Мастер-класс для педагогов "Игровые технологии как средство обучения грамоте старших дошкольников с ОНР III уровня"
Документы для скачивания
Мастер- класс для педагогов Игровые технологии как средство обучения грамоте старших дошкольников с ОНР III уровня Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения…» К. Д. Ушинский Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи – одно из ключевых направлений дошкольного образования. Учеными установлено, что именно старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению основ чтения и письма. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОНР представлена в программах многих авторов. Тем не менее, проблема обучения грамоте детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, вызывает дискуссии и имеет неоднозначные решения. Выбор программы не гарантирует хорошего результата у всех детей. Многие дети, не обладая мотивационной готовностью к обучению, теряют интерес к занятиям после первых неудач. Кроме того, неумение действовать по инструкции, недостаточно развитые высшие психические функции, фонематические процессы и графические навыки свидетельствуют также о неготовности ребенка к обучению чтению и письму. Перед педагогом встают задачи выбора эффективных технологий в обучении грамоте, которые помогут в увлекательной для ребенка форме сформировать недостающие навыки. Ведущая педа гогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения игровых технологий. Игра- на мой взгляд, является социально значимой формой детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. е. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у дошкольников резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным. Таким образом, игровые технологии на сегодняшний день являются активными формами обучения. Сегодня хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте. Условно я их разделила на несколько групп: Создание игровой ситуации и и спользование наглядного занимательного материала Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий, экскурсий с детьми выполняют разнообразные задания. Так, например, при знакомстве со звуками Р и Рь, предлагаю вам отправиться в цирк. Жонглёр закончил своё выступление. Поможем ему убрать реквизит. Реквизит – это предметы, которые артист использует для выступления. - Мячи, на которых нарисованы предметы с твёрдым звуком Р мы положим в синюю коробку, с мягким звуком Рь – в зелёную. Проводим жонглёра бурными аплодисментами. К выступлению готовится дрессировщик. - Слушайте внимательно, где живёт звук Р в словах и помогите каждому животному занять своё место на тумбе: в начале арены, в середине или в конце. - Бурные аплодисменты дрессировщику и его животным! Сейчас к выступлению готовится фокусник( иллюзионист) . Объявите его выход. - У каждого фокусника есть волшебный цилиндр – высокая мужская шляпа. С помощью шляпы он умеет превращать одни предметы в другие. Стоит опустить что- то в цилиндр и заменить первый звук в слове на Р или Рь, как произойдёт настоящее чудо и из шляпы появится новый предмет. Педагог опускает в шляпу один предмет, а вытаскивает другой. - Опустил он в шляпу мак, а оттуда вылез …- В шляпу слон опустит хобот, а оттуда выйдет …- Запрыгнули в шляпу козы, а выпали оттуда …- В шляпу опустил кулон, оттуда катится …- В шляпу спрятался кот Пыжик, выбрался оттуда …- В шляпу провалилась кепка, теперь растёт оттуда …- Проник в шляпу рыжий лис, сразу превратился в …- Пусть пироги печёт нам печка, = ( ( ( из шляпы вытекает … Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, чт о их основная цель — обучающая, направленная на развитие зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия, мышления, зрительно- пространственных представлений, на запоминание графического образа буквы. Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, с применением игр VATTOY( ВэйТой) , «Играю, двигаюсь, учусь», разработанная Марком Вайнайпель и адаптированная для игр по обучению грамоте. На полу расположено игровое поле, с разложенными за ранее буквами на них. Игра « Судоку ». Перед Вами игровое поле н а нём разложены буквы. Ход игры: посмотрите на первую улицу, какие буквы на ней живут, назовите по порядку. «Слушай, запоминай, а затем шагай! »( Фонематический слух) «Собери буквы, которые обозначают гласные звуки» «Волшебная дорожка» большая буква – хлопни, маленькая – топни( зрительно- прост р анственные представления) right825500 «БУКВЕННЫЙ ЛАБИРИНТ» В клетках на игровом полотне разложены карточки с изображением задуманных символов( в нашем случае – буквы) . Необходимо пройти по дорожке из одинаковых символов и найти выход. Игроки по очереди проходят лабиринт. Задание способствует развитию внимания, мышления, а еще ребенок двигается. Предложенный маршрут можно пройти, пропрыгать на двух ногах, на одной ноге, на носочках и т. д. «РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО» Подготовка и ход деятельности. На игровом полотне разложены карточки с изображением гласных и согласных букв. Игроки по очереди прыгают в клетки с изображением букв, поднимают карточку и называют слово на заданную букву. Рекомендации. Задание можно использовать для закрепления у детей графического изображения букв, закрепление умения называть слова на заданную букву, пополнять словарный запас. Присутствует двигательная активность: прыжки, наклоны «Цепочка слов». В ходе игры у детей формируются навыки элементарного звукового анализа. Дети учатся называть первый и последний звук в слове. Правила игры: первое слово в цепочке обозначается звёздочкой, нужно определить последний звук в первом слове и найти слово, которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее Использование интерактивных игр Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Компьютерные развивающие игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий. Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми нарушениями возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий. В нашем детском саду кабинет логопеда оснащен современным интерактивным оборудованием: логопедический стол « Logo PRO ” и комплекс «Антошка». Т акже являюсь активным пользователем портала « Мерсибо ». Многофункциональность этого оборудования позволяет работать в разных направлениях, в том числе и по обучению грамоте. И спользование авторских игр. Не всегда можно подобрать игру в соответствии с изучаемой темой, учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка. Это привело к идее создания авторских, обуча ющих мультимедийных презентаций, составленные с пом ощью программы Power Point, пособие «Волшебный куб ». Куб даёт возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, а также на автоматизацию звуков. И нтерактивная игровая папка «Речевичок». Цель данного пособия: повышение эффективности логопедического воздействия при помощи наглядных средств; формирование интереса к занятиям; создание положительной мотивации у детей с речевыми нарушениями. Татьяна Александровна Ткаченко говорила: «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющихся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу». Поэтому применяемые игровые технологии используют воспитатели в образовательной деятельности, режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Считаю, что наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, можно добиться только при активном взаимодействии с родителями. Самое важное в работе с родителями — создание максимально благоприятных условий для коррекционно- воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Для поддержания интереса родителей к данной теме и активного вк лючения их в работу использую разнообразные формы: семинары – практикумы, консультации, мастер- классы. Родители и педагоги — это, прежде всего союзники и единомышленники, у нас одна цель: вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе. Используя игровые технологии в свое й педагогической деятельности, пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте детей с ОНР. Достижение устойчивых положительных результатов подтверждаются данными мониторинга. Стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу.