаций, чтение художественной литературы. В своей работе я использую «Правила безопасности в стихах»( Г. Шалаева, О Журавлёва) , в которых в доступной для детей стихотворной форме рассказывается: почему нельзя есть незнакомые таблетки, подходить к газовой плите, открывать дверь чужим людям, разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, есть грязные фрукты и овощи и т. п. Для закрепления знаний детей, как правильно поступить, я организовывала обыгрывания разных ситуаций: на улице подул сильный ветер, пошёл дождь, загремел гром; ты остался один дома: что можно делать, что нельзя; ты увидел на улице лежащий пакет, сумку, коробку. В своей работе по обучению детей безопасности широко использую плакаты, папки- передвижки: « Осторожно- электроприборы» «Как избежать неприятностей» «Здоровый образ жизни» «Пожарная безопасность» В начале мы их совместно рассматриваем и обговариваем ситуации: что случилось и что не надо делать, чтобы этого не случилось, а в дальнейшем дети самостоятельно рассматривают и рассказывают друг другу, что они об этом знают, сами выступают в роли объясняющего взрослого. Работая по проекту «Что такое хорошо и что такое плохо», я провела с детьми нод по теме: «Спички- детям не игрушка», в процессе подготовки заучивала с детьми стихи о спичках, читала им потешки «Тили – бом, тили – бом. . . », «Гори огонь в печурочке», сказку С. Маршака «Кошкин дом», К. Чуковского «Путаница», организовывала рассматривание изображений пожара, пожарного, пожарной машины, огнетушителей в помещениях детского сада, познакомила детей с назначением пожарных лестниц, рассказала, как нужно действовать в случае задымления или пожара, учила детей аккуратно спускаться по пожарной лестнице. При подготовке к нод «Опасные электроприборы», дети заучивали загадки о различных бытовых приборах, познакомились с дидактическими играми: «Для чего это нужно? » Например: Утюгом- гладят бельё, феном- сушат волосы и т. д. ; «Можно и нельзя»: включать утюг, играть машинкой на батарейках и т. п. , а в процессе непосредственной деятельности дети уже были в роли учителя и рассказывали обо всём, что уже знают Незнайке. В зимний период мы рассматривали иллюстрации «По тонкому льду», «На льдине», знакомила детей, что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на санках и коньках нельзя кататься на водоёмах. После чтения С. Михалкова «Дядя Стёпа», учила детей правильно оценивать поступки героев. На прогулке, когда в нашем бассейне на участке образовался тонкий лёд, я показала детям опыт, как быстро трескается тонкий лёд, если наступить ногой и какие будут после этого последствия, совместно делали выводы. В летний период знакомила детей с понятие «солнечный удар» и как его можно избежать: на прогулку надевать головной убор, играть в тени, пить чаще воду, также проводила с детьми опыты: где быстрее нагреваются предметы- в тени или на солнце. Проводила беседы о том, где и как можно купаться, рассказывала об опасностях, случающихся на воде, как предостеречь себя от укусов насекомых: пчел, ос, шмелей, клещей, знакомила, какую первую помощь нужно оказать при ударе во время падения, пореза острым предметом, укусе насекомого, а дети рассказывали случаи из жизни из своего личного опыта, что делали взрослые в таких случаях. Для повторения играли в игры: «Хорошо – плохо», «Что будет, если…? », «Можно – нельзя». Работая по проекту «В гостях у Светофорчика» я знакомила детей с поведением на улице и в транспорте: здесь нельзя играть, а нужно всегда выполнять правила, чтобы не попасть в беду: не переходить дорогу одному, не играть на дороге. Для этого использовала дидактическую игру «Правила пешехода»: рассматривали опасные ситуации на дороге и закрепляли то, что узнали в игре «Можно – нельзя». Проводила с детьми беседы: «Правила безопасного поведения на улице», «Для чего нужны правила дорожного движения? », «Машины на нашей улице», «Как вести себя в транспорте? », загадывала загадки и предлагала придумать свою загадку о транспорте, дороге, дорожных знаках, познакомила детей с понятными им знаками, пешеходным переходом, светофором и его сигналами, читала рассказы и стихи «Светофор» Е. Жидков, «Светофор» А. Северный, «Запрещается – разрешается» В. Семернин, «На улице нашей. . » Я. Пишумов, «Азбука безопасности» И. Лешкевич, «Правила движенья…» С. Яковлев. В подвижных играх «Светофор», «Цветные автомобили», «Самый быстрый»; дидактических: домино «Дорожные знаки», «Собери автомобиль», «Угадай, какой знак» дети использовали полученные знания на практике. Заключительным этапом стала викторина «Правила дорожные знать каждому положено». В творческой изобразительной деятельности дети учились изображать автобус, грузовую машину, конструировали светофор из бумаги, картона, пластилина. В конкурсе « Мы за безопасность на дороге» дети совместно со взрослыми в своих рисунках отразили различные ситуации на дороге и рассказывали о содержании своих рисунков. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняли, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях. Рассматривая буклет «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе: нельзя близко подходить и трогать незнакомых животных, рвать и есть незнакомые ягоды, собирать без взрослых грибы, это опасно для жизни! Для лучшего усвоения правил поведения в повседневной жизни использовала «минутки безопасности», на которых повторяли и закрепляли основные моменты соблюдения правил безопасности, моделирование опасных ситуаций, использование игрового материала, демонстрация картинок по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Так при помощи картинок и моделей мы закрепляли знания о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках следует только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. В таких беседах всегда стараюсь воспитывать уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. Подобные модели использую при изучении правил дорожного движения, правил поведения в природе, неосторожном обращении с огнем, пожаре и т. д. Опыт работы позволяет сделать выводы о том, что система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует: - формированию чувства безопасности у детей; - осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека; - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; - расширению и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми; - закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту; - предупреждению детского травматизма; - развитию самостоятельности и ответственности. Из всего сказанного нам следует запомнить: лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.