Проект "Неделя психологии в ДОУ"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радость» г. Цимлянска 347320, Ростовская область, г. Цимлянск, пер. Школьный, 4. ИНН 6137003771 тел. 8( 86391) 2- 21- 38 ПРОЕКТ «НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДОУ» Подготовила: Чуйко Е. П. , педагог- психолог. г. Цимлянск, 2024 г. Девиз недели «Важен и прекрасен каждый момент нашей жизни» Участники проекта: Воспитатели всех возрастных групп, воспитанники, родители. Сроки реализации 25 – 29 ноября 2024 г. Тип проекта Совместный, творческий, краткосрочный. Актуальность Педагоги детского сада констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить по- настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка. Как никогда участились негативные проявления эмоционально – личностной сферы ребенка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют такую эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. Проведение недели психологии было направлено на создание благоприятного психологического климата в ДОУ, вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, повышение общественного позитивного эмоционального настроения. Цель мероприятия Сохранение и укрепление психологического здоровья, повышение интереса родителей и педагогов к психологии. Задачи «Недели психологии» повысить интерес педагогов и родителей к психологии; показать реальные формы работы, во зможности психологической помощи в ДОУ; формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально- личностном развитии; повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ. Этапы реализации проекта. Подготовительный этап: определение цели и задач проекта; подбор методического материала, изучение литературы; разработка конспектов занятий с детьми, родителями и педагогами; поиск иллюстрационного материала; разработка тематического пл ана проекта «Неделя психологии». Основной этап: ре ализация проекта: совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями; психологическая акция: «Дерево пожеланий» Заключительный этап: выставка: детских рисунков «Моя семья»; психологическая акция «Аптечка для души». План Недели психологии Понедельник – «День доброты» Вторник – «День семьи» Среда – «День понимания» Четверг – «День дружбы» Пятница – «День мечтаний и пожеланий» День недели Тема и форма мероприятия Понедельник «День доброты» Психологическая акция «Дерево пожеланий»( см. приложение 1) Занятие «Поговорим о доброте» Старшая группа( см. приложение 2) Вторник «День семьи» Беседа с детьми «Моя любимая мама»( средняя группа « Пчёлки ») ( см. приложение 3) Создание и выставка детских рисунков «Моя семья»( подгото вительная группа) - в течении недели, на индивидуальных занятиях. Среда «День понимания» «Минутки» релаксации и психогимнастики( 2 младшая группа) ( см. приложение 4) Тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»( см. приложение 5) Четверг «День дружбы» Тренинг для детей старшей группы «Как хорошо иметь друзей»( см. приложение 6) Пятница «День мечтаний и пожеланий» Психологическая акция «Аптечка для души»( см. приложение 7) Закрытие недели психологии Ожидаемый результат Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса, повысит психолого- педагогическую компетентность педагогов, повысит уровень знаний о психоэмоциональном развитии ребёнка у родителей, сформирует осо знанное отношение к родительским обязанностям, дети и взрослые получат заряд положительных эмоций. Список использованной литературы Киселёва Л. С. , Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М. : АРКТИ, 2006. Петрова В. И. , Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. М. : Мозаика- синтез, 2008. Лютова К. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми[ текст] / К. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб. : Речь, 2005. – 190с. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие[ текст] / Е. И. Рогов. – М. : Изд- во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. – 384 с. Приложение 1 Психологическая акция «Дерево пожеланий» Цель: создание положительного эмоционального настроя среди участников проекта( родители, педагоги, воспитанники) . Задачи: Создание благоприятного климата в ДОУ Развитие познавательного интереса Поднятие общего эмоционального тонуса. Материал: плакат с изображением «Дерева пожеланий», разноцветные стикеры, письменные ручки. Подготовительная работа: Изготовление плаката с изображением деревьев; Размещение плаката, стикеров и письменных ручек фойе детского сада. Каждый работник детского сада, а также родитель, приводя ребёнка, имеет возможность написать пожелание работникам ДОУ, листочек с позитивным высказыванием, приклеивает на плакат. Акция способствует поднятию настроения, построению позитивных взаимоотношений со своим ребёнком, объединению семьи и детского сада. Приложение 2 Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Поговорим о доброте» Цель: Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми. Задачи: развивать чувство удовлетворения за добрые дела; направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь; воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу. Ход беседы Психолог: Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости», послушайте стихотворение: Придумано кем- то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро! » Доброе утро – солнцу и птицам! Доброе утро – улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым! Пусть доброе утро – длится до вечера! О чём мы будем говорить сегодня? Дети: О добре. Психолог: А как вы думаете, что такое добро? Что значит творить добро? Рассуждения детей. Психолог: Для чего нужны доброе сердце и добрая душа? Дети: Чтоб помогать тем, кто попал в беду. Психолог: А какое сердце у злого человека? Ответы детей. Психолог: Злой помогает людям? Ответы детей. Психолог: Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты. Это Дерево наполняет мир добром, напоминает о том, что нужно творить добро. Но с ним произошла беда. Оно завяло и перестало цвести из- за плохих, злых поступков людей. Если мы не оживим Дерево, как вы думаете, что произойдёт. Что может победить? ( победит зло) . Психолог: Чтобы добраться до Дерева, нам надо преодолеть препятствия. Первое препятствие – болото. Игра «Перейди болото». Правило объяснить: перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки- кочки. Раздаю всем по три дощечки( картонки) , одному не хватает. Психолог: Что делать? Предложения детей: ( надо поделиться кочками) . Кто- то из детей отдаёт по одной кочке. Психолог: Мы поделились кочками, это какое дело? Дети: Доброе. Психолог: Доброе дело радость приносит. Вместе с детьми повторяем пословицу. Психолог: Какие слова говорят тому, кто с тобой делится? Дети: Вежливые, добрые слова. Психолог: Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело – поделился кочкой. Дети благодарят друга. Следующее препятствие: «Что такое хорошо, что такое плохо? » Психолог: Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо? »( картинки- слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки) . Ответы детей. Следующее препятствие: «Герои сказок». Психолог: Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев? На столе лежат картинки героев сказок. Психолог: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? Дети: Золушка, Красная Шапочка, Айболит, и т. д. Дети объясняют, какие поступки совершили эти герои. Психолог: А только ли добрыми бывают сказочные герои? Ответы детей: нет. Психолог: Назовите злых сказочных героев? Дети: Злая мач еха, Волк, Бармалей, Лиса, и т. д. Объясняют, какие поступки совершили герои. Психолог: Разложите героев по поступкам, а помогут смайлики. Дети раскладывают в коробки, на которых изображены смайлы с добрым и злым выражением. Психолог: Добро побеждает зло, люди не зря говорят: Доброта спасёт мир. Вместе с детьми повторяем пословицы: Добро побеждает зло, Доброта спасёт мир. Психолог: Вот мы и добрались до дерева Доброты. ( на магнитной доске висит ватман – на нём нарисовано сухое печальное дерево) . Дерево печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое. Оживить его могут ваши добрые поступки, добрые дела. Какие добрые дела можете вы совершать? Ответы детей: помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц, ухаживать за малышами и т. п. Психолог: Давайте расскажем о своих добрых делах. Если вы совершаете добрые дела, значит у вас доброе сердце. Расскажите о своём добром деле, и прикрепите на дерево сердечко. Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги. Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или двусторонний скотч. Психолог: Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело! Вывод: Хорошо ли творить добро? Ответы детей Психолог: Добрый человек добро сеет. Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре. Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки. Давайте построим пирамиду Доброты. Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты. Давайте вспомним добрые дела, которые мы совершили сегодня и подбросим высоко- высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее. Приложение 3 Беседа с детьми средней группы «Моя любимая мама» Программные задачи: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Предварительная работа: рассматривание фотоальбома с фотографиями мам; прослушивание песни о маме. Ход беседы: — Ребята, кто вас сегодня привёл в детский сад? И всё- таки большинство детей привели мамы. — Ребята давайте вместе с вами поговорим о самом близком человеке. Вы можете назвать его? — Конечно, это мама! А все ли, дети знают имена своих мам? ( Дети называют) . Какие красивые имена у ваших мам. — Ребята, у ваших мам не только разные имена, но и разная внешность. Как вы узнаете свою маму? ( Моя мама высокая, низкая, у неё добрые, голубые глаза, волосы чёрные, тёмные, светлые) . — Конечно же, ваши мамы разные. У них разные имена, внешность и одежда, но есть кое- что, в чём они очень похожи. — Когда мама обнимает вас, целует. Она какая? — Когда мама модно одевается? Какая она? — Когда мама не ругает, когда вы шалите. Какая она? — Когда мама смеётся и улыбается. Какая она? — А если вы маму любите, то она какая? — Какие они ваши мамы? — А ещё ваши мамы очень трудолюбивые. В этом они все очень похожи друг на друга. — Что же умеют делать ваши мамы? ( Ответы детей) . — Ребята, а кто уже научился помогать маме? ( Ответы детей) . — Молодцы! Мамы рады, что у них такие замечательные дети. — А какими нежными и ласковыми словами вас называют мамы? — Мамы любят сравнивать своих деток, с кем ни будь. А с кем сравнивают вас мамы? ( Ответы детей) . — Вот как много слов придумывают ваши мамы. — А в какие игры ваши мамы играют с вами? ( Ответы детей) . — Как хорошо, ребята, что у вас есть такие добрые, любящие вас мамы. —А вы знаете, что мамы есть не только у людей, но и у животных и птиц. Они такие же заботливые, нежные и ласковые, как ваши мамочки. Все мамы заботятся о своих детях. — У курицы кто? У утки? У индюшки? И т. д. У волчицы кто? У медведицы кто? У зайчихи кто? И. т. д. Дикие животные живут в лесу. И их мамы учат добывать себе пищу. — Белка учит кого? Чему? — Зайчиха учит кого? Чему? И все они очень похожи на своих мам. — Ребята, а покажите, как вас мамы всему понемногу учили. Дети перечисляют навыки. — Ребята, а что мы должны сказать мамочкам за то, что всему нас научили? ( «Мамочка, спасибо») . Молодцы ребята! Совсем скоро 27 ноября будет праздник посвященный «Дню Матери» обязательно поздравьте своих мамочек с праздником и расскажите им как сильно вы их любите. Приложение 4 Минутки релаксации и психогимнастики( Младшая группа) «Воздушные шарики» Цель: Снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза. «Зайки и слоны» Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками- трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? » Дети разбегаются по группе, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка? . . » Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра. . . » Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. «Волшебный стул» Цель: Способствовать повышению самооценки ребёнка, улучшению взаимоотношений между детьми. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребёнка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имён, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы( группа не должна быть более 5–6 человек) , причём имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чьё имя рассказывают, становится королём. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени( нежные, ласкательные) . Можно также по очереди рассказать что- то хорошее о короле. Приложение 5 Психологический тренинг: «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ» Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся пони мать друг друга. Разработанный тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности. Участники: педагогический коллектив ДОУ. Задачи тренинга: формирование благоприятного психологического климата; нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними; развитие умения работать в команде; сплочение коллектива; повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех. Ход тренинга Педагог- психолог: «Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива. Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал( к чему мы и стремимся) . Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива- это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение». Упражнение «Комплимент» Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента. Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника. Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха: «Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это самые счастливые моменты! Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Например: Аня, ты такой отзывчивый человек! Да, это так! А еще, я добрая! - А у тебя Елена, такие красивые глаза! Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я( добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему. Анализ упражнения: Были ли приятные моменты в упражнении, какие? Игра «Узнаем коллегу с другой стороны» Цель игры: сплочение коллектива. Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами коробка с вопросами, каждый достает по одной карточки с вопросами и задает вопрос соседу справа и так по кругу. Ритуал прощания Цель: поделится своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими. Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое. Участники тренинга прощаются. Психолог: «Всем спасибо за активное участие! ». Подведение итогов В подведение итогов хотелось бы привести слова А. С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей, воспитателей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения. Приложение 6 Тренинг «Как хорошо иметь друзей» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов; создание благоприятного климата в группе; развитие коммуникативных навыков, умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности, повышение самооценки. 1. Приветствие( 2 мин) Цель – создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков. - Сейчас мы с вами поздороваемся необычным образом. Я повернусь к своему соседу справа и скажу «Валера, я очень рада видеть тебя» и улыбнусь ему. Он повернется к своему соседу справа и скажет то же самое, только назовет имя своего соседа справа. И так мы пройдем по всему кругу, передавая наши добрые слова. - Очень хорошо! Упражнение «Разные, но похожие»( 3 мин) Цель – преодоление застенчивости, снижение уровня тревожности, воспитание чувства единства, формирование умения понимать состояние другого. Психолог говорит: - Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают на левой ноге те, кто в шортах. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове… По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но в чем- то они все- таки похожи. Упражнение «Волшебный стул»( 8- 10 мин) Цель- развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков. Посередине круга поставить стул и объяснить, что этот стул волшебный и у того, кто на него садится, сразу становятся видны все его лучшие качества. Предложить кому- либо сесть на стул, остальным детям называть хорошие качества ребенка, сидящего на стуле. На стуле должны посидеть все желающие. Итог занятия Психолог просит детей сказать, какое у них настроение после занятия, какое задание показалось им самым трудным, что понравилось на занятии больше всего, обсудить каждое упражнение. Дети делятся своими впечатлениями. Последним высказывается психолог. Прощание Дети встают в круг. Психолог держит на ладони вытянутой руки мяч. Участники поочередно накрывают одной ладошкой, а потом, не отпуская руки, другой. Затем все хором говорят: «До свидания! » Приложение 7 Акция «Аптечка для души» Цели акции: создание положительного эмоционального настроя среди сотрудников детского сада, родителей, привлечение внимания родителей к вопросам воспитания детей. Формы и методы проведения: коробка с конфетами «Аптечка для души». Подготовительная работа: изготовление коробки; подготовка обвертки для конфет с позитивными высказываниями. Каждый сотрудник, а также каждый родитель, приводя ребёнка в группу име ет возможность взять из «Аптечки» конфету с позитивным высказыванием. Акция способствует поднятию настроения всем участникам.