Родительское собрание "Запреты в жизни ребенка: ставим границы"
Документы для скачивания
ФИО: Жолтикова Вита Сергеевна Группа: 321Н1 Выделение проблемы, актуальной для участников интерактива Как правильно ставить границы детям? К ак справиться с негативной реакцией ребенка на запрет? Тема Запреты в жизни ребенка: ставим границы. Цель Просветить родителей о запретах в жизни ребенка, о том, как правильно ставить границы детям. Задачи Создать условия, при которых участники смогут осознать связь между родительскими запретами и поведением ребёнка. Проанализировать собственные запреты в семье. Создать условия, при которых участники смогут выявить баланс установки границ детям. Выявить пути решения разных видов реакций ребенка на запрет. Материалы и оборудование Интерактивная доска, раздаточный материал, флипчарт. Научные источники, используемые в ходе родительского собрания Основы духовной культуры( энциклопедический словарь педагога Валентины Сергеевны Безруковой) ; вебинар психолога и педагога Людмилы Петрановской «Границы: что это такое и как научиться ставить их детям». Содержание Этапы собрания Описание Приветствие, установление контакта Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать всех вас на нашей встрече. Предлагаю начать нашу встречу с игры «Комплимент». Правила игры: по часовой стрелке передавать друг другу комплименты или какие- нибудь пожелания. ( Игру начинает учитель) . Выход на тему Метод активной иллюстрации( Краски, губка вода) . Уважаемые родители, послушайте фразы родителей для своих детей и посмотрите, как ребенок впитывает в себя эти фразы. Губка – ребенок, цвет краски – то, как ребенок воспринимает услышанную информацию. «Не реви! »( ребенок впитывает темные краски, закрывается, не хочет больше проявлять своих чувств) . « Нельзя бить рукой по стеклу: если оно разобьется, ты порежешься и тебе будет больно, я переживаю». ( ребенок впитывает светлые краски, видит, что родители заботятся о нем, понимает причину запрета) . Уважаемые родители, что вы можете сказать о данных фразах? Что ребенок в себя впитывает? Что он чувствует? ( 1 фраза – родители запрещают проявлять чувства, ребенок закрывается; 2 фраза – является хорошей для запрета, т. к. ребенок понимает причину данного запрета, видит, что о нем заботятся, а не просто что- то запрещают) . Уважаемые родители, спасибо за ваши ответы. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашей встрече? Наша тема сегодняшнего собрания: «Запреты в жизни ребенка: ставим границы ». Постановка цели Что для вас было бы важно узнать на нашей сегодняшней встрече? ( как правильно ставить границы детям, как нужно правильно запрещать, как справиться с негативной реакцией ребенка на запрет) . Спасибо, за ваши ответы. Цель: узнать, как правильно ставить границы детям; как справиться с негативной реакцией ребенка на запрет. Уважаемые родители, а как вы считаете является ли эта тема актуальной для детей младшего школьного возраста( 7- 11 лет) ? Спасибо за ваши ответы. Действительно, является актуальной, т. к. Запреты – неотъемлемая часть воспитания. Именно благодаря запретам в детстве, став взрослыми, мы понимаем, что можно и что нельзя. Разбор основного понятия собрания Уважаемые родители, обратите внимание, у вас на столах лежат кошельки полезностей, в них вы можете делать для себя заметки. Писать то, что для вас является наиболее важным. Обсуждение с родителями Уважаемые родители, поделитесь пожалуйста своим опытом запретов. Как было у вас в семье? Что вам запрещали, как? Считаете ли вы это правильным? Применяете ли это на своих детях? Что вы запрещаете своим детям? Как вы это делаете? Хотели бы научиться делать это правильно? Уважаемые родители, давайте вспомним что же такое запрет. Запрет – это метод организации жизнедеятельности детей, состоящий в строгом неразрешении каких- либо общественно вредных действий. ( Основы духовной культуры( энциклопедический словарь педагога Валентины Сергеевны Безруковой) . Уважаемые родители, а как вы понимаете фразу ставить границы? Ставить границы – ставить барьеры для того, чтобы была гармония взаимоотношений. Упражнение « ленточк а» Участвуют 2 родителей, остальные наблюдают и анализируют. 1 родитель – ребёнок, любопытный и активный, а 2 родитель – его мама или папа, которые, естественно, любит своего ребёнка и стараются сделать для его блага все возможное. Однако мама беспокоится за ребёнка. Вышли на улицу – мама стала переживать: вдруг он убежит. Что она будет делать? Из любви к своему ребёнку мама завязывает ему ножки ленточкой, чтобы он не убежал далеко. И всё это она делает исключительно из любви к нему! Ребёнок растёт. Ему все интересно потрогать, повертеть в руках, разобрать, посмотреть, что внутри, как это работает. Мама, опять же из любви к ребёнку и во благо завязывает ему ленточки на руках – вдруг он что- то сломает, повредить себе что- нибудь. Потом ребёнку завязывают глаза – чтобы не увидел ничего лишнего. Затем рот – чтобы не сказал ничего лишнего. Через какое- то время ребёнок идёт в сад, затем в школу. И в первом, и во втором случае опять найдётся место для очередной ленточки. Теперь ребёнку завязывают уши, чтобы он, не дай бог, не услышал ничего лишнего. Когда он подрастает и начинает выражать много чувств, ему завязывают грудь. Чтобы всё держать под контролем, мама привязыва ет свою руку к руке ребёнка, а теперь давайте посмотрим на нашего « ребёнка », подумаем и ответим на вопросы: – Что чувствует ребёнок, находясь в таком положении? ( не может ничего сделать сам, ему все запрещают, закрывается, чувствует обиду и т. д. ) – Какая ленточка вам больше всего мешает? – Какую ленточку вам хотелось бы снять в первую очередь и почему? Уважаемые родители, а теперь предлагаю обсуди ть вопрос: для чего нужен запрет? Из того, что вы увидели и услышали, что вы можете сказ а ть? Для чего все- таки нужен запрет? Запреты необходимы, чтобы показать ребенку, как можно себя вести в обществе и как нельзя, что может быть опасно для него и окружающих, что вызывает вашу злость. Уважаемые родители, какой вывод мы с вами можем сделать? Вывод: запрет нужен, для того чтобы показать ребенку что можно, а что нельзя, очень часто родители запрещают только, потому что им что- то не нравится, запрещают все: чувствовать, трогать, ощущать. ( Гиперопека) . Уважаемые родители, а что нужно делать для того, чтобы этого не произошло? Как правильно запрещать/ ставить границы? Спасибо за ваши ответы. Разрешение проблемы Уважаемые родители, давайте научимся правильно ставить границы детям. Упражнение «правильно- неправильно» Обратите внимание на экран, представлены 2 запрета. Ваша задача их исправить на правильный вариант. « Не дёргай кошку за хвост! » – неправильный вариант. « Кошка – такое же живое существо, как и ты, её надо любить! Ты можешь её погладить, если хочешь». – правильный вариант. Что вы можете сказать о данной фразе? Что ребенок будет думать, чувствовать? ( не будет понимать причину запрета, может делать это ещё раз) . Что вы можете сказать об исправленном варианте? Что ребенок будет думать, чувствовать? ( ребенок поймет причину запрета, спокойное объяснение) . «Не кричи! » – неправильный вариант. « Н е нужно повышать голос, ты мешаешь другим. Давай спокойно с тобой обсудим вопрос». – правильный вариант. Что ребенок будет думать, чувствовать? ( не будет понимать причины, закроется в эмоциях) . Что вы можете сказать об исправленном варианте? Что ребенок будет думать, чувствовать? ( поймет причину запрета, увидит учет его мнения, спокойное объяснение) . Уважаемые родители, исходя из вышесказанного предлагаю составить 1 мини- памятку, которую я по окончанию собрания сфоткаю и отправлю в наш общий чат. Мини- памятка «Как правильно ставить границы детям». Ясность. Запрет должен быть понятен ребёнку, при необходимости следует объяснить, чем вызван подобн ый запрет. Откровенность. Будьте честны с ребенком, говорите правду о своих намерениях и беспокойствах. Угроза. Не угрожайте ребенку, от этого поведение не станет лучше. Возраст. Учитывайте возраст ребенка. Не требуйте большего, чем он может в силу своих лет. Отношения. Отношения должны быть важнее запретов. З апрещая, мы должны сохранять у ребенка ощущение, что отношения все равно в порядке. Мнение. Учитывайте мнение ребенка, ребенок должен чувствовать, что его слышат и понимают. Четкие правила. Должны быть оговорены четкие правила, чтобы ребенок понимал запрет. Интонация. Выберите подходящую интонацию. З апреты нужно озвучивать спокойным тоном, четко и уверенно. Ребенок не должен услышать в ваших словах сомнение, иначе он вряд ли воспримет вас всерьез. Уважаемые родители, я предлагаю вам упражнение «Колесо баланса». У вас на столах лежит колесо баланса. Запишите в пустые окошки то, что нужно для того, чтобы достичь баланса, когда ставим границы( доверие, четкие правила, общение, учет мнения ребенка, объяснение причины запрета, личные границы, следить за соблюдением границ, уделять время, уважать чувства) . Вы видите шкалы от 0 до 10. Ваша задача оценить каждый пункт, который вы написали от 0 до 10 как происходит у вас. 0 – никак, 10 – очень хорошо. Теперь начертите черточки, далее соедините их. Уважаемые родители, колесо должно быть ровным. Вы можете увидеть, где у вас западает колесо и решить эти проблемы. Уважаемые родители, давайте подумаем, как мы можем достичь баланса? ( иметь доверительно отношение с ребенком, объяснять причину запрета, устанавливать четкие правила для ребенка, учитывать мнение ребенка, следить за соблюдением границ, не только ребенка, но и как вы их соблюдаете, уделять нужное время ребенку, уважать его чувства, не ругать, границы должны быть определены по возрастным особенностям и т. д. ) Уважаемые родители, было бы вам интересно узнать, как справиться с негативной реакцией ребенка на запрет? Уважаемые родители, сейчас мы с вами со берем пенал с карандашами и ластиками. Работа в группах Пенал – это проблема( как справиться с негативной реакцией ребенка на запрет? ) Карандаши – это виды реакций ребенка на запрет. Ластик – это то, как мы можем справиться с тем или иным видом реакции на запрет. Уважаемые родители, у вас на столах лежат карандаши, запишите на них какие бывают виды реакций ребенка на запрет. ( Прикрепляю на доску магнитами) . Виды реакци й на запрет: 1. Протест, злость, плач. Такая реакция естественна для ребенка, которому не разрешили то, что он хочет. 2. Манипуляция. Ребенок пытается добиться своего различными путями( например шантажом) . 3. Принятие. Уважаемые родители, а почему могут возникать такие реакции у ребенка? ( 1. Такая реакция естественна для ребенка, которому не разрешили то, что он хочет. 2. Ребенок пытается добиться своего. 3. Дети просто успокаиваются, когда понимают, что о них заботятся) . Уважаемые родители, давайте подумаем, как мы можем справиться с данными реакциями? Запишите решение на ластиках. ( Прикрепляю на доску магнитами) . 1 вид: н ужно уметь выдержать такие реакции и правильно на них реагировать. Например, можно сказать ребенку: «Я понимаю, ты расстроен из- за того, что…». Принятие и обозначение чувств ребенка позволит ему легче перенести запрет. 2 вид: не стоит поддаваться на провокации, уважайте мнение ребенка, сохраняйте спокойствие, доверительные отношения с ребенком. Итак, уважаемые родители, скажите пожалуйста, к какому выводу мы сегодня с вами пришли. Спасибо за ваши ответы. Итог, рефлексия Уважаемые родители, рекомендую использовать поучительные литературные произведения, сказки, мультфильмы для обсуждения их с детьми. Это поможет ребенку легче понять, что можно, а что нельзя. Также и вы и ребенок будете услышанными. Х очу порекомендовать вам вебинар известного психолога и педагога Людмилы Петрановской « Границы: что это такое и как научиться ставить их детям ». В данном вебинаре Людмила Петрановская разбирает понятие «личные границы», а также дает нужные советы о том, как научиться их ставить. Уважаемые родители, прошу перейти по Qr- коду и оставить свой комментарий по нашей сегодняшней встрече. http: / / simpoll. ru/ run/ survey/ 0052c395 Я чрезмерно благодарна вам за то, что вы уделили время нашей встрече! Желаю вам хорошего дня! До свидания!