a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Что же такое ориентировка в пространстве и времени?»

Автор: Сурикова Наталья Викторовна Опубликовано: 2024-12-16 20:33:36

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение" Детский сад № 157" Консультация «Что же такое ориентировка в пространстве и времени? » Разработала: учитель- дефектолог Сурикова Наталья Викторовна Ярославль 15. 11. 2023 «Что же такое ориентировка в пространстве и времени? » Умение ориентироваться в пространстве и времени очень важно как для взрослого человека, так и для ребенка. И это умение является составной частью целостного развития ребенка дошкольника. 3545205209931000 Ориентировка в пространстве и времени одна из актуальных и трудных проблем входящих в социальную адаптацию детей с нарушением зрения. Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела: формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия( спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями: там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения( под, над, около) .      Значительная часть детей с трудом воспринимают пространственные отношения. Часто отмечаются оптико- пространственные нарушения. В этом случае детям трудно изображать геометрические фигуры, рисовать, писать. Нарушение оптико- пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении задания по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении. Ориентировка во времени создает для ребенка большие трудности, чём ориентировка в пространстве. Ребенок живет во времени, его организм определенным образом реагирует на течение времени — в известное время суток ему хочется есть, спать и т. д. , но сам ребенок время долго не воспринимает. Даже тогда, когда приходит время сесть за стол, он не осознает, что его беспокойство, легкие капризы( «Хочу пить! »; «Хочу мороженого») и даже заявление: «Я не хочу есть! » — не что иное, как проявления реакции организма на время обеда. 123825815340 Время текуче, оно не имеет наглядной формы, с ним невозможно совершать действия — любые действия происходят во времени, а не со временем. У ребенка знакомство со временем может начаться только с усвоения обозначений и мер времени, выработанных людьми. А эти обозначения и меры усвоить не так- то легко, поскольку они имеют условный и относительный характер. Отрезок времени, на который указывают слова «сегодня», «завтра», «вчера», «теперь», беспрерывно меняется. То, что накануне называлось «за Время не имеет наглядных форм и воспринимается опосредованно, через движение или чередование каких- либо явлений. Сложно для детей понимание смысла слов, отражающих временные понятия в силу их относительного характера( вчера — сегодня — завтра) , так как момент реальности непрерывно передвигается. К пониманию временных промежутков ребенок подходит не ощущением, а размышлением. ( «Ночь — это когда темно и все спят») . Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость( быстро, медленно) , хуже длительность и последовательность. Слово играет особую роль в восприятии и оценке времени. Трудности восприятия времени детьми обусловлены его особенностями: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсутствием наглядности. Овладение ориентировкой в пространстве и времени — процесс сложный и длительный, требующий настойчивости и терпения. Подготовила учитель- дефектолог Н. В. Сурикова

Оставить комментарий: