a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум для родителей "Речевая готовность ребенка к школе"

Автор: Клейман Наталья Георгиевна Опубликовано: 2024-12-16 14:17:24

Семинар- практикум для родителей «Речевая готовность ребенка к школе» Цель:   Повысить психолого- педагогическую компетентность родителей   детей старшего дошкольного возраста в вопросах развития устной речи. Задачи: Познакомить родителей с понятием и критериями речевой готовности к школьному обучению. Показать родителям важность сформированности всех компонентов речи для успешного обучения ребенка в школе. Активизировать родителей в стремлении использовать игры и игровые упражнения для развития устной речи у детей в домашних условиях. Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий, общения и игр. Ход собрания: Слайд 1. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. В. А. Сухомлинский Добрый вечер, уважаемые родители!  Мы рады, что вы нашли время посетить нашу встречу! Этот год- последний год пребывания в аших детей в детском саду. Совсем скоро их встретит школа. И в жизни детей начнётся новый период. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты. Кто- то сейчас подумает" А до школы еще целый год! " . Но мы вас призываем прожить этот год с девизом" До школы остался всего год! " . Ни для кого не секрет, что современная школа предполагает довольно высокий уровень подготовки дошкольника к обучению в ней. Среди прочих   требований  речевая готовность к школе  имеет чрезвычайно важное значение.   И каждого из Вас волнуют вопросы – готов ли Ваш ре бёнок к школе? Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению именно со стороны речевого развития? Справится ли Ваше чадо с чтением и письмом в школе?   По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой?   Сегодня, мы постараемся разобраться, что же т акое речевая готовность к школе и как её развивать. Прежде всего, мы хотели бы вам раздать семечки. Подержите их у себя, пожалуйста, до конца нашего собрания. Это семечко будет символизировать Вашего ребёнка. Итак, в семье появился долгожданный ребёнок. Бог передал нам в руки бесценный дар, поэтому берегите своё ненаглядное солнышко! Вот Ваше солнышко произносит первое слово «мама», а возможно и «папа», делает первые шаги. Пройдет совсем немного времени, и настанет важный момент в жизни вашего солнышка, который называют «первый раз – в первый класс». 1 сентября – рубежный день, который делит жизнь ребенка на дошкольное детство и школьные годы. Впереди – новая, школьная жизнь, и у каждого – своя собственная. Игровой практикум « ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ ». Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. ( На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры. ) А т еперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? ( Нет. ) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по- разному. Отсюда правило: Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого- то или чего- то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ. Игровой практикум «П редмет- метафора «Губка»» Предлагаю провести эксперимент с обычной хозяйственной губкой. - Что у меня в руках? – Губка( родители) - Сейчас я капн у на неё капельку воды. Что произошло? - Капелька впиталась( родители) - Теперь добавлю воды побольше. Что происходит? - А сейчас вообще вытру губкой вот эту большую лужу. Что опять произошло? - Губка впитала в себя всю жидкость( родители) - Значит, каким характерным свойством обладает губка? – Она хорошо впитывает жидкость( родители) . - Правильно, особенностью губки является способность к впитыванию. Так же и ребёнок впитывает в себя всё, как губка. И часто родители озабоченные подготовкой детей к школьному обучению, сажают за стол своих шестилеток и учат, учат, учат… Хотят, чтобы ребёнок впитал в себя как можно больше знаний. И как, правило, их усилия не приносят результатов, так как родители забывают о том, что впитывает ребёнок, всё чему мы стараемся его научить, лишь при одном условии. Это условие – обучение ребёнка в игре. Это особенно сть детей дошкольного возраста. Слайд 3. Что означает речевая готовность ребенка к школе? Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и учителями. Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация. Речевая гот овность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам. Слайд 4. Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформирован ы определ енные компоненты речи. Во- первых, у мение слушать и слышать других. Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте к райне важно, чтобы ребенок мог понимать и действоват ь по той инструкции, которую он получает от преподавателя. Предлагаю немного поиграть. Выполним упражнения для развития речевого внимания. Возьмите листочки и цветные карандаши. Дважды послушайте задание и выполните его. Нарисуйте справа три грибочка, а слева два цветочка. Нарисуйте сверху елочку, а снизу домик. В верхнем правом углу нарисуйте два мячика, а левом нижнем углу три листика. Послушай три близких по звучанию слова и повтори названия только съедобных предметов. Картошка. Ложка. Окрошка. Апельсин. Блин. Мандарин. Конфета. Котлета. Ракета. Миска. Сосиска. Ириска. Спасибо! Вы большие молодцы! Слайд 5. Во- вторых, должна быть сформирована произносительная сторона речи( звукопроизношение) . Ребёнок должен уметь: правильно произносить все звуки речи; чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью( например, мотоциклист, регулировщик) ; говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи( говорить медленно или быстро) Нарушение звукопроизношения приводит в итоге к тому, что ребёнок пишет так, как проговаривает. На письме появляются замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи, а также появляются ошибки при чтении. Слайд 6. В- третьих, необходима достаточная сформированно сть фонематических процессов. Ребенок предшкольного возраста имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, т. е. умеет слышать и различать звуки речи, в том числе требующие тонкой дифференцировки( например, звонкие и глухие, твердые и мягкие пары звуков, свистящие и шипящие) . Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. В противном случае на письме у первоклассника появляются такие ошибки, как смешение букв: свистящих- шипящих, Р- Л, П- Б, Д- Т и др. В одном месте ребенок может написать слово правильно, н- р «шуба», а в другом- непр авильно: « суба ». Из- за недостаточной формированности фонематического восприятия ребенок затрудняется в выборе нужной буквы. Слайд 7. Кроме того ребенок должен владеть некоторыми навыками звукового анализа слов: уметь выделять звуки в словах, определять позицию звука в слове, устанавливать последовательность звуков в слове, давать характеристику каждого звука: гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Это исключительно важные умения, особенно необходимые ребенку в период обучения грамоте. Умение делить слова на слоги, а предложения на слова – также необходимо для успешного формирования навыка письма. Слайд 8. В- четвертых, должен быть достаточный по объему и качеству словарный запас. Лексический запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи.  Ребёнок должен уметь: точно подбирать слова; ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; дифференцировать обозначения предметов и классифицировать их( например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»; помидор, огурец, картофель — это овощи) ; употреблять сложные слова( например, длинноногий, вислоухий) ; пользоваться эпитетами( например, чистое поле) ; подбирать метафоры( например, туча комаров) ; использовать слова и фразы с переносным значением( например, сломя голову) ; подбирать синонимы( например, храбрый – смелый – отважный) ; подбирать антонимы( высоко — низко, длинный — короткий) . Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста.    Слайд 9. Пятый  критерий речевой готовности- сформированность грамматического строя речи( навыки словообразования и словоизменения) .  Ребёнок должен уметь: изменять существительные по падежам и числам( например, санки, на санках) ; употреблять различные предлоги; согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже( например, голубое полотенце) ; согласовывать существительные с числительными( например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей) ; правильно употреблять глаголы( например, я бегу, ты бежишь, он( она) бежит) . Слайд 10. Навыки словообразования:   Ребёнок должен уметь: образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательных и увеличительных суффиксов( например, глаза – глазки – глазищи) ; образовывать глаголы с помощью приставок( например, шел – вышел – перешел – обошел) ; образовывать название детенышей животных; образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных( например, малина – малиновое, лиса – лисья) . Слайд 11. И  шестой  критерий, определяющий речевую готовность ребенка к обучению в школе, - это владение связной речью. Умение пересказать текст, составить самостоятельное связное высказывание – важный показатель готовности к обучению в школе. В норме речь ребенка седьмого года жизни становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказывания. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения, просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях, чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. Недостаточное развитие связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении самостоятельного высказывания, в написании сочинений и изложений. Хорошо же развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам школьной программы. Слайд 12. «Когда и в какие игры играть, чтобы все это развивать? »- спросите Вы. Предлагаю «прогуляться» по квартире и вместе с Вами посмотрим, в какие игры можно поиграть. Много времени мама проводит на кухне. Кухня подходящее место и для развития звуковосприятия. Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребё нку отгадать, какие предметы могут изд авать такие звуки. Потрите на тё рке сырую морковку, прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т. д. А ребё нок пусть попробует отгад ать, закрыв глаза. Предложите ребё нку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук[ ч] – чашки, чайник, а затем со звуком[ л] – ложки, вилк и, салатник и т. д. Покажите ребё нку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук[ р] . Если он затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы: Кар- р- р- тофель или капусту? Ар- р- рбуз или дыню? Пер- р- р- сики или бананы? Лук или огур- р- р- цы? Помидор- р- ры или баклажаны? Много есть игр на обогащение словарного запаса. Поучите малыша составлять из двух слов одно( кофе мелет- кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает – соковыжималка) . Игры на развитие словарного запаса «Давай искать на кухне слова». Попросите ребё нка подумать и ск азать, какие слова можно «достать » из борща? ( свекла, капуста) . Из винегрета? Из холодильника? Плиты? Кухонного шкафа? «Угощаю». Можно поиграть в солё ные, кислые, сладкие, горькие, холодные, горячие слова. Например называйте только сладкие слова: мё д, конфета, арбуз… «Назови». Мама просит малыша назвать только посуду, только овощи, только фрукты, только мебель. Можно дать задания сложнее: Назвать только молочные продукты, только мясные продукты… И гр ы на развитие грамматического строя. К то больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный( только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжё лый, экзотический…. А булка какая? Мягка я, сдобная, вкусная, сладкая, лёгкая… Научите ребё нка использовать уменьшительно- ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек… «Варим варенье»- предложите варианты, например, из яблок варенье – яблочное, а из смородины- смородиновое, и наоборот: смородиновое варенье из чего? «Упрямые слова». Расскажите малышу, что на кухне есть «упрямые слова», которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложение и следите, чтобы он не изменял эти слова. Разбирая сумку с покупками, можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты о ставим на столе, а печенье уберё м на полке возле шкафа. Слайд 13. Отправляемся в комнату. «Вспомни слово». - К нам пробрался Буквоед. Он очень любит лакомиться буквами. От слов остался только первый слог. Какое слово съел Букваешка, которое начинается на слог: КО… МА… Предлагаю поиграть в игру «Цепочка слов». В ходе игры у детей формируются навыки элементарного звукового анализа. Дети учатся называть первый и последний звук в  слове. Правила  игры: первое  слово  в  цепочке  обозначается звёздочкой, нужно определить последний звук в первом  слове  и найти  слово, которое начинается на этот звук – это второе  слово, далее во втором  слове  определяется последний звук и подбирается  слово, которое с этого звука начинается – это третье  слово  и так далее. Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Игра" Что мы видим во дворе? "    Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру" Кто больше увидит" . По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: " Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки" .   Слайд 14. Заканчивая разговор о необходимости речевой  подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь  ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.   Наше собрание подходит к концу. Я попрошу Вас сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Нужна вторая ладошка. Мы готовы дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – вы, другая – я. Давайте попробуем( делаем по очереди хлопки: учитель- логопед- родители) . Вот видите, вместе нам удалось справиться с задачей. В начале собрания мы вам раздали семечки. Достаньте его сейчас, пожалуйста. Это семечко мне напоминает возникновение и рост наших детей. Подобно этому семечку из наших детей вырастает культурные или дикие растения. И в наших с вами руках – вырастет из этого семечка прекрасный цветок, или колючий одинокий кактус, к ак с этим семечком, которое кто- то зажал с силой в руках так, что оно рассыпалось, кто –то положил в карман и забыл, а кто- то вообще отложил в сторону и забыл, вот так и мы поступаем со своими детьми. Или проявляем полное безразличие, или периодически вспоминаем и начинам воспитывать, или зажимаем его так, что ему не продохнуть, ломаем его. В наших силах удержать своего ребенка целым и невредимым, вырастить из него полноценную ЛИЧНОСТЬ. РЕФЛЕКСИЯ «Букет настроения» Надеюсь, что полученная сегодня информация была полезна вам. Хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. ( Участникам раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза) . Если вам было очень интересно, и вы получили важную для себя информацию – прикрепите к вазе красный цветок. Если собрание не интересное, не было никакой полезной информации – голубой. Помните: всё в ваших руках! Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки! Будьте терпеливы и терпимы! Слайд 15. Спасибо за ваше активное участие! Всего вам доброго! 208978512192000- 821055152400003676650234950007505703949700034372553362325003238503321050002682240110363000- 762000113982500left23100

Оставить комментарий: